Генпрокуратура подала в суд иск об обращении в доход государства группы активов "Корпорации СТС", за чем последовали задержания и аресты ключевых фигур компании. В материалах следствия звучат обвинения в хищениях и в выводе за рубеж "коррупционного дохода". Преуменьшать эффект от прокурорских инициатив не будем — эффект разорвавшейся общественно-политической бомбы налицо. Но есть и но. Возврат приватизированных активов вряд ли как-то повлияет на расчет платежей для потребителей: тарифы ЖКХ и электроэнергии устанавливаются государством, а не по указке отдельного собственника. И пока суть да дело (в том числе и уголовное), вместо немедленной "ревизии тарифов" власти региона продолжают инерцию движения по возгонке тарифов — глава Свердловской области Денис Паслер подписал документ с предложением индексации платежей на 12%. Подробности — в материале Накануне.RU.
В ближайшие годы рост совокупного платежа населения за коммунальные услуги будет значительным: по свежему прогнозу социально-экономического развития, среднее по России значение составит 9,6% в 2026 году, 7,8% в 2027 году и 7,0% в 2028 году. Эти цифры отражают не единичные решения компаний, а формируемую государственными регуляторами и макроэкономикой траекторию тарифной политики.
Индексация будет зависеть от нескольких факторов: прогнозной инфляции с коррекцией на ее фактические отклонения от ожиданий, прогнозных изменений цен на газ и электроэнергию, а также иных ценовых драйверов в энергетике. Для сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в 2026–2028 годах предусмотрено формирование целевой дополнительной выручки на реализацию программ по модернизации коммунальной инфраструктуры. Это означает, что часть роста платежек прямо направляется на финансирование обновления сетей.
При этом параметры индексации будут дифференцироваться по регионам и муниципалитетам. К примеру, глава Свердловской области Денис Паслер запросил у федеральных властей индексацию коммуналки на 11,7%.
На фоне существенного роста тарифов на Среднем Урале развивается громкий конфликт, связанный с "Корпорацией СТС" и приватизацией ГУП "Облкоммунэнерго". Генпрокуратура потребовала изъять акции компании в пользу государства, а силовики возбудили уголовные дела в отношении акционеров и топ-менеджеров компании, в том числе ключевых фигур: Алексея Боброва и Татьяны Черных. По Артему Бикову официальных сведений пока нет.
На уровне общества в целом национализация работает прекрасно: демонстрация силы государства, наказание "виновных", обещание вернуть ресурсы. На уровне экономики это не более чем один из инструментов, причем инструмент адресный и одноразовый. И вот почему. Тарифы определяются не собственником, а методиками. Формулы тарифообразования (инвестиционная составляющая, "cost-plus", нормы амортизации и др.) утверждаются регуляторами. Смена владельца не аннулирует существующие нормативы и инвестиционные обязательства.
При этом инвестиционные потребности и изношенность сетей остаются. Инфраструктура стареет — ремонт и модернизация требуют капитала. Кто бы ни управлял активами — частник или представитель государства — источник финансирования нужен: либо бюджет, либо рост тарифа, либо привлечение сторонних инвестиций. В свою очередь, одноразовое возвращение средств не равняется постоянному снижению расходов. Если итогом расследования станет репатриация вывезенных средств, то это временно облегчит дефицит, но не снимет потребность в регулярных вложениях и платежах.
К прочему, государственный менеджмент, как подтверждает российская практика, необязательно дешевле. Переход в госсобственность часто влечет за собой ограничения гибкости, усиление бюрократизма и трудности с привлечением частного капитала. Преследование тех, кто мог злоупотреблять субсидиями или выводить деньги, важно для восстановления справедливости и возвращения активов. Но уголовное наказание — это механизм ответственности, а не алгоритм регулирования тарифного рынка.
Как видно из обновленного прогноза социально-экономического развития, рост тарифной нагрузки — часть более широкой макроэкономической картины: инфляция, удорожание топлива и материалов, пересмотр индексаций и снижение темпов роста экономики. Если в официальных прогнозах заложены значительные индексации тарифов в ближайшие годы, то ни одно отдельное уголовное дело не отменит этих ориентиров. Это структурный тренд, а не случайная аномалия одной компании.
Дело вокруг "Корпорации СТС" — серьезная правоприменительная история, и если обвинения подтвердятся, виновные должны быть привлечены к ответственности, а средства — возвращены. Но если власти действительно хотят облегчить финансовое бремя населения — им придется действовать за пределами одного уголовного дела: реформировать тарифную методологию, навести прозрачность в расходовании дотаций и обеспечить реальные источники финансирования модернизации сетей.
Пока этого не произойдет, эффект от громких дел останется главным образом общественно-политическим, а платежки будут приходить все с теми же жесткими цифрами.