Осенний туристический сезон начался с тревожных новостей на двух ключевых для российского туриста направлениях. В Турции на курортах Анталья, Белек, Сиде и Кунду полыхали природные пожары. В отдельных случаях огонь подступал к самым стенам отелей, что вынуждало администрацию идти на экстренную эвакуацию постояльцев. Практически одновременно пляжи в Египте массово закрывались из-за появления акул, что породило волну предупреждений для отдыхающих. Эти события поставили перед туроператорами острый вопрос: насколько подобные форс-мажоры отпугивают туристов и способны ли они обрушить продажи в разгар "золотого" времени для путешествий? Подробнее о том, где предпочитали отдыхать россияне летом и куда собираются осенью, читайте в материале Накануне.RU.
Внутренний туризм демонстрирует рост, а Краснодарский край и вовсе возглавил список популярных направлений, забрав на себя более 20% всех летних бронирований. Но и здесь не все гладко. По оценкам вице-президента Альянса турагентств России Александра Мкртчяна, общий прирост по внутреннему туризму составил лишь 8% вместо ожидаемых 15%. Главной проигравшей стала Анапа, которая из-за экологического кризиса потеряла минимум 2 миллиона туристов.
Эти туристы не исчезли, а перераспределились. Сочи, где цены выросли, показал прирост всего на 7-8%, а вот Крым, куда устремились многие искавшие доступный отдых, "вырос" на 26% после прошлого года. Азовское побережье (Темрюк, Приморско-Ахтарск) прибавило около 20%, а Абхазия, впервые за 30 лет открывшая аэропорт в Сухуми, — также на 20%.
Но логистика превратилась в отдельное испытание. "Билет Сочи-Москва, СВ, 30-35 тысяч рублей в одну сторону на человека", — приводит шокирующий пример Мкртчян. Авиаперелет по тому же маршруту оценивался в 30 тысяч рублей с пассажира, что для семьи из четырех человек выливалось в астрономическую сумму только за транспортировку. Это спровоцировало волну автомобильных поездок по трассе М-4, которая, по наблюдениям эксперта, даже в несезон была загружена, а в августе пробки достигали 15-20 километров.
Парадокс сезона в том, что отпуск в России для многих дороже зарубежного, а по уровню сервиса часто проигрывает. Генеральный директор Tez Tour Воскан Арзуманов на личном примере отметил, что 12 дней в санатории в Ессентуках обошлись ему в 130 тысяч рублей на человека. При этом, как заключает Мкртчян: "Часто отдыхать где-то или в Турции, или даже, что удивительно, на Мальдивах, было дешевле, чем отдохнуть у нас на нашем побережье".
И вряд ли теперь нашего человека остановит что-то — новости про акул и пожары не пугают бывалых туристов.
Генеральный директор Tez Tour Воскан Арзуманов считает, что влияние подобных инцидентов, как появление акул, на спрос сильно преувеличено. "Мы продаем и Египет, и Турцию больше 30 лет. Не было ни одного года, чтобы не было пожаров в Турции или акул в Египте", — констатирует он.
По его словам, безопасность туристов остается абсолютным приоритетом, и меры принимаются незамедлительно, как это было в Белеке, где отель эвакуировали при первой же пожарной угрозе.
Вице-президент Альянса турагентств России Александр Мкртчян добавляет, что реакция туристов на такие новости делится поровну. "Одна группа людей говорит: "Нет, наверное, сейчас мы не поедем". И такая же по численности группа реагирует так: "Ага, значит, должны быть скидки, надо ехать именно сейчас", — отмечает эксперт.
Он подтверждает, что серьезное падение спроса вызывают лишь экстраординарные события, такие как теракты, направленные против туристов. Но тогда отели снижают цены в 2-3 раза.
Гендиректор "Арт-тур" Дмитрий Арутюнов, выступая как дайвер со стажем, призывает взглянуть на ситуацию с акулами более трезво. "В Египте нет морей и океанов, где не было бы акул. Они есть даже в Черном море", — напоминает он.
Арутюнов видит корень проблемы в действиях самих туроператоров — это результат неправильной политики, которую проводят туристические сотрудники и власти Египта. Ведь это обычная практика, когда круизы всю не съеденную еду выкидывают за борт.
По мнению Александра Мкртчяна, настоящие вызовы сезона лежат не в плоскости природных катаклизмов, а в экономике.
Он вводит два термина, описывающих текущие тенденции. "Шринкфляция" — это когда отели дорожают, и туристы, желая остаться в любимом месте, платят больше, но сокращают длительность поездки.
"Скинфляция" — противоположное явление: турист сохраняет привычную продолжительность отдыха, но из-за нехватки денег выбирает отель похуже. "Тот же срок, те же деньги, только хуже качества отдыха. Скажем, вместо 5 звезд едут в 4, или вместо 4 — в 3 звезды", — объясняет Мкртчян.
Несмотря на логистические сложности, растет интерес к Европе. Воскан Арзуманов называет пятерку лидеров: Италия, Франция, Испания, Греция и Венгрия.
"Именно эта пятерка стран охотно дает визы россиянам", — уточняет он. Рост обеспечивают не прямые рейсы, которых нет, а сложные, но экономичные маршруты через страны Закавказья.
"Билет из Еревана в Рим мы продаем за 9 тысяч рублей туда-обратно", — говорит Арзуманов.
Неожиданным трендом стало упрощение доступа на Мальдивы.
"Мальдивы подстраиваются под нашего туриста. Они начинают вводить all-inclusive, предлагать бюджетный продукт", — отмечает Арзуманов.
По его словам, теперь можно найти путевку на двоих за 150 тысяч рублей, что делает это направление конкурентом не только Турции, но и отечественным курортам. Александр Мкртчян подтверждает, что летом цены на Мальдивы могут быть ниже, чем в Сочи, и это при лучшем сервисе.
Еще одним хитом сезона стал Китай. Воскан Арзуманов сообщает, что в его компании это направление выросло в 2,5 раза. Связано это и с увеличением полетных программ, и, в первую очередь, с тем, что отменили визы.
Бархатный сезон-2025 показывает, что современный российский турист обладает высоким уровнем адаптивности. Его не пугают ни акулы, ни пожары — эти инциденты воспринимаются как досадные, но быстротечные помехи. Гораздо более значимыми факторами выбора оказываются цена, визовая доступность и развлечения. Турпоток направляется туда, где за те же деньги готовы предложить больше комфорта или новых впечатлений, будь то Крым, Китай или неожиданно демократичные по ценам Мальдивы.
Мазутный кризис в Анапе и рост цен на главных отечественных курортах заставили рынок перестроиться, доказав, что главная стихия, управляющая туризму, — это экономическая целесообразность.