Российская экономика проходит 2025 год с тревожным багажом: растёт доля убыточных компаний, а региональные рынки фиксируют рост банкротств. Свердловская область, традиционно промышленный центр страны, демонстрирует противоречивую картину: часть отраслей держится, но общее давление на бизнес усиливается. При этом промышленная ориентация региона при ухудшении тренда может обернуться для него серьезной уязвимостью. Без ослабления денежно-кредитной политики ЦБ эксперты ожидают ухудшение наметившегося тренда, а без усиления адресных мер поддержки бизнеса ситуация может перерасти в полномасштабный кризис с ростом безработицы и протестными настроениями, особенно в моногородах. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Согласно исследованию "Известий", треть российских компаний по итогам 2024 года оказалась убыточной. Причины называют очевидные: дорогие кредиты, рост издержек и падение спроса. Эксперты предупреждают, что бюджет может недополучить до 1 трлн рублей налога на прибыль. Со стороны регулятора применяются меры в попытке сгладить ситуацию. Банк России снизил ставку в несколько этапов с 21% до 18%, но для бизнеса это всё ещё высокий барьер: кредиты дорогие, оборотные средства ограничены, маржинальность снижается.
"Экономика показывает рост около 1,5% в год, но этот рост крайне хрупкий", — отмечают аналитики.
В промышленном сердце страны картина ничем не лучше. По данным Свердловскоблстата, в январе–июне 2025 года сальдированный финансовый результат предприятий региона составил 279 млрд рублей — это на 7,6% меньше, чем годом ранее. При этом 27,3% компаний завершили полугодие с убытком, их совокупные потери превысили 87 млрд рублей. Особенно уязвимыми оказались: обрабатывающая промышленность (25,2% компаний в минусе), добыча полезных ископаемых (50% в убытках) и энергетика (57,9%). Более устойчиво чувствуют себя торговля и строительство: около 80–85% игроков работают в плюс, но и там фиксируется рост числа убыточных предприятий.
Только убытками кризисные явления в регионе не ограничиваются, многие предприятия просто не выдерживают нагрузки. Так, в 2024 году в России выросло число банкротств, особенно остро на себе этот тренд ощутили небольшие ИП. Из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) было исключено более 2 тыс. человек. Значительная доля пришлась на Свердловскую область, где выбыло 85 ИП (4,25%).
Причины кризисных явлений стандартны — рост долговой нагрузки, удорожание ресурсов и слабый спрос. Последствия же приведут к потере налоговой базы и росту безработицы, что станет дополнительной нагрузкой на бюджет.
Эксперты считают, что без адресной поддержки — от снижения административного давления до субсидирования кредитов и налоговых льгот для уязвимых отраслей — доля убыточных и банкротящихся предприятий может продолжить расти. А Свердловская область традиционно является локомотивом промышленности, но именно этот фактор
сегодня делает её особенно уязвимой: кризис в базовых отраслях бьёт по всей экономике региона.
Первый вице-президент Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей Александр Породнов обратил внимание, что единственной действенной мерой в текущих условиях станет снижение ключевой ставки Центрального банка России.
"Причины очевидны. Высокая ключевая ставка ограничивает возможности компаний для развития практически во всех сферах. Как итог, снижение объёмов заказов на внутренних рынках. Например, снижение инвестиционной активности в строительной и нефтегазовой отраслях негативно влияют на объём заказов у металлургов. И далее по цепочке. А в Свердловской области 53% промышленного производства приходится на металлургию. Укрепившийся рубль негативно влияет на конкурентоспособность продукции на внешних рынках. С другой стороны, растут издержки предприятий в связи с ростом цен поставщиков, повышением оплаты труда, необходимостью обслуживания кредитных обязательств. Абсолютное большинство компаний считают, что серьезное снижение ключевой ставки станет самой действенной мерой по оживлению экономики", — поделился с Накануне.RU Александр Породнов.
Рост числа убыточных предприятий в Свердловской области напрямую отражается на рынке труда. В обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых многие предприятия остаются ключевыми работодателями для городов и посёлков. Их сокращения или банкротства могут привести к увеличению уровня безработицы и падению доходов населения. Особенно уязвимыми оказываются моногорода, в Свердловской области их насчитывается 17. Их экономика напрямую зависит от одного или двух крупных предприятий. В таких случаях сбои в работе заводов сразу вызывают социальное напряжение — от протестных настроений до роста миграции населения.
Экономисты предупреждают: если доля убыточных организаций закрепится на уровне выше 25–30%, Свердловская область может столкнуться с серьёзными вызовами — ростом безработицы, увеличением нагрузки на службы занятости и бюджет, а также снижением потребительского спроса.