Аналитика


Ректор СахГУ раскрыл правду: на рынке труда кризис, но никто не занимается прогнозированием
Экономика | В России | Сахалинская область

Рынок труда испытывает дефицит кадров, но никакого прогнозирования потребностей до сих пор нет, об этом рассказал ректор Сахалинского государственного университета Александр Самардак на прошедшем Восточном экономическом форуме.

Обычно на таких мероприятиях о серьезных проблемах не говорят так прямо, как это сделал сахалинский ректор. Он сказал просто: "Мы или будем хвастаться успехами или давайте поговорим серьезно?"

Редко когда от достаточно высокопоставленного должностного лица можно услышать такие слова. Возможно, они были вызваны той затхлой атмосферой, в которой происходило обсуждение — перечислялись сплошные успехи. Но ректор рассказал о том, что происходит на самом деле. В стране продолжается убыль населения, а количество трудоспособного населения сокращается.

По его словам, в стране до сих пор никто не понимает, как управлять рынком труда. Он существует, но нет адекватного прогноза — то есть соответствующего потребностям экономики.

"Федерального национального прогноза рынка труда нет. Регионального на самом деле тоже нет. То, что регионы прогнозируют, это вообще не соответствует действительности. Что сейчас происходит? Как вузы реагируют на потребности рынка труда? А никак. Знаете, что происходит? Мы каждый год запрашиваем контрольные цифры приема. Регионы формируют свою потребность. Но знаете, как она формируется? Регионы ее запрашивают у университетов. То есть университет получает то, что он хотел, и продолжает свою деятельность, не обращая внимания на рынок труда", — рассказал Александр Самардак.

Накануне.RU неоднократно писало о том, что вузы перестали выполнять свою главную функцию — готовить специалистов, и переориентировались на "трудоустройство" абитуриентов, чтобы предотвратить молодежную безработицу. Для вузов набор студентов стал самоцелью, так как он обеспечивает профессорско-преподавательский состав зарплатой. Вузы набирают абитуриентов по максимуму, чтобы закрыть все бюджетные места и обеспечить себе максимальную нагрузку (и зарплату!). При этом отчислять студентов стараются по минимуму, потому что цель вуза — не выпуск специалистов, а обеспечение себя зарплатой. В такой рыночной логике вузы действуют по единственно возможному пути — они ищут своих "клиентов" — абитуриентов, а когда те становятся студентами, держатся за них до последнего. Об уровне выпускников можно и не вспоминать.

Сам ректор СахГУ упомянул, что вузы боятся потерять свои направления подготовки, поэтому запрашивают те цифры набора, которые нужны им ("университет получает то, что он хотел"). Только к реальным потребностям страны это никакого отношения не имеет.

Отдельная проблема состоит в том, что кадры нужны сегодня, а не через пять-шесть лет. За это время структура экономики может сильно измениться.

Не забыл ректор сказать и об уровне абитуриентов. Разрешение студентам старших курсов преподавать в школах явно еще больше снизит качество обучения. Сейчас многие идут в колледжи, но отчасти это вызвано не только ростом их престижности, но и снижением уровня образования детей. Возможно, они боятся ЕГЭ. Все это влияет на уровень квалификации будущих кадров. Но эти проблемы не обсуждаются.

Студенты в Челябинске(2023)|Фото: Накануне.RU

Самардак считает, что, может быть, нужно сократить время обучения в вузах, а также давать там рабочие профессии. Кроме того, на каждом этапе давать диплом, чтобы не потерять человека. Сами дипломы — это что-то вроде свидетельства о квалификации, которая после каждого курса должна увеличиваться. Впрочем, эти предложения выглядят почти невероятными. Да и нужны ли они? Сокращенное время обучения — это и есть среднее профессиональное образование.

Также ректор обратил внимание, что ежегодно в вузы набирают около 1,3 млн человек, при этом из них потом около полумиллиона не идут работать по профессии. Куда они уходят и чем занимаются — это никого не интересует. Все это усугубляет проблему нехватки кадров.

Учитель информатики из Санкт-Петербурга Михаил Богданов отмечает, что давно не слышал столь ясного и аргументированного выступления о проблемах в отрасли.

"Давно говорю не переставая: в российском образовании нет стратегического планирования и управления. Нынешнее руководство отрасли этого попросту не умеет. Для них слово "госплан" и горизонт планирования в 25 лет являются словами на языке, которого они не знают. Это видно по тексту Стратегии развития образования, которую они пытаются написать, но она продолжает идти вразрез с реальностью и жизненными потребностями экономики, о которых говорит ректор. Увы. Пока не появятся в управлении отраслью люди, понимающие, как развивать территории и экономику посредством обеспечения их кадрами, а не нацеленных на "вызовы", то есть на латание дыр, — ничего не поменяется", — отметил учитель.

О нехватке кадров говорят во всех отраслях. В энергетическом секторе она уже критическая, особенно в отдаленных районах, говорит Самардак. Через пять лет российской экономике потребуется как минимум 2,4 млн дополнительных работников, заявил в июле министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Как считают практически все эксперты, заделать кадровую дыру только с помощью мигрантов и работающих пенсионеров не получится.

Управляющий партнер Main division Андрей Глушкин констатирует, что, несмотря на заявления, престиж рабочих профессий крайне низок. Молодежь не хочет работать руками, а идет в офисы. Нужны сотни тысяч рабочих рук, а их нет. Как нет никакой долгосрочной стратегии.



Евгений Чернышёв