Аналитика


Кубышка "Сургутнефтегаза" оказалась сопоставима с дефицитом федерального бюджета
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | В России

Издание "Форбс" опубликовало ТОП-10 российских компаний с наибольшими запасами денежных средств. И на первом месте оказался "Сургутнефтегаз" — на его банковских депозитах находится более 6 трлн рублей на конец 2024 года, а процентные доходы равны 252 млрд рублей, что превышает чистый доход "Т-банка". Причем, "Форбс" пишет, что в 2025-м году эти средства "Сургутнефтегаза" уменьшились до 5,5 трлн из-за укрепления рубля, так как депозиты в валюте. И все равно это рекордная по величине кубышка, сопоставимая с размером дефицита федерального бюджета (5,7 трлн в 2025 году). Второе место в списке по накопленным средствам занимает компания "Лукойл", на ее счетах более 1 трлн рублей на конец 2024 года. Также в списке "Интер РАО", "Транснефть", "Татнефть".

Вспоминается диалог из советского фильма, ставший крылатым.

— Это твое?
— Мое.
— Откуда?
— Оттуда!

Почему такие огромные средства, как в случае "Сургутнефтегаза", не инвестированы, например, в строительство новых высокотехнологичных предприятий, мостов, транспортных магистралей, в развитие регионов, не завязаны в цепочки, где задействованы работники, получающие от этого зарплату, улучшающие свои условия жизни, повышающие демографию и развивающие экономику? Для чего компаниям держать на депозитах такие средства?

"Кубышка "Сургутнефтегаза" — это давняя история и даже устоявшееся выражение в российских деловых СМИ, — поделился своим мнением с Накануне.RU ведущий аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков. — У них есть действительно огромные запасы денег, и это была даже одна из богатейших компаний в мире по наличию денег на счетах".

Он объясняет стабильность компании тем, что она одна из немногих в РФ не разрушила технологическую цепочку добычи нефти, потому что с 1990 нефтяные компании сбрасывали с баланса ремонты скважин, бурение, весь нефтесервис и отдавали это глобальным компаниям вроде "Шлюмберже", а "Сургутнефтегаз" этого не сделал. И в итоге оказалось, что руководство СНГ было право: когда все эти западные нефтесервисные компании ушли с российского рынка из-за санкций, "Сургутнефтегаз" оказался в выигрышной ситуации: он сам выполняет все эти операции, да еще и своим конкурентам оказывает услуги по бурению и нефтесервису. Такая консервативная стратегия позволила быть в плюсе.

Также руководство компании считает, что не надо просто так тратить средства, и не готово переплачивать даже за непосредственно нефтяные активы. Много раз проходили аукционы на месторождения в России, и когда ставка аукциона доходила до определенного уровня, "Сургутнефтегаз" отказывался больше платить, потому что считал, что актив того не стоит. Поэтому можно говорить и о том, что такой подход к накоплениям — исключительно рациональная оценка своего бизнеса.

сургутнефтегаз(2007)|Фото: Накануне.ru

"В целом такая позиция позволила себя обезопасить, потому что, во-первых, есть проблемы с внешним кредитным финансированием как таковым, так еще и ставки в российских банках сейчас очень высокие за счет того, что большая ставка Центрального банка. Поэтому очень многие компании переходят на то, чтобы отказаться от заемных средств и перейти на использование денег для текущего развития со своих счетов, со своего оборота, с чистой прибыли", — заключает Игорь Юшков.

"Виновата ключевая ставка, — подтверждает заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, депутат от КПРФ Николай Арефьев и указывает на еще одну тенденцию. — Мы все время говорим о кредитах, но не говорим о депозитах — а депозиты под 21%. Зачем добывать нефть? Зачем рудники какие-то копать? Положил деньги и 21% получил. Так зачем же заниматься бизнесом-то? Вот они теперь все — мало-мальски успешные предприятия, которые получают прибыль, которые имеют достаточные оборотные средства, которым кредиты не нужны — они вместо того, чтобы развивать предприятия, кладут на депозит и получают огромные проценты. Это уродство нашей денежно-кредитной политики".

При этом все-таки "Форбс" отмечает снижение размера кубышек в 2025 году у компаний из списка. У "Сургутнефтегаза" это снижение произошло из-за укрепления рубля, так как большая часть депозитов являются валютными. По мнению Николая Арефьева, если это так, то, возможно, все эти накопления хранятся за рубежом, потому что зарубежные банки на нашей территории сейчас практически не работают, а выручка должна лежать в банке-эмитенте.

Что касается снижения размера кубышек у других компаний, то "Лукойл" направил почти 1 трлн на выплаты дивидендов и приобретение собственных же акций (видимо, для сокращения выплаты дивидендов). В паре с ним на дивиденды потратилась "Татнефть". "Интер РАО" инвестировал в векселя и облигации. И только у "Транснефти" продолжился рост запасов. То есть в реальный сектор никто из списка, похоже, так и не вложился, несмотря на резкое снижение прибылей из-за сокращения экспорта энергоносителей, вынужденный увод из-за рубежа основной деятельности и передислокации депозитов на родину?

Так что, если денег и много у нефтяных компаний, то развитию страны эти огромные запасы пока не очень-то и помогают.



Юрий Александров