Ряд регионов России, включая Ставропольский и Краснодарский края, Черноземье и юг Урала, оказались в зоне высокого риска сокращения сельского хозяйства из-за водного стресса. Исследование Высшей школы экономики показывает, что дефицит воды и изменение режима осадков уже системно влияют на агросектор, а усиление климатических изменений усугубит ситуацию. Эксперты отмечают, что кризис затрагивает все больше регионов, включая Оренбургскую и Челябинскую области, Свердловскую область и Башкортостан, создавая угрозу урожаю, доходам фермеров и продовольственной безопасности страны. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.
Несколько регионов страны оказались в зоне высокого риска сокращения сельского хозяйства из-за водного стресса. К такому выводу пришли исследователи Высшей школы экономики в новом аналитическом обзоре по влиянию климатических изменений на агросектор.
"Именно эти регионы, с одной стороны, специализируются на сельском хозяйстве, а с другой стороны, уже сталкиваются с нехваткой воды. Усугубление водного стресса, вызванное климатическими изменениями, только усилит наблюдаемые тенденции. Следует отметить Свердловскую область и Республику Башкортостан. Эти регионы не отличаются большой долей сельскохозяйственных земель, но испытывают проблемы с имеющимся объемом возобновляемых водных ресурсов", — говорится в исследовании.
Как отмечают авторы, дефицит воды в этих регионах уже носит систематический характер, а изменение режима выпадения осадков только усугубляет ситуацию. Например, в Южном федеральном округе с 1976 по 2022 год сумма осадков в летний период снизилась на 25%. При этом увеличение продолжительности бездождевых периодов может происходить даже без значительного снижения общей суммы осадков, создавая дополнительные трудности для поливного сельского хозяйства.
При этом сельскохозяйственные регионы сталкиваются с двойным вызовом: с одной стороны, они традиционно обеспечивают значительную часть продовольствия страны, с другой — испытывают дефицит водных ресурсов. Усиление водного стресса приведет к сокращению сельскохозяйственного производства, снижению доходов фермеров и уменьшению добавленной стоимости в отрасли. Ставропольский и Краснодарский края стабильно занимают лидирующие позиции по уровню риска в различных климатических сценариях.
Эксперты ВШЭ обращают внимание, что ключевыми показателями риска водного стресса являются площадь сельхозземель, численность сельского населения и добавленная стоимость, производимая в сельскохозяйственных, лесных и рыбохозяйственных секторах. Сочетание климатических изменений и уже существующего дефицита воды в ряде регионов создает угрозу не только для урожайности, но и для сохранения рабочих мест в агросекторе.

По словам президента кекоммерческого партнерства "Национальное движение сберегающего земледелия" Людмилы Орловой, водный кризис в южных регионах России является системной проблемой, которая затрагивает все больше территорий. По ее словам, дефицит воды и ухудшение состояния водных ресурсов — это результат сочетания климатических факторов и нерационального отношения к природным источникам. При этом зачастую ситуация начинается с истоков рек: родники, которые издавна очищались и охранялись, сейчас закрываются, засыпаны или повреждены, а мелкие реки нарушены. Все это приводит к заиливанию водоемов, смыву плодородного слоя с полей и нарушению естественного водного баланса.
По мнению эксперта, подобная практика наблюдается не только на юге страны, но и в ряде других регионов, включая Оренбургскую и Челябинскую области, а также Свердловскую область и Башкортостан, где, несмотря на меньшую долю сельхозземель, проблемы с возобновляемыми водными ресурсами создают дополнительную угрозу для агросектора.
"На ситуацию влияет и человеческий фактор: фермеры или предприятия порой закрывают речки и родники на своих участках, нарушая естественное течение воды, что усугубляет последствия климатических изменений. В результате даже в традиционно аграрных регионах усугубляются проблемы с поливом, сокращается урожай и падает доход сельхозпроизводителей. Дефицит воды уже отражается в инфраструктуре и градостроительных решениях: в Новороссийске, например, из-за нехватки воды прекратили строительство высотных домов", — отметила собеседница Накануне.RU.
В целом эксперт считает, что водный и почвенный кризис в России носит системный характер и постепенно распространяется на все больше регионов, а меры по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов и родников остаются недостаточными. Она подчеркнула важность обсуждения этой темы и повышения общественного и экспертного внимания к проблемам, связанным с обеспечением устойчивости сельского хозяйства и сохранением плодородных земель.
"Все это вместе создает серьезные риски для сельского хозяйства. Проблема распространяется не только на юг страны, но и на Оренбургскую и Челябинскую, Свердловскую области, Башкортостан — регионы, которые уже испытывают ограничения по водным ресурсам. Если ничего не менять, кризис будет затрагивать все больше территорий. Тема крайне важна: ее нужно поднимать и развивать, ведь от этого напрямую зависит продовольственная безопасность и устойчивость сельского хозяйства", — резюмировала Людмила Орлова.