Камень преткновения автомобильной отрасли продолжает расти в размерах. Минпромторг в новом проекте постановления планирует увеличить ставки утилизационного сбора. В основном мера напрямую затронет автомобили мощностью от 160 л.с. Их цена взлетит еще на несколько миллионов рублей. Но будут и косвенные повышения цен: пострадает и вторичный рынок автомобилей, вырастут и цены на запчасти, и снова пострадает родной "АвтоВАЗ", хотя утильсбор позиционируется как протекционистская мера, призванная защитить отечественного производителя.
Начать надо с того, что наш утильсбор не имеет отношения к "утилю" вообще, потому что во всех странах утильсбор включен в стоимость автомобиля. Если вы покупаете автомобиль любой марки за границей, в нем этот утильсбор уже включен, он равен в среднем 50 €. В других странах эти деньги идут в специальные фонды, которые оплачивают утилизацию специализированным компаниям. Как правило, это малый, средний, семейный бизнес. Японцы, например, продавали за копейки машины из страны, потому что утилизация стоит определенные деньги, и легче ее продать. А в Европе делают так: приезжает человек, забирает автомобиль и дальше везет его на утилизацию: стекла отдельно, металл отдельно, ядовитые жидкости, антифриз, тормозная жидкость, электролит отдельно. То есть на специальных производствах нейтрализуют опасные вещества, выбирают какие-то материалы для вторичного использования — ту же резину, она идет для дорожного покрытия и тд. Происходит полный цикл утилизации.
У нас таких циклов нет. У нас не существует ни законодательной базы, ни производств для утилизации автомобилей, поэтому, когда мы говорим "утилизационный сбор", то это маскировка слова "налог". Он идет в бюджет нецелевым назначением и там растворяется. Поэтому от повышения утильсбора и цены все поднимутся: и на новые машины, и на секонд-хенд. Новые машины будут покупать единицы— 5-10% людей, которые могут заплатить лишние 2-3 млн, и для них это не проблема. А многие еле-еле нашли деньги, чтобы купить машину, сейчас ждут, что она придет из-за границы — и что им делать? Хорошо, если есть договоренность с продавцом о возврате денег. Такие есть случаи. А если не можешь вернуть деньги, а растаможить ты ее не сможешь, потому что тебе не хватит денег, то придется доплачивать за новую стоимость, машина же подорожает. Это просто катастрофа.
Это можно назвать абсолютно непродуманным, негосударственным решением, потому что последние цифры расчета, которые Минфин выложил — получить 1,6 трлн в следующем году поступлений от утильсбора, потом 2 трлн в 2027 году и так далее, а до 2028 года — 6 трлн рублей. Здесь масса вопросов возникает. Во-первых, откуда эти конечные цифры взялись? Потому что якобы 4 трлн ожидают от поступления утильсбора с российских машин, а 2 трлн — с импортных. Эти цифры означают практически увеличение на 2 млн руб. сверх конечной цены новых автомобилей. И это касается прежде всего мощных машин, иномарок, гибридов и электрокаров, то есть тех автомобилей, которые во всем мире продают с огромным пакетом льгот.
И как можно повысить ставку сразу в сотни раз? В мире такого не бывает. Было 3 тыс. 500 руб., потом 30 тыс. руб. для юрлиц, потом 300 тыс. для юрлиц, а сейчас это будут миллионы. С каждым годом все больше и больше. Хотели сделать это увеличение плавно до 2030 года, а теперь решили, что зачем ждать до 2030, давайте сделаем с 1 ноября 2025 года.
И опять же, возвращаясь к 4 трлн, которые планируется снять с отечественных машин. Откуда они эту массу денежную возьмут, я не понимаю. С отечественных машин копейки будут собираться, потому что льгота действует на машины до 160 "лошадей", а у нас мощнее машины и не производят. Наш блестящий "АвтоВАЗ" — там 90, а 110 "лошадей" они уже называют "спортивным" автомобилем. Но самое печальное, что будет обрушен рынок импорта. Власти планируют с импортных машин собрать 2 трлн, но тоже ничего не соберут, потому что вместо того, чтобы курочку кормить, которая золотые яички несет, они хотят отрезать ей голову и сварить из нее бульон.
И сейчас на госпортале опубликован документ с постановлением, и, народ не ленится регистрироваться, и этот сайт все время зависает, тем не менее, там уже почти 110 тыс. подписей против этого нововведения. То есть, общественность активно протестует против введения таких огромных ставок. И даже если эти ставки будут введены не с 1 ноября, а с 1 января, то это мало что изменит, потому что тысячи людей заказали автомобили, например, в Китае, или в другой стране, есть посреднические конторы, которые работают, платят налоги, они подбирают автомобиль, связываются с дилером, покупают, оформляют, переводят на покупателя мастер-аккаунт — все делается официально — никакого "серого импорта". "Серый импорт" — это контрабанда, попытка ввезти одни товары под другим названием. А мы говорим об официальном независимом параллельном импорте, который сейчас рухнет. Он и так-то на перекрытом кислороде жил, а сейчас рухнет, если введут эти ставки.
Как-то это скажется на стоимости машин "АвтоВАЗа"? Они подсуетятся тоже, конечно, поднимут цены. На "АвтоВАЗе" при качестве, отставляющем желать лучшего, цены постоянно повышаются. А почему поднимется? А потому что жадность бежит впереди рассудка. Логика все равно такая, что если общие цены поднялись, то почему мы будем внизу? И мы немножко, не на 2 млн, а на 200 тыс. поднимем. Обратите внимание, последний ролик я выкладывал у себя в своем Telegram-канале "Думаем" с "Ларгусом", который стоит 1 млн 800 тыс., а в нем ничего нет. Он "голый", дерматином обтянут. В нем нет колонок, магнитофона, тогда как современные иностранные авто комплектуют цифровыми мультимедиа-системами. Голая машина, которая кое-как сделана, собрана с щелями, с виднеющимися шурупами, с краской, которая через 2-3 месяца начнет облезать, она стоит 1 млн 800 тыс. И конечно, теперь они на общем фоне поднимут цены.
Утверждается, что утильсбор не коснется маломощных российских машин и коснется прежде всего иномарок — для этого они вводятся, как поддержка отечественного автопрома. Хотя отечественный автопром — это большой миф. Потому что нашего автопрома не было и нет, он не существует. У нас все это время занимались крупноузловой сборкой импортных автомобилей. Приходили комплекты, мы их собирали. В лучшем случае кузов здесь делали. Все остальное — либо по лицензии здесь собиралось, либо готовое привозилось. Нашими были только стекла, резина и так далее. Ну, кузов иногда. Как только иностранцы ушли, мы даже "Ладу" не смогли собирать.
И что, если мы теперь конкуренцию задушим, то "АвтоВАЗ" вздохнет свободно и начнет выпускать качественные автомобили? Да, он как гнал прошловековые авто, так он и будет их выпускать. Просто им конкуренты, естественно, мешают, и решили убрать конкурентов, но на самом деле будет нанесен огромный удар мало того, что по бюджету, так это еще создает социальное напряжение, потому что у людей это вызывает непонимание и злость. Почему если я заплатил все налоги, имею белую зарплату, не могу купить тот автомобиль, который мне нравится — в конце концов, экологичный и безопасный автомобиль? Почему меня заставляют купить "Ладу"?
И уже сейчас сам "АвтоВАЗ" на четырехдневку переходит, завалены все склады, и у всех дилеров стоят на складах машины — нет спроса, люди не берут. Ну, запретите вы ввоз сюда вообще иномарок, введите налоги еще больше — от этого "АвтоВАЗ" не задышит.
И если эта ситуация сохранится в течение 2-3 лет, автомобили в России будут стареть, будет увеличиваться количество ДТП из-за технического состояния автомобилей, увеличатся кражи автомобилей с разбором их на запчасти, потому что цены вырастут не только на новые автомобили, но и на запчасти, значит, спрос на них усилится, резко увеличится угон автомобилей. Перепродать сейчас сложно, сейчас паспорт транспортного средства электронный, тогда как раньше бумажный был и можно было подделать. Значит, будут воровать для разборки. Вот какую цепочку это создаст прямо в ближайшее же время, как только будут приняты в том или ином виде новые ставки утильсбора.
Поэтому история эта абсолютно мутная, скандальная, провокационная, которая, в конечном счете, если будет это решение принято, пагубным образом отразится и на бюджете и на настроении людей. Но люди надеются, что передумает власть и примет разумное решение.
Автоэксперт, экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков для Накануне.RU