Аналитика


В России предложили не сдерживать рост цен на бензин уровнем инфляции
Экономика | В России

На российском топливном рынке зреет тихая революция, последствия которой может ощутить каждый владелец автомобиля и не только — от цены бензина зависит многое. Отрасль, годами работающая под пристальным взглядом антимонопольной службы, пытается сбросить с себя оковы негласного ограничения, требующего удерживать рост цен в пределах общей инфляции. Производители и ритейлеры заявляют, что такая модель душит их рентабельность и ведет к перманентному кризису, а единственным спасением они видят переход на новую формулу ценообразования, которая легализует подорожание. Эта инициатива дошла до кабинета вице-премьера Александра Новака и вызвала бурное обсуждение среди экспертов Подробнее об инициативе — в материале Накануне.RU.

Александр Новак дал поручение ключевым ведомствам — Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, ФАС и Росстату — проработать предложение Российского топливного союза перестать сдерживать рост цен на бензин средним уровнем инфляции. В целом, РТС просит отказаться от текущей практики, при которой внимание надзорных органов гарантированно привлекает любое подорожание на АЗС, выходящее за рамки потребительской инфляции. Вместо этого союз предлагает ориентироваться на широкий композитный индекс, который будет учитывать не только ИПЦ, но и налоговую нагрузку, стоимость кредитов, динамику зарплат, тарифы ЖКХ и транспорта, а также затраты на модернизацию и ремонты.

При этом розничные цены на бензин уже и так обогнали общую официальную инфляцию: с начала года к 1 сентября они поднялись на 6,7%, в то время как инфляция составила 4,03%. А, по расчетам самого РТС, только сверхинфляционный рост издержек отрасли должен был привести к подорожанию на 15%, что указывает на искусственность действующего сдерживания.

В ФАС уже сообщили о готовности обсуждать предложения совместно с заинтересованными ведомствами и "Петербургской биржей". Смысл инициативы РТС прозрачен — позволить бензину и дизелю дорожать в рознице больше, чем сейчас, без риска вызвать немедленную реакцию регулятора. В союзе аргументируют это тем, что потребительская инфляция считается по корзине из 800 товаров и услуг, большинство из которых не формируют себестоимость топлива. Для нефтяников же ключевыми факторами являются акцизы, фонд оплаты труда, тарифы и стоимость кредитов.

Зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич считает доводы РТС вполне разумными. "Игнорирование объективных экономических сигналов приводит к разбалансировке ситуации на топливном рынке. В итоге локальные проблемы переходят в фазу перманентного кризиса", — сказал он.

При этом парламентарий признает, что обращение РТС затрагивает лишь вершину айсберга и не решает фундаментальных проблем: "Первопричина — в отсутствии де-юре на федеральном уровне целеполагания, стратегического видения о необходимой стране сети АЗС". Он добавил, что независимые АЗС, не имея возможности хеджировать риски, попадают в ловушку обстоятельств, в то время как заправки нефтяных гигантов выживают за счет синергии от разных источников дохода.

Как отмечают аналитики, рост акцизов в 2025 году на 13,5% для бензина и 16,3% для дизеля означает удорожание на примерно 1,5 рубля за литр. Эксплуатационные расходы АЗС растут темпами около 15% в год и составляют не менее 8 рублей за литр. По данным "Петромаркета", средняя розничная цена АИ-92 на 5 сентября достигла 60,1 рубля за литр, АИ-95 — 64,7 рубля. Аналитики ожидают, что в сентябре-октябре стоимость АИ-92 может составить 58-60 рублей, а АИ-95 — 61-63 рубля за литр. Некоторые эксперты делятся и более тревожными прогнозы, например, есть мнение, что в случае принятия предложения РТС литр АИ-95 может подорожать до 90 рублей, так как будет включена корреляция с оптовыми ценами, которые на мелкооптовом рынке уже достигают 90-100 тысяч рублей за тонну.

Помимо этого, экономист Василий Колташов в беседе с Накануне.RU говорит о связи цен на топливо с курсом рубля.

"Произошло ослабление рубля. Все его заметили. Мы курс имеем 84 рубля сегодня, и это довольно серьезное ослабление, которое, по сути, должно зафиксировать произошедшее повышение цен на бензин", — считает эксперт.

Экономист предполагает, что речь идет о том, чтобы признать установившиеся цены после летнего взлета как данность и не пытаться вернуть их в прежнее состояние, что при измененном курсе практически и невозможно.

"Я думаю, что сезонная цена просто не спустится от нынешнего пика, — прогнозирует Колташов, отвечая на вопрос о дальнейшей динамике. При этом он осторожничает с прогнозами дальнейшего роста, отмечая сильную зависимость от валютного курса. — Если будет движение дальше к 87-90 рублям за доллар, то движение будет вверх следом и на бензин", — заключил экономист.

Таким образом, предложение отказаться от сдерживания цен на бензин общей инфляцией хоть и отражает справедливое требование бизнеса учитывать реальные издержки, которые действительно растут опережающими темпами, но его реализация грозит немедленным скачком цен на заправках и раскручиванием инфляционной спирали во всей экономике.

Заправка(2018)|Фото: Накануне.RU

Главное — что это предложение все же не решает фундаментальных проблем: дефицита перерабатывающих мощностей, отсутствия стратегии развития АЗС и несовершенства налогового механизма. Пока не будет решена программа модернизации НПЗ и не найден баланс между интересами бюджета, нефтяных компаний и потребителей, топливо будет и дальше дорожать, либо открыто, либо через искусственное сдерживание, ведущее к дефициту. Очевидно, что правительство стоит перед сложным выбором между стабильностью цен и стабильностью предложения на топливном рынке.

Между тем, директор Фонда энергетического развития Сергея Пикина в беседе с Накануне.RU выразил мнение, что сама по себе проработка инициативы РТС еще ни о чем не говорит, так как является стандартной бюрократической процедурой. "То, что Александр Валентинович [Новак] поручил проработать вопрос, ничего не значит. Ну просто пришло письмо. Как происходит документооборот? Пришло письмо, на письмо нужен ответ. Отправили на ответ. Вот и все", — пояснил Пикин.

Он прогнозирует, что ответ ведомств будет отрицательным, напоминая, что подобные предложения уже звучали в 2018 году, и за прошедшие семь лет кардинальных изменений не произошло. Эксперт задается вопросом о реальных целях инициативы.

"Не очень понятно, ради чего нужно отказываться от сдерживания цен. А для того, чтобы объем дивидендов у акционеров нефтяных компаний стал больше? Вопрос — зачем?" — говорит Пикин.

По его мнению, текущая сложная ситуация на рынке решается не увеличением денег у производителей, а "другими организационно-техническими мероприятиями". Касаясь тревожных прогнозов о резком росте цен, эксперт отреагировал с иронией: "Потому что до 90 рублей, говорят, и до 95 может подорожать. А если мы переселимся в Норвегию, можем увидеть и 200. Предлагаю всем вместе переселиться в Норвегию".

Сергей Пикин призвал не преувеличивать масштабы проблемы, отметив, что совокупный рост цен на топливную корзину (бензин и дизель) незначительно превышает общую инфляцию.

"Чуть выше — это не в два раза, не в три раза, а на пару процентных пунктов", — уточнил он, проводя параллель с более значительным подорожанием газа для производителей электроэнергии на 21% с 1 июля. Подводя итог, эксперт выразил уверенность, что задача удержания цен в пределах инфляции "плюс-минус" будет решена.



Елена Рычкова