Аналитика


В России готовятся полностью запретить вейпы
Общество | В России

Россия стоит на пороге системных изменений в сфере общественного здоровья. Депутаты готовят закон о полном запрете вейпов, приравнивая их к наркотикам. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Инициатива о полном запрете вейпов обсуждают на законодательном уровне. Летом президент поддержал эксперимент по их запрету в Нижегородской области, а председатель Госдумы Вячеслав Володин публично одобрил эту идею. Теперь межфракционная группа депутатов готовит законопроект, который не просто ограничит, а полностью исключит оборот электронных курительных устройств на территории страны.

При этом парламентарии предлагают приравнять вейпы к наркотическим средствам — с соответствующей уголовной ответственностью за их продажу и употребление. По официальным данным, в России сейчас около 5 миллионов пользователей вейпов, а за последние два года их потребление выросло в пять раз — вдвое быстрее, чем в среднем по миру.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по контролю Дмитрий Гусев поясняет: "Мы подготовили межфракционный законопроект, который предлагаем к обсуждению всем фракциям. После того, как все фракции с этим ознакомятся, будут внесены поправки и мы поймем, что за этим законопроектом стоит 450 депутатов, тогда диалог с правительством будет другой".

Он также отмечает, что "вейпы — это наркотики", и ответственность за них должна наступать такая же, как за распространение наркотиков.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по экономической политике Михаил Делягин акцентирует внимание на главной опасности: "Проблема вейпов в том, что мы не знаем, что там внутри. Когда человек употребляет алкоголь или табак, понятно, что с ним будет. Когда человек употребляет вейпы — это не знает никто, включая продавца".

Он также провел параллель с лоббистскими методами: "Лоббисты вейпов используют те же аргументы, что и лоббисты наркоторговли".

Доктор медицинских наук, ректор ВШОУЗ Гузель Улумбекова приводит конкретные медицинские данные: "У тех, кто курит вейпы, содержание никотина в крови практически в 3-4 раза больше, чем у обычных курильщиков. Вейпы влияют на префронтальную кору головного мозга, на ацетилхолиновые рецепторы. Снижается когнитивная способность, внимание, растет распространенность депрессии и риски суицидов".

По ее словам, ученые доказали, что все эти риски в 2-3 раза выше в группе тех, кто курит вейпы.

Школьники(2024)|Фото: Накануне.RU

Параллельно с борьбой против вейпов на федеральном уровне обсуждается и другая проблема — качество школьного питания. Депутат Мосгордумы, член комиссии по социальной и экономической политике Елена Ямщикова констатирует: в Москве учатся более 1,1 миллиона детей, из них 450 тысяч получают бесплатное питание. Однако, несмотря на многоуровневый контроль, Роспотребнадзор фиксирует вспышки инфекционных заболеваний.

"В 2021 году выявлен один очаг с 10 пострадавшими, в 2023 — один очаг с 5 пострадавшими, в 2024 — два очага с 71 ребенком", — приводит она статистику.

Ямщикова перечисляет типичные жалобы родителей: нехватка времени на обед (всего 20 минут), невкусная еда, часто пересоленная или с неподходящими соусами.

"В одной из школ старшеклассников выпускают в столовую только после 6 урока, то есть целый день ребенок сидит без завтрака и обеда", — говорит она.

Цены в буфетах высоки, а ассортимент состоит в основном из фастфуда — пирожков и сладостей. По данным Мосгорстата, болезни органов пищеварения у детей до 17 лет выросли с 80 319 случаев в 2023 году до 85 745 в 2024.

Оба эти вопроса — и запрет вейпов, и качество питания — упираются в более общую проблему состояния системы здравоохранения. Гузель Улумбекова констатирует: "Оплата труда медицинских работников в Москве в два раза выше, чем в регионах — например, в Псковской, Ивановской областях или Алтайском крае". Из-за этого кадры мигрируют в столицу и Санкт-Петербург, оставляя периферию без врачей. Необходимо выравнивание финансирования.

Улумбекова считает: "Государственные расходы на здравоохранение должны составлять около 4,5-5% ВВП". Сейчас этот показатель не превышает 3,5%.

Михаил Делягин выступает за более радикальную меру: "Расходы на здравоохранение должны составить не менее 7% от годовых расходов федерального бюджета".



Елена Рычкова