Аналитика


Регионы-доноры тонут в долгах: Югра и Ямал вынуждены брать кредиты на десятки миллиардов
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО

Регионы-доноры ХМАО и ЯНАО, где добывают львиную долю нефти и газа в РФ, наращивают кредитные обязательства. На фоне сокращения поступлений от крупнейших недропользователей, Югра и Ямал вынуждены латать дефицит бюджета за счет банковских кредитов. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

ХМАО вступает в новый этап активных заимствований. Региональные власти объявили масштабную серию закупок на привлечение банковских кредитов для покрытия бюджетного дефицита и погашения долговых обязательств. С конца октября по ноябрь 2025 года департамент финансов округа разместил 24 конкурсные процедуры на общую сумму 37 млрд рублей. Только на обслуживание этих займов регион готов направить более 7,4 млрд рублей, что сопоставимо с годовыми расходами отдельных ведомств.

Причинами столь агрессивной долговой политики стали резкое падение нефтегазовых доходов, формирующих основную часть бюджета Югры, и необходимость финансирования затянувшихся социальных строек, начатых еще при прежнем губернаторе.

Более половины объявленных закупок предполагает открытие кредитных линий на 1 млрд рублей каждая со стоимостью обслуживания порядка 198 млн рублей. Еще пять контрактов рассчитаны на заимствование по 2 млрд при расходах на обслуживание около 403 млн рублей за каждый. Самые крупные процедуры предусматривают кредиты по 3 млрд рублей, обслуживание которых обойдется примерно в 605 млн рублей каждая. По десяти линиям на 1 млрд размещение уже завершено или находится на стадии работы комиссии. Среднее снижение начальной стоимости обслуживания по итогам торгов составило около 6%, но победители пока не раскрыты.

Необходимость столь масштабного кредитования связана с параметрами бюджета на следующий год. Правительство Югры уже одобрило проект закона об окружных финансах на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов. Доходы запланированы в размере 419,6 млрд рублей, расходы — 478,7 млрд. Дефицит бюджета, таким образом, составит 59,1 млрд рублей. По данным Минфина России, на начало 2025 года госдолг Югры составлял около 11 млрд рублей, что означает возможный рост долговой нагрузки более чем в четыре раза.

По словам источника, близкого к департаменту финансов округа, одна из ключевых причин увеличения заимствований — необходимость закрытия старых бюджетных обязательств и завершения затянувшихся строек, начатых еще в период руководства Натальи Комаровой.

Документ(2022)|Фото: Накануне.RU

"Существенная часть новых кредитов уйдет на покрытие расходов по долгосрочным проектам, которые невозможно просто остановить. Речь идет о завершении крупных социальных и инфраструктурных объектов, строительство которых растянулось на десятилетие. Это прежде всего окружная клиническая больница в Нижневартовске, начатая еще в 2007 году и подорожавшая почти до 30 млрд рублей, а также ряд объектов в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нефтеюганске. Все они требуют дополнительного финансирования, чтобы их наконец ввести в эксплуатацию", — отметил собеседник.

По данным департамента строительства, до конца года в регионе планируется завершить два десятка социальных объектов, большинство из которых возводятся за счет средств окружного бюджета. Среди них школы, спортивные комплексы, дома культуры, станции скорой помощи и медицинские учреждения. Однако многие стройки остаются проблемными: речь идет о затянувшихся работах на объектах в Нягани, Березово, Приобье и Горноправдинске, где подрядчики неоднократно менялись, а контракты расторгались через суды и антимонопольные органы.

Эксперты связывают усиление долговой активности не только с необходимостью ликвидации долгостроев, но и с общим падением доходов нефтегазового сектора, традиционно обеспечивавшего финансовую устойчивость округа. По итогам семи месяцев 2025 года совокупная выручка нефтяных компаний, работающих в регионе, сократилась примерно на четверть к прошлому году, а объем добычи упал до 72% от прежних уровней. В результате налог на прибыль, формирующий основную часть окружного бюджета, резко снизился. На этом фоне власти региона были вынуждены сократить расходы на 13,7 млрд рублей, объяснив это "влиянием макроэкономических факторов и международной конъюнктуры".

По оценке аналитиков, Югра, где добывают 2/3 российской нефти, окончательно перешла к заемной модели финансирования, при которой долги становятся инструментом поддержания текущей деятельности и завершения капиталоемких проектов. Даже при привлечении всех 37 млрд рублей кредитов, средств будет недостаточно для покрытия всех накопленных обязательств. Регион, ранее считавшийся одним из наиболее финансово устойчивых субъектов страны, постепенно втягивается в долговую зависимость, что отражает более широкий кризис нефтегазовых территорий России, столкнувшихся с падением экспортных доходов и ростом социальных расходов.

Правительство соседнего региона-донора ЯНАО, где добывают 90% российского газа, также готовится к масштабным заимствованиям, чтобы удержать региональный баланс на фоне растущих расходов. В заксобрание внесен проект бюджета на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов, согласно которому дефицит окружной казны в будущем году превысит 52 млрд рублей. Согласно пояснительным материалам к документу, власти планируют покрыть разрыв между доходами и расходами за счет выпуска государственных облигаций на 47 млрд рублей и привлечения бюджетных кредитов еще на 5,5 млрд. Доходы бюджета на 2026 год запланированы в объеме 355 млрд рублей, расходы — 407,9 млрд. Уже в 2027 году дефицит планируется сократить до 27,7 млрд рублей, а к 2028 году — до 11,3 млрд.



Никита Светлов