Аналитика


Утильсбор грозит утилизировать всю автоотрасль
Экономика | В России

Камень преткновения автомобильной отрасли продолжает расти в размерах. Минпромторг в новом проекте постановления планирует увеличить ставки утилизационного сбора. В основном мера напрямую затронет автомобили мощностью от 160 л.с. Их цена взлетит еще на несколько миллионов рублей. Но будут и косвенные повышения цен: пострадает и вторичный рынок автомобилей, вырастут и цены на запчасти, и снова пострадает родной "АвтоВАЗ", хотя утильсбор позиционируется как протекционистская мера, призванная защитить отечественного производителя.

Начать надо с того, что наш утильсбор не имеет отношения к "утилю" вообще, потому что во всех странах утильсбор включен в стоимость автомобиля. Если вы покупаете автомобиль любой марки за границей, в нем этот утильсбор уже включен, он равен в среднем 50 €. В других странах эти деньги идут в специальные фонды, которые оплачивают утилизацию специализированным компаниям. Как правило, это малый, средний, семейный бизнес. Японцы, например, продавали за копейки машины из страны, потому что утилизация стоит определенные деньги, и легче ее продать. А в Европе делают так: приезжает человек, забирает автомобиль и дальше везет его на утилизацию: стекла отдельно, металл отдельно, ядовитые жидкости, антифриз, тормозная жидкость, электролит отдельно. То есть на специальных производствах нейтрализуют опасные вещества, выбирают какие-то материалы для вторичного использования — ту же резину, она идет для дорожного покрытия и тд. Происходит полный цикл утилизации.

У нас таких циклов нет. У нас не существует ни законодательной базы, ни производств для утилизации автомобилей, поэтому, когда мы говорим "утилизационный сбор", то это маскировка слова "налог". Он идет в бюджет нецелевым назначением и там растворяется. Поэтому от повышения утильсбора и цены все поднимутся: и на новые машины, и на секонд-хенд. Новые машины будут покупать единицы— 5-10% людей, которые могут заплатить лишние 2-3 млн, и для них это не проблема. А многие еле-еле нашли деньги, чтобы купить машину, сейчас ждут, что она придет из-за границы — и что им делать? Хорошо, если есть договоренность с продавцом о возврате денег. Такие есть случаи. А если не можешь вернуть деньги, а растаможить ты ее не сможешь, потому что тебе не хватит денег, то придется доплачивать за новую стоимость, машина же подорожает. Это просто катастрофа.

Китайские автомобили на выставке "Иннопром" в Екатеринбурге(2025)|Фото: Накануне.RU

Это можно назвать абсолютно непродуманным, негосударственным решением, потому что последние цифры расчета, которые Минфин выложил — получить 1,6 трлн в следующем году поступлений от утильсбора, потом 2 трлн в 2027 году и так далее, а до 2028 года — 6 трлн рублей. Здесь масса вопросов возникает. Во-первых, откуда эти конечные цифры взялись? Потому что якобы 4 трлн ожидают от поступления утильсбора с российских машин, а 2 трлн — с импортных. Эти цифры означают практически увеличение на 2 млн руб. сверх конечной цены новых автомобилей. И это касается прежде всего мощных машин, иномарок, гибридов и электрокаров, то есть тех автомобилей, которые во всем мире продают с огромным пакетом льгот.

И как можно повысить ставку сразу в сотни раз? В мире такого не бывает. Было 3 тыс. 500 руб., потом 30 тыс. руб. для юрлиц, потом 300 тыс. для юрлиц, а сейчас это будут миллионы. С каждым годом все больше и больше. Хотели сделать это увеличение плавно до 2030 года, а теперь решили, что зачем ждать до 2030, давайте сделаем с 1 ноября 2025 года.

И опять же, возвращаясь к 4 трлн, которые планируется снять с отечественных машин. Откуда они эту массу денежную возьмут, я не понимаю. С отечественных машин копейки будут собираться, потому что льгота действует на машины до 160 "лошадей", а у нас мощнее машины и не производят. Наш блестящий "АвтоВАЗ" — там 90, а 110 "лошадей" они уже называют "спортивным" автомобилем. Но самое печальное, что будет обрушен рынок импорта. Власти планируют с импортных машин собрать 2 трлн, но тоже ничего не соберут, потому что вместо того, чтобы курочку кормить, которая золотые яички несет, они хотят отрезать ей голову и сварить из нее бульон.

И сейчас на госпортале опубликован документ с постановлением, и, народ не ленится регистрироваться, и этот сайт все время зависает, тем не менее, там уже почти 110 тыс. подписей против этого нововведения. То есть, общественность активно протестует против введения таких огромных ставок. И даже если эти ставки будут введены не с 1 ноября, а с 1 января, то это мало что изменит, потому что тысячи людей заказали автомобили, например, в Китае, или в другой стране, есть посреднические конторы, которые работают, платят налоги, они подбирают автомобиль, связываются с дилером, покупают, оформляют, переводят на покупателя мастер-аккаунт — все делается официально — никакого "серого импорта". "Серый импорт" — это контрабанда, попытка ввезти одни товары под другим названием. А мы говорим об официальном независимом параллельном импорте, который сейчас рухнет. Он и так-то на перекрытом кислороде жил, а сейчас рухнет, если введут эти ставки.

Автомобиль Lada(2024)|Фото: Накануне.RU

Как-то это скажется на стоимости машин "АвтоВАЗа"? Они подсуетятся тоже, конечно, поднимут цены. На "АвтоВАЗе" при качестве, отставляющем желать лучшего, цены постоянно повышаются. А почему поднимется? А потому что жадность бежит впереди рассудка. Логика все равно такая, что если общие цены поднялись, то почему мы будем внизу? И мы немножко, не на 2 млн, а на 200 тыс. поднимем. Обратите внимание, последний ролик я выкладывал у себя в своем Telegram-канале "Думаем" с "Ларгусом", который стоит 1 млн 800 тыс., а в нем ничего нет. Он "голый", дерматином обтянут. В нем нет колонок, магнитофона, тогда как современные иностранные авто комплектуют цифровыми мультимедиа-системами. Голая машина, которая кое-как сделана, собрана с щелями, с виднеющимися шурупами, с краской, которая через 2-3 месяца начнет облезать, она стоит 1 млн 800 тыс. И конечно, теперь они на общем фоне поднимут цены.

Утверждается, что утильсбор не коснется маломощных российских машин и коснется прежде всего иномарок — для этого они вводятся, как поддержка отечественного автопрома. Хотя отечественный автопром — это большой миф. Потому что нашего автопрома не было и нет, он не существует. У нас все это время занимались крупноузловой сборкой импортных автомобилей. Приходили комплекты, мы их собирали. В лучшем случае кузов здесь делали. Все остальное — либо по лицензии здесь собиралось, либо готовое привозилось. Нашими были только стекла, резина и так далее. Ну, кузов иногда. Как только иностранцы ушли, мы даже "Ладу" не смогли собирать.

И что, если мы теперь конкуренцию задушим, то "АвтоВАЗ" вздохнет свободно и начнет выпускать качественные автомобили? Да, он как гнал прошловековые авто, так он и будет их выпускать. Просто им конкуренты, естественно, мешают, и решили убрать конкурентов, но на самом деле будет нанесен огромный удар мало того, что по бюджету, так это еще создает социальное напряжение, потому что у людей это вызывает непонимание и злость. Почему если я заплатил все налоги, имею белую зарплату, не могу купить тот автомобиль, который мне нравится — в конце концов, экологичный и безопасный автомобиль? Почему меня заставляют купить "Ладу"?

И уже сейчас сам "АвтоВАЗ" на четырехдневку переходит, завалены все склады, и у всех дилеров стоят на складах машины — нет спроса, люди не берут. Ну, запретите вы ввоз сюда вообще иномарок, введите налоги еще больше — от этого "АвтоВАЗ" не задышит.

И если эта ситуация сохранится в течение 2-3 лет, автомобили в России будут стареть, будет увеличиваться количество ДТП из-за технического состояния автомобилей, увеличатся кражи автомобилей с разбором их на запчасти, потому что цены вырастут не только на новые автомобили, но и на запчасти, значит, спрос на них усилится, резко увеличится угон автомобилей. Перепродать сейчас сложно, сейчас паспорт транспортного средства электронный, тогда как раньше бумажный был и можно было подделать. Значит, будут воровать для разборки. Вот какую цепочку это создаст прямо в ближайшее же время, как только будут приняты в том или ином виде новые ставки утильсбора.

Поэтому история эта абсолютно мутная, скандальная, провокационная, которая, в конечном счете, если будет это решение принято, пагубным образом отразится и на бюджете и на настроении людей. Но люди надеются, что передумает власть и примет разумное решение.

Автоэксперт, экс-депутат Госдумы Вячеслав Лысаков для Накануне.RU