Накануне в Екатеринбурге стартовал судебный процесс по деприватизации АО "Облкоммунэнерго", начало рассмотрения иска Генпрокуратуры совпало с обысками силовиков в офисе компании. А уже сегодня был задержан один из ответчиков по иску — бизнесмен с двойным австрийским гражданством Алексей Бобров. Таким образом, развитие ситуации идет по довольно жесткому сценарию. И есть основания полагать, что, в случае удовлетворения иска надзорного ведомства, обширные коммунальные активы Свердловской области будут распределены между государственными и окологосударственными игроками. Подробности — в материале Накануне.RU.
Волна деприватизации продолжается в регионах страны, в том числе и в Свердловской области, где ей уже подверглись активы Малика Гайсина (завод "Исеть") и группы ЧЭМК (Серовский завод ферросплавов). В этот раз Генпрокуратура пытается вернуть в собственность государства основной коммунальный актив региона — АО "Облкоммунэнерго", которое ранее перешло под контроль "Корпорации СТС", связанной с олигархами Артемом Биковым и Алексеем Бобровым.
Надзорное ведомство настаивает, что доступ Бикова и Боброва к объектам энергетической инфраструктуры стал возможен благодаря их связям с представителями федеральных и региональных органов власти, включая бывшего руководителя РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса, советником которого Биков работал в 2003-2005 годах. Кроме того, для передачи активов предпринимателям использовались контакты с бывшими региональными министрами Алексеем Пьянковым и Николаем Смирновым, а также замгубернатора Олегом Чемезовым.
Опрошенные Накануне.RU представители бизнес-сообщества замечают, что очередной процесс по деприватизации идет по накатанному сценарию и, судя по всему, будет доведен до конца.
"Мы видим все то же самое, что было с другими крупнейшими предприятиями. Сначала поступает иск, потом процесс закрывают от СМИ, а в дальнейшем нам озвучат решение, которое, скорее всего, будет в пользу Генпрокуратуры. Вопрос о том, что станет с национализированными активами, тоже не вызывает сомнений. Их распределят между отраслевыми игроками. Основное имущество "Облкоммунэнерго" — это электрические сети в муниципалитетах и объекты теплоснабжения, которые находятся на балансе "дочки" — "ОТСК". Если с электросетями все очевидно — они с великой долей вероятности уйдут в "Россети Урал", то с теплоснабжением все сложнее", — рассуждает представитель бизнес-сообщества.
Среди потенциальных претендентов на тепловой бизнес "Облкоммуэнерго" называют в том числе ПАО "Т Плюс", принадлежащее бизнесмену Виктору Вексельбергу. На возможный интерес указывает и тот факт, что ранее в структурах бизнесмена работал действующий губернатор Свердловской области Денис Паслер. Однако большинство экспертов сходится во мнении, что тепловая инфраструктура больше похожа на нагрузку, чем на привлекательный для Вексельберга бизнес, и, скорее всего, эти активы уйдут в региональную собственность вместе с самой долей в АО "Облкоммунэнерго".
Если посмотреть на практику национализации активов в стране в последние годы, то в 2023–2025 годах Генпрокуратура добилась изъятия в пользу государства активов на сумму свыше 1,2 трлн рублей. По данным аналитиков, 85% исков о деприватизации удовлетворяются судами, при этом основными целями становятся предприятия металлургии, энергетики и ВПК. Изъятые активы, как правило, передаются госкорпорациям, банкам с госучастием или региональным властям.
Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК) стал центральным кейсом 2024 года. Суд арестовал 100% акций предприятия, а также Серовского завода ферросплавов и "Кузнецких ферросплавов", принадлежавших миллиардеру Юрию Антипову. Основанием послужили нарушения при приватизации 1990-х годов: региональные власти передали стратегические активы без согласования с правительством РФ. Общая выручка группы превышает 168 млрд рублей. Производственные мощности ЧЭМК уже переведены под управление госкорпорации "Ростех".
Группа компаний "Ариант", связанная с бывшими совладельцами ЧЭМК, также потеряла активы. Винодельческие предприятия и свиноводческие комплексы "Арианта" перешли под контроль "Россельхозбанка" через его дочернюю структуру "РСХБ-Финанс". В ответ компания даже попыталась компенсировать потери от деприватизации, однако суд оставил ее иск без движения из-за процессуальных ошибок.
Кроме того, 11 июля 2025 года суд удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии 67,25% акций ПАО "Южуралзолото" (ЮГК) и связанных активов. Основанием стали обвинения в нарушении запрета на совмещение госслужбы с бизнесом — Константин Струков, вице-спикер заксобрания Челябинской области, использовал административный ресурс для монополизации золотодобычи на Урале.
Несмотря на общую статистику, в 15% случаев суды отказывают в удовлетворении исков Генпрокуратуры. К примеру, в 2024 году арбитражный суд Ивановской области сохранил в частных руках акции завода тяжелого станкостроения, сославшись на пропуск 30-летнего срока давности. Ещё один прецедент — решение по Соликамскому магниевому заводу, когда акции миноритариев, купленные на бирже, остались у инвесторов. Суд признал их добросовестными приобретателями, не связанными с нарушениями при приватизации 1990-х. При этом сам завод, переданный "Росатому", станет частью программы по производству редкоземельных металлов.
Однако в случае с "Облкоммунэнерго" такого исхода вряд ли стоит ожидать. Более того, представители бизнеса допускают, что интерес Генпрокуратуры может распространиться на другие активы Бикова и Боброва, где когда-либо участвовало или участвует государство. А это крупные активы в ХМАО, Курганской и Тюменской областях, которые тоже могут оказаться в руках государства с возможной дальнейшей передачей в управление окологосударственным структурам.