Аналитика


В России две беды, и одна может стать платной
Общество | В России

В России зондируют почву для внедрения повсеместного платного проезда по автомобильным дорогам. Речь идет о прозвучавшей на экспертном форуме идее к 2030 году создать систему платного проезда по всем дорогам общего пользования. И хотя официальный Минтранс практически сразу дистанцировался от этой инициативы, сам факт ее озвучивания высокопоставленным чиновником Росавтодора заставил заговорить о скрытых планах или как минимум о зондаже общественного мнения. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Поводом для опасений стало выступление заместителя начальника управления регионального развития и реализации нацпроекта Росавтодора Дениса Кирюхина на форуме Kazan Digital Week. Он, ссылаясь на ограниченность бюджета, дорожающие стройматериалы и растущие расходы на инфраструктуру, заявил, что к концу десятилетия стоит выстроить "справедливую" систему, где за пользование дорогами будут платить те, кто по ним ездит.

По его словам, ведомство могло бы стать концедентом и внедрить повсеместно систему взимания платы "свободный поток" без шлагбаумов. Однако этот концепт не выдержал и суток. Официальный представитель Минтранса Николай Шестаков оперативно опроверг слухи, заявив, что такое решение не рассматривается, а мнение Кирюхина было его личной точкой зрения, которую министерство не поддерживает.

Ленинградское шоссе(2023)|Фото: Накануне.RU

Платные дороги в России существуют уже четверть века — с 1999 года, когда первый платный участок появился на трассе М-4 "Дон". По состоянию на 2025 год в стране насчитывается более 3 тыс. км платных трасс в 18 регионах. При этом законодательство, начиная с указа Бориса Ельцина 1992 года, всегда закрепляло принцип: у любой платной трассы должна быть альтернатива в виде бесплатного маршрута. Инициатива же, озвученная Кирюхиным, по сути, предлагает от этого принципа отказаться.

Резкую оценку прозвучавшей идее дает российский экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сухарев. Он называет подобные предложения "полной дурью", проистекающей из непонимания базовых экономических принципов.

"Дорожная инфраструктура обеспечивает развитие экономики. И установление платежей за пользование этой инфраструктурой, причем такое тотальное, означает остановку экономики", — говорит эксперт в беседе с Накануне.RU.

Олег Сухарев видит в таких инициативах симптом системной проблемы — отсутствия внятного плана развития и подмены анализа сиюминутными попытками "заткнуть дыры" в бюджете. Он проводит параллель с другими спорными решениями, такими как повышение пенсионного возраста с 2019 года или нынешнее обсуждение роста НДС с 20% до 22%, которые, по его мнению, так же принимаются без учета долгосрочных последствий.

"Это говорит о том, что экономика развивается от левой ноги. Нет ни плана, ни анализа, ни оценки ресурсов, ни возможностей", — считает экономист.

Председатель московского профсоюза такси "ДОБРО" Николай Кодолов в разговоре с корреспондентом Накануне.RU выразил общее мнение водительского сообщества, характеризуя идею как "излишек" и "антиутопию". Он задается риторическим вопросом: если нет денег на дороги, не лучше ли сэкономить на чиновниках? Кодолов с иронией предполагает, что следующим шагом может стать введение платы за пешеходные дорожки для людей с чипами в сандалиях.

"Ни в одной стране нет полностью ощутимого количества платных дорог. Да, магистрали есть, да, есть ограничения передвижения по городу, но, в общем-то, и все. То есть сделать все дороги платными — это вообще какая-то антиутопия уже. Это даже антиконституционно, то есть, если у человека нет денег, значит, он не может передвигаться? Странно", — заявляет он.

Эксперт обращает внимание на другую острую проблему — качество дорожного полотна. По его наблюдениям, зачастую дороги делаются некачественно, с использованием дешевых материалов, что приводит к быстрому износу.

"Сделайте более качественно, из качественных материалов. Пусть это дороже, но будет дольше лежать. Но кому-то выгодно именно перекладывать полотно каждый раз", — утверждает Кодолов.

Трасса М-5(2024)|Фото: Накануне.RU

Анализ ситуации показывает, что озвученная в Росавтодоре идея, даже будучи быстро опровергнутой, не возникла на пустом месте. Она отражает реальный дефицит финансирования дорожной инфраструктуры и поиск властями нетривиальных источников пополнения бюджета. Однако предлагаемое решение выглядит контрпродуктивным с точки зрения экономической логики.

Как справедливо отмечает Олег Сухарев, дороги являются общественным благом, своего рода кровеносной системой экономики. Введение повсеместной платы за проезд равносильно введению платы за кислород — это не стимулирует развитие, а душит его, создавая дополнительный пресс на бизнес и граждан, особенно в регионах с низкой плотностью населения и большими расстояниями.

Опыт уже существующих платных трасс, таких как М-11 "Нева" или М-4 "Дон", демонстрирует, что они могут быть эффективны как высококачественная альтернатива бесплатным маршрутам. Но тотальный перевод всей дорожной сети на коммерческие рельсы приведет не к "справедливости", а к резкому росту логистических издержек, что неизбежно скажется на ценах всех товаров и услуг и в конечном счете ударит по карману каждого гражданина.

Таким образом, даже как "зондаж почвы" эта инициатива оказалась провальной, продемонстрировав жесткое неприятие попыток переложить решение системных проблем отрасли на плечи рядовых россиян.



Елена Рычкова