Аналитика


Второе чтение бюджета: какие поправки остались за бортом
Политика | В России

18 ноября Государственная дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2026-2028 годы. Формальное одобрение основных параметров документа сопровождалось активным обсуждением социальных поправок, большинство из которых были отклонены. Депутаты оппозиционных фракций выступали с предложениями по увеличению финансирования здравоохранения, поддержке семей и решению жилищных проблем, однако эти инициативы не получили необходимого одобрения. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Заседание Государственной думы по рассмотрению поправок ко второму чтению бюджета выявило системную проблему: многочисленные предложения социальной направленности не могут быть реализованы в рамках текущих бюджетных ограничений. Из 715 поступивших поправок к принятию рекомендовали 591, однако наиболее существенные инициативы, требовавшие значительного дополнительного финансирования, не нашли поддержки.

Председатель комитета по бюджету Андрей Макаров последовательно объяснял, что резервный фонд правительства в 63 млрд руб. не позволяет покрыть запросы, исчисляемые сотнями млрд.

Госдума, повышение пенсионного возраста(2018)|Фото: /duma.gov.ru/

Алексей Куринный от фракции КПРФ выступал с семью поправками. Он предлагал выделить по 600 млн руб. на 2026-2027 годы на строительство теоретического корпуса медицинского факультета Ульяновского государственного университета, объясняя это необходимостью решения проблемы с помещением для двух тысяч студентов. Другой блок его поправок касался финансирования медицинских учреждений Ульяновской области: 3,1 млрд руб. на хирургический корпус онкодиспансера, 4 млрд на хирургический корпус больницы скорой медицинской помощи и по 800 млн на кардиохирургический центр областной больницы.

Также Куринный настаивал на выделении 43,5 млрд руб. ежегодно на обеспечение лекарствами для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, утверждая, что это "позволит сохранить порядка 15 тысяч жизней ежегодно". Еще две его поправки касались финансирования лечения сахарного диабета: 39,6 млрд руб. на таблетированные препараты с кардиопротекторным и нефропротекторным действием и 3,3 млрд — на обеспечение лекарствами лиц трудоспособного возраста.

В ответ Андрей Макаров указывал, что "источник этих 43,5 млрд — тот же резервный фонд правительства", которого недостаточно, и отмечал отсутствие необходимых согласований с регионами — согласны ли они на софинансирование, потянут ли? По медицинским объектам в Ульяновске он сообщал, что заявки от региона с необходимой документацией не поступали в установленный срок.

Аналогичным образом были отклонены инициативы по поддержке наиболее уязвимых категорий граждан. Депутат Андрей Алехин от КПРФ обращал внимание на недостаточный размер выплат людям, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами — 1314 рубля в 2025 году. "И гражданам непонятно, что компенсирует данная выплата", — констатировал он, предлагая увеличить финансирование.

Другое его предложение — о повышении выплат по уходу за детьми-инвалидами до прожиточного минимума — также было отклонено. Бюджетный комитет ссылался на отсутствие источников финансирования, отмечая, что предложения касались трансфертов Социального фонда России, а соответствующие поправки к его бюджету не вносились.

Председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, депутат от КПРФ Нина Останина внесла на отдельное голосование 13 поправок, касающихся различных социальных вопросов. Она предлагала финансирование организации детского отдыха, включая 7,5 млрд руб. на возврат части стоимости путевок и 325 млн на газификацию 13 лагерей. Также она выступала за выделение 2,2 млрд руб. для лагерей в Анапе, пострадавших от чрезвычайной ситуации. Другие ее предложения включали увеличение финансирования дополнительного образования детей до 22 млрд руб.:

"В 2024 году на дополнительное образование выделялось 22 млрд 699 млн руб.. В 2025 году на 6 млрд меньше — 16 млрд руб.. А на 2026 год предусмотрены расходы, которые меньше значительно. Письма в адрес комитета просто зашкаливают. Стоимость кружков, обед в школе, предположим, для старшеклассников на месяц 5000 руб., шахматы 4500. Семьи не справляются. Просьба оставить сумму 22 млрд руб.," — сказала Останина.

Также Останина просила выделить 1 млрд на строительство детских садов и 30 млрд на обеспечение бесплатным горячим питанием всех школьников в новых регионах и приграничных областях. Однако председатель бюджетного комитета Андрей Макаров отклонил инициативу, указав на полное отсутствие источника финансирования в закрытой части бюджета и напомнив, что существующая программа для младшеклассников уже обходится государству в 319 млрд руб.. По детским садам он указал, что поправка "Единой России" на 1 миллиард руб. уже была принята, якобы тем самым просьба Останиной была выполнена, но другим путем. И Макаров опроверг утверждение о сокращении финансирования дополнительного образования, приведя официальные данные о его значительном росте.

Госдума(2022)|Фото: duma.gov.ru

Особое внимание Останина уделяла жилищным проблемам. Она предлагала 200 млрд руб. на обеспечение жильем военнослужащих Министерства обороны и 30 млрд для военнослужащих Росгвардии. Также она выступала за увеличение финансирования программы обеспечения жильем детей-сирот и удвоение финансирования программы "Жилье молодой семьи". Бюджетный комитет отвечал, что создание новых целевых статей не входит в процедуру принятия бюджета. По поправкам о жилье военнослужащих Макаров указывал, что правительство уже предусмотрело 187,2 млрд руб. на эти цели на три года. Ни одна из поправок, которые Нина Останина выносила на отдельное голосование, не была принята.

Интересно, что при обсуждении поправок, касающихся поддержки молодых семей, Андрей Макаров сослался на то, что комитеты по труду, социальной политике и развитию гражданского общества возражали против этой поправки, и бюджетный комитет с ними согласился. Формально предложение об увеличении финансирования программы "Жилье молодой семьи" было отклонено, поскольку депутат не внесла поправку в закрытую часть бюджета, и для нее буквально не оказалось источника финансирования. Также Макаров прокомментировал: "Ну, такое ощущение, что дети у нас рождаются не по любви, а потому что деньги дают. В брак вступать — для того, чтобы квартиру получить или ипотеку? Коллеги, давайте перестанем считать, что именно деньги решают все".

Проект бюджета был принят голосами 353 депутатов, 53 парламентария воздержались. Министр финансов Антон Силуанов поблагодарил за "консолидированную позицию" и заверил, что правительство будет исполнять бюджет в соответствии с принятыми решениями. В четверг запланировано окончательное рассмотрение документа в третьем чтении, где сохраняется возможность внести последние корректировки. Обсуждение поправок показало, что дополнительные социальные инициативы сложно реализовать в рамках действующих бюджетных процедур и при существующем распределении средств. Но в целом уже ясно, каким будет бюджет на плановый период, так как второе чтение, в ходе которого рассматриваются все поправки, является основным содержательным, а не просто "формальным".

Основные параметры главного финансового плана на 2026 год таковы: доходы — 40,3 трлн руб. (плюс 8,6% к ожидаемым в 2025 году), расходы — 44,1 трлн руб. (плюс всего 3%, что можно расценить как стремление к сдерживанию и так заметно выросших в последние годы трат или же как достижение порога возможного увеличения). Дефицит запланирован на уровне 1,6% ВВП, или 3,8 трлн руб., после ожидаемых в 2025-м 2,6% ВВП, или 5,7 трлн руб. Три объявленных приоритета расходов бюджета-2026: оборона, социальные траты и развитие технологий.


Елена Рычкова