Комиссия Госдумы по вопросам миграционной политики рекомендовала профильным министерствам изменить тестирование детей мигрантов на знание русского языка, а также порядок проведения самого тестирования. Вероятно, речь идет о смягчении требований под предлогом учета индивидуальных особенностей детей, такие опасения уже высказали в Госдуме. Подробнее — в материале Накануне.RU.
С 1 апреля 2025 года вступил в силу закон, который обязывает детей иностранцев перед зачислением в школу проходить тестирование, подтверждающее знание русского языка на достаточном уровне. Теперь, как заявила вице-спикер Госдумы, председатель комиссии Ирина Яровая, на уровне подзаконных актов будет проведена "донастройка контрольно-измерительных материалов и порядка проведения тестирования". При этом цель изменений не сообщается.
Зато сообщается, что отныне будут учитываться индивидуальные особенности детей мигрантов и разный уровень образовательных учреждений. Поэтому и контрольно-измерительные материалы, то есть задания, должны все это учитывать. Насколько можно понять, речь идет о смягчении требований к детям мигрантов на знание русского языка. В то же время, по ее оценке, власти считают принятые меры по тестированию детей мигрантов эффективными, позволившими снять множество социальных конфликтов и создавшими правильные условия для образовательного процесса.
Как сообщалось, тест сдали лишь 13% детей мигрантов, если считать из числа тех, кого их родители собирались записать в школу. Из числа сдававших это половина. Повторно экзамен можно сдать не ранее чем через три месяца. Глава Татарстана Рустам Минниханов заступился за детей мигрантов, заявив, что они не виноваты в том, что не знают русского языка. По его мнению, нужно работать над обучением мигрантов в школах и вузах русскому языку "бережно", и любой ребенок может выучить русский язык за три-четыре месяца.
Председатель партии "Справедливая Россия — За правду" Сергей Миронов считает, что смягчать требования к экзаменам для детей мигрантов неправильно. Адаптировать надо вовсе не школы, чтобы они учитывали индивидуальные особенности детей мигрантов. Он напоминает, что сначала Рособрнадзор предлагал зачислять в школу при 30% правильных ответах, что возмутило всех. Потом порог повысили, но задания сделали очень простыми. И теперь думают, как еще облегчить детям мигрантов зачисление. Но правильное решение — это не школы адаптировать, а требовать от родителей, чтобы они обеспечивали своим детям обучение русскому языку.
"Если родители с такой задачей не справились, пусть ребенка отправляют домой. А еще лучше — уезжают вместе с ними", — сказал Миронов.
Однако среди чиновников есть те, кто готов занять сторону мигрантов. Об этом, например, говорит заявление главы Росмолодежи Григория Гурова о безусловном праве детей мигрантов на бесплатное школьное образование.
"Важно, чтобы, безусловно, все люди были образованы, и наше общее образование должно быть доступно каждому — при соблюдении каких-то элементарных вещей, связанных со знанием русского языка, с желанием учиться в российской школе по российскому законодательству", — сказал Гуров.
В устах чиновника довольно странным выглядит выражение "каких-то вещей" применительно к знанию русского языка. Что, к тому же, в рамках перечисления приравнивается к простому желанию учиться в российской школе. Это вещи явно не равнозначные. Однако Гуров считает иначе.
"Когда приезжают в Россию семьи [мигрантов], когда они здесь работают, когда они здесь живут — они уже находятся в нашем сообществе", — сказал он на молодежном образовательном форуме "Каспий-2025".
Как пишут "Аргументы недели", эти слова вызывают глубокий диссонанс. По открытым источникам, у Гурова двое сыновей, но насколько он знаком с реальным положением дел с детьми мигрантов в школах, непонятно.
"Интересно, например, сколько детей мигрантов учатся в одном классе с его сыновьями? Легко говорить о доступности знаний, находясь в комфортном чиновничьем кабинете, в то время как за его стенами разворачивается совсем иная — далеко не благополучная — реальность... Любой практикующий педагог подтвердит: зачастую российская школа не способна дать детям мигрантов полноценное образование в том же объеме, что и российским ученикам. Причина проста — сами эти дети не стремятся к получению академических знаний. Их присутствие в классе носит формальный характер. Подлинные, значимые для них знания они усваивают в своей среде — внутри семьи и национального круга", — пишет издание.
В соцсетях люди выражают не просто свое несогласие, а возмущение словами Гурова.
"Вы забываете напрочь о своих, думаете о чужих. Вам их жалко? Поезжайте к ним и жалейте их там, на их стороне. На ваше кресло посадят того, кто о наших детях позаботится", — пишет Светлана П.
"Если вы за них так топите, то топите из своих личных денег, а не из наших налогов! Хотя ваши личные сбережения тоже собраны с ваших зарплат, которые платят с наших народных отчислений на налоги! Так вот поделитесь с детьми мигрантов и создайте им условия, а не в ущерб нашим детям и внукам!" — призывает Лана Н.
Таких комментариев сотни, и многие гораздо жестче. Чьи же интересы продвигает Гуров?
На днях патриарх Кирилл, выступая перед сотрудниками СК РФ, снова поднял проблему мигрантов. По его словам, формирование замкнутых этнических сообществ, недоброжелательно относящихся к коренному населению, нежелание многих мигрантов интегрироваться в российское общество, учить язык, изучать нашу культуру, их пренебрежение российскими законами — все это является серьезной угрозой и вызовом Российскому государству и обществу.
По результатам опроса спикера Госдумы Вячеслава Володина, 96% россиян выступают за запрет приема в школы детей мигрантов, которые не знают русского языка.
Недавно научный руководитель АНО "Агентство поддержки государственных инициатив", кандидат педагогических наук Ольга Коровина отметила, что половина детей мигрантов в России не охвачена школьным обучением.
"Это означает, что многие родители не предпринимают попыток подать документы — либо из-за недостатка информации о правилах, либо из-за бюрократических и языковых барьеров, либо по причине намеренного уклонения, когда семья планирует краткосрочное пребывание и не видит смысла интегрироваться в систему образования", — сказала она.
В этом перечислении нет такой причины, как нежелание вообще интегрироваться в российское общество. А оно, по общему мнению, включая самых высокопоставленных чиновников, очень велико. Получается, что своими действиями власти могут снова упростить поступление в российские школы для детей мигрантов? Но тогда параллельным результатом станет привлечение в школы как можно большего из числа. Хотелось бы получить подробные разъяснения властей по этому поводу.