Аналитика


Россия собирается поделиться водой из Оби со Средней Азией?
Экономика | В России | В бывшем СССР

Российская академия наук начинает изучение проекта переброски нескольких рек: Северной Двины и Печоры — в Приазовье, а Оби — в Среднюю Азию, Казахстан и Узбекистан. Об этом пишут российские и казахстанские СМИ, но крупнейшие СМИ по этому поводу молчат.

Новость совпала с официальным визитом в Россию президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева. Если ранее, в советское время, подобный проект рассматривался, но так и не был реализован, то сейчас дело может дойти до его воплощения в жизнь. Тому есть веские причины, и ученые предложат Минобрнауки включить финансирование этих научно-исследовательских работ в госплан.

В РАН недавно прошло заседание, посвященное водным ресурсам и связанным с этим проблемам. Было признано перспективным перераспределение части стока Оби в Аральский регион на границе Узбекистана и Казахстана и Печоры и Северной Двины в бассейн Волги — основной источник питания Каспийского моря и далее в Приазовье. Причем не в виде каналов, а в виде водоводов с полимерными трубами.

Научный директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян говорит, что Россию подталкивают к этим проектам обстоятельства. В южных регионах страны очень тяжелая ситуация с водой. Особенно это воссоединенные регионы, но воды также не хватает и в других регионах степной и полупустынной зон: в Ростовской, Астраханской, Курганской, Оренбургской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, в Дагестане. Это является очень серьезным тормозом социально-экономического развития регионов.

Кроме того, южные регионы из-за изменения климата становятся еще более засушливыми. Современные технологии позволяют перебрасывать на большие расстояния огромные объемы воды с минимальными потерями. Водоводы строить быстрее, чем каналы, и это эффективнее. Но начать нужно с внутрироссийского проекта по переброске стока северных рек. Тем более что у всех рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, водоносность увеличивается, так что существенных проблем для экологии возникнуть не должно, если перенаправить часть их стока.

В отношении "поворота" Оби в Среднюю Азию политолог Алексей Ярошенко говорит, что такого быть вообще не должно. Это страны, которые никогда не будут благодарны России.

В Средней Азии, естественно, смотрят на проблему иначе. Доцент Ташкентского филиала Российского экономического университета имени Плеханова Равшан Назаров говорит, что население этих стран растет. Уже сейчас там проживает 80 млн человек, а скоро будет 100 млн, и им всем нужна вода. И если Россия не поделится сибирскими водами, ее ждет наплыв миллионов беженцев. Сейчас Афганистан строит канал Кош-Тепа, который будет забирать более 15% воды из Амударьи. После его запуска Туркмения и западные регионы Узбекистана практически останутся без воды. Куда денутся эти люди? Они побегут в Россию.

Академик РАН Роберт Нигматулин тоже обращает внимание на то, что дефицит воды приведет к быстрому опустыниванию стран Средней Азии, падению урожайности, обнищанию населения и росту миграции в Россию. Перенаправление сибирских вод в регион стало бы эффективной мерой по предотвращению этих последствий. Общий годовой сток сибирских вод около 3 тыс. куб. км, из них предлагается использовать от 20 до 70 куб. км, или 1-3%. Это решит проблему водного дефицита в Средней Азии и уменьшит тепловую нагрузку, которую регион оказывает на Арктику. Она и так нагревается.

Коллаж, рабочие-мигранты, строительство, сельское хозяйство, торговля(2022)|Фото: Накануне.RU

Член СПЧ Кирилл Кабанов считает, что нечего и говорить о помощи Средней Азии. Он видит в этом заинтересованность России вернуть свое влияние в регионе. Но в этом и ошибка, потому что это будет не полноценное возвращение стратегического влияния России в бывших советских республиках, а нечто иное.

"По поводу угрозы массового переселения в Россию из Центральной Азии из-за нехватки запасов питьевой воды мы говорим уже очень давно. Да, такая угроза действительно есть. Но это не значит, что Россия должна бездумно отдавать свои ресурсы (за что нам скорей всего и спасибо-то не скажут) в ущерб своим национальным интересам, включая глобальную экологию. Наличие угрозы массового нашествия должны способствовать укреплению государственных границ и нашей системы безопасности в этом направлении и созданию эффективной системы сдержек и противовесов. У нас в стране слишком много внутренних не решенных проблем наших граждан, чтобы решать проблемы чужих (да, именно чужих)", — заключает Кабанов.

Журналист Андрей Медведев тоже считает, что проблема воды неизбежно накроет Среднюю Азию в течение ближайших 10-15 лет, но это проблема региона, а не проблема России. И Россия не обязана помогать.

"Потому что независимые государства, которые ведут независимую национальную политику, решают свои вопросы по-своему, а советский и имперский периоды некоторые наши соседи отнесли к категории "период оккупации", так что просто обязаны справиться со своими проблемами сами. Как взрослые и зрелые государства с тысячелетней историей, о чем написано в тамошних учебниках", — пишет Медведев.

Данилов-Данильян убежден, что ни о какой помощи речь идти не может. За воду из сибирских рек нужно будет платить.

Между тем, экологические порталы перечисляют плюсы и минусы от переброски рек. Среди плюсов называются геополитические преимущества и возможное частичное восстановление Аральского региона, а среди минусов: высокая стоимость, сложные экологические прогнозы, опасения по поводу воздействия на экосистемы Сибири, риски для биоразнообразия и потребность в долгосрочном международном контроле. Но у Оби действительно есть избыточный сток, который составляет до 10% пресных водных ресурсов России.

В то же время все экологические последствия просчитать вряд ли возможно. Так, при строительстве Красноярской ГЭС прогнозировалось, что зимой ниже плотины должен будет образовываться небольшой локальный участок открытой воды. Но в жизни все оказалось иначе. Енисей перестал замерзать на протяжении сотен километров, в том числе в черте миллионного Красноярска, что усиливает влажность и без того загрязненного воздуха. В городе даже проводились совещания насчет того, нужно ли замораживать Енисей.



Евгений Чернышёв