Аналитика


IT-отрасль вышла из чата: льготы отменяются, начинается релокация 2.0
Общество | В России

Правительство объявляет о планах по увеличению фискальной нагрузки на IT-сектор, что может кардинально изменить правила игры для одной из самых динамичных отраслей российской экономики. Речь идет о двукратном повышении тарифов страховых взносов и отмене ключевых налоговых преференций. Эксперты предупреждают: последствия могут быть губительными, а альтернативные источники пополнения бюджета остаются без внимания. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Министр цифрового развития Максут Шадаев официально подтвердил намерения увеличить для IT-компаний тариф страховых взносов с 7,6% до 15%, а также отменить льготу по НДС на покупку отечественного программного обеспечения. Эти меры объявлены как вынужденные в условиях бюджетных ограничений, так что можно говорить о конце многолетней политики поддержки сектора.

Многие годы правительство последовательно расширяло объемы поддержки, и отрасль отвечала фантастическими темпами роста. Теперь же, по словам министра, "общая ситуация действительно непростая". Исторический разворот налоговой политики ставит под удар тысячи компаний — от гигантов до стартапов, вынуждая их экстренно искать пути выживания.

Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко сравнивает новый подход с разговором владельца коровника с коровой: "Вы хорошо кормились, вы хорошо поились, пора вас доить".

Однако, по его мнению, ключевой вопрос в том, "а нужно ли нам доиться". Клименко видит серьезную опасность в том, что ради не самых больших доходов ломается хорошо выстроенная и выстраданная налоговая система, что больно ударит и по малому, и по крупному бизнесу. Он предлагает альтернативные источники пополнения казны, указывая на банковский сектор, который в этом году заработает 4 трлн рублей, и нефтяной демпфер, составляющий 3 трлн.

"Выстраивалась очень долго система упрощенки, ИП-шки. Сейчас мы возвращаемся где-то лет на 10 назад", — пояснил он и добавил, что такой сильный удар приходится как раз на момент, когда отрасль и без того переживает "тяжелое состояние с кадрами и крайне тяжелое состояние с инвестициями".

Основатель и CEO первого российского конструктора прототипов сайтов Structura.App Евгений Боровков выражает надежду, что озвученные планы — лишь "специально немножко гипертрофированная в большую сторону" позиция для обсуждения. Он честно признается, что его компания не стала просчитывать экономику на случай введения новых правил, так как они пока носят дискуссионный характер.

Эксперт считает, что государство сначала заявляет максимально жесткий вариант отмены льгот, чтобы напугать IT-сообщество и посмотреть на реакцию. Боровков отмечает общую нервозность в отрасли и делится личным наблюдением: недавно в приложении для самозанятых он столкнулся с опросом, одним из пунктов которого был вопрос: "Если мы там что-то изменим, уйдете ли вы в тень?". Это, по его мнению, говорит о том, что государство отдает себе отчет в последствиях своих действий.

Президент Международной ассоциации промышленников и предпринимателей "МОСТ" Алексей Мостовщиков акцентирует проблему непредсказуемости — слишком быстро меняются правила игры. Он предлагает смягчить удар, растянув срок увеличения взносов на 2-3 года, что дало бы бизнесу возможность адаптироваться.

"И если мы сегодня говорим о том, что в нынешней ситуации необходимо повышение, пополнение бюджетной сферы, то здесь все-таки бы я растянул срок увеличения данных взносов для IT-компаний на несколько лет, на 2-3 года", — сказал Мостовщиков и анонсировал запуск масштабного исследования, чтобы проанализировать, как повышение страховых взносов скажется на компаниях.

"Опыт наблюдения в небольшом бизнесе: изменение налогового законодательства срабатывает только в самом начале, когда бизнес не готов. А дальше возникает старая дилемма времен Михаила Сергеевича Горбачева и алкогольного закона. Сын спрашивает папу: "Папа, теперь ты будешь меньше пить?" Он говорит: "Теперь ты будешь меньше есть", — проводит параллели Герман Клименко.

Бизнес, по его словам, всегда перекладывает возросшие затраты на потребителей, либо просто закрывается сразу. При этом он опровергает тезис об уходе в тень: "В тень уйдут продавцы на рынках. А вот у нас, скорее всего, произойдет просто закрытие компании".

Кадровый вопрос становится одним из самых болезненных. Клименко констатирует, что большая часть профессионалов уехала еще в 2022 году, а нынешняя система образования не восполняет потерь: "У нас парадокс. У нас, с одной стороны, есть спрос, и люди бегают, пытаются трудоустроиться, и говорят, что не могут этого сделать. А с другой — вот мы сидим, IT-шники, говорим, у нас нет людей".

Он предупреждает, что новые налоги усугубят эту проблему, спровоцировав новую волну оттока, но уже не отдельных специалистов, а целых компаний.

Человек рассматривает картинку об искусственном интеллекте(2025)|Фото: Накануне.RU

Евгений Боровков подтверждает эту тенденцию, рассказывая о прямых предложениях из-за рубежа: "Мне звонили пару недель назад из Алматы, из Казахстана. Сказали, у нас 0% на 5 лет, приезжай, ты стартапер, мы тебе тут все сделаем".

По его словам, многие начинающие проекты уже не рассматривают регистрацию юрлица в России, предпочитая апробировать проекты здесь, а затем уезжать в более гостеприимные юрисдикции. Алексей Мостовщиков добавляет, что в рамках своей ассоциации видит, как ряд компаний открывает представительства в других странах, например, в Кувейте и Саудовской Аравии. Со временем такой зарубежный офис начинает расти: ему требуются свои программисты, свои менеджеры, свои разработчики. И он нанимает их там, на месте. В итоге главная компания, которая остается в России, постепенно теряет свое значение и персонал, так как ключевые силы и специалисты перетекают в зарубежный филиал.

Стоит ли овчинка выделки? Финансовая сторона вопроса также вызывает скепсис. Герман Клименко приводит конкретные цифры: ожидаемые поступления в бюджет от отмены льгот по НДС оцениваются примерно в 100 млрд рублей. "Но там это такой потолок, максимум при условии того, что никто из индустрии не сократится, не перейдет и не поменяет налогообложение". На фоне дефицита бюджета в 4-5 трлн, эти деньги, по его мнению, ситуацию не спасут. Более того, он обращает внимание на падение привлекательности интернет-компаний на фондовом рынке после объявления о планах по отмене льгот: "Нас, по сути, оставили еще и без денег".

Эксперты сходятся во мнении, что главным пострадавшим здесь окажется потребитель. Алексей Мостовщиков прогнозирует: "Я думаю, в конечном итоге, так как у нас в экономике все взаимосвязано, для потребителя это в любом случае аукнется повышением цен и скажется на его потребительской корзине". Затраты на IT зашиваются в процессы производственных и торговых компаний и по цепочке дойдут до конечной цены товара.

В итоге, получается, что государство, нуждаясь в деньгах, выбирает для увеличения нагрузки хрупкую и стратегически важную отрасль, уже ослабленную исходом кадров и давлением внешних факторов. Бизнес в ответ начинает тихую миграцию, рассматривая варианты от особых экономических зон внутри страны до полного переноса деятельности за рубеж. Потенциальный выигрыш бюджета выглядит синицей в небе на фоне триллионов дефицита, а проигрыш — в замедлении цифровой трансформации всей экономики и очередном витке инфляции, который почувствует каждый.

Налоговая зима для IT может надолго заморозить перспективы роста.



Елена Рычкова