Россияне стали гораздо острее ощущать противоречия между олигархами и народом. А также многократно выросла частота упоминания противоречий между "западниками" и сторонниками самостоятельного пути России. Эти два резко выросших противоречия вполне можно объединить в одно: "прозападные" олигархи в России действуют вопреки интересам народа и могут сдать страну Западу. Такие выводы можно сделать из научной статьи в "Вестнике социологии".
В статье изначально рассматриваются противоречия между богатыми и бедными, точнее, их восприятие населением. Это всегда было одним из наиболее болезненных вопросов для рядовых россиян, влияющих на уровень социальной напряженности и степень консолидированности общества. Но исследуются и другие противоречия. За основу взяты репрезентативные общероссийские исследования Института социологии ФНИСЦ РАН 2005, 2015 и 2024 гг., из которых можно сделать указанные в начале статьи выводы, которые буквально бросаются в глаза.
Что касается противоречий между богатыми и бедными, то они однозначно ослабли, считают россияне. Так, если в 2005 году их упоминали 55%, в 2015 году — 37%, то сегодня — лишь 26%. Однако кто эти богатые? По всей видимости, россияне воспринимают их как "обычных" состоятельных людей, которые их окружают. В этом смысле снижение по сравнению с 2000-ми закономерно. Иное дело "необычные" богатые, или олигархи. Это не просто богачи, а те, кто оказывают огромное влияние на политику страны. В 2005 году на противоречия между ними и народом указали 21% опрошенных, в 2015 году — 17%, но в 2024 году показатель подскочил в два раза — до 30%. И он намного превысил "обычные" противоречия между богатыми и бедными.
Кроме того, резко усилились противоречия между "западниками", которые видят Россию вечной ученицей "цивилизованного" Запада, и сторонниками самостоятельности России. В 2005 году их упомянул лишь 1% россиян, то есть практически никто. В 2015 году их назвали уже 7%, а в 2024-м — 12%. Такого большого роста не зафиксировано больше ни по одному другому противоречию. Вместе с указанным противоречием между олигархами и народом они и составляют главный нерв текущих противоречий. Потому что все остальные противоречия либо снизились, либо незначительно выросли, но и так малы.

Разумеется, прозападные олигархи в России были всегда после 1991 года, но в 1990-х, в условиях всеобщей бедности и нищеты, их действия воспринимались просто как противоречия между богатыми и бедными. С усилением влияния России на международной арене это ощущение стало меняться, а их действия — восприниматься иначе. Теперь это уже люди, не просто наживающиеся на бедных, но мешающие самому развитию страны, ведущие ее не туда, готовые замириться с Западом на любых условиях, даже путем сдачи интересов России. Такие выводы можно сделать по результатам исследований.
Справедливости ради стоит упомянуть, что самым острым противоречием россияне считают противоречие между сторонниками и противниками политики России в отношении Украины. Но в предыдущих опросах этого противоречия по понятным причинам не было вообще, поэтому его можно либо вынести за скобки, либо считать лишь дополнением, подчеркивающим главное противоречие — между "прозападным" олигархатом и народом и страной. Автор статьи научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Илья Дудин тоже отмечает, что противоречие между олигархами и остальным обществом в условиях СВО приобрело иной смысл.
"Вспомним в этой связи предположение Т. Пикетти и его коллег о том, что огромный отрыв олигархов от остального общества кажется приемлемым для большинства россиян, пока олигархи лояльны к национальным интересам. Однако после начала СВО, в связи с рестрикциями со стороны стран Запада, часть экономической элиты заняла по крайней мере противоречивую позицию по отношению к государственной политике, что способствовало актуализации противоречия между ними и остальным обществом. Таким образом, с началом СВО разрыв между олигархами и основной массой населения стал иметь уже не только экономическую, но и идеологическую основу", — пишет Дудин.
Этот вывод подтверждают результаты тех же исследований, если их сгруппировать по группам противоречий: экономические, политико-административные, социокультурные и идеологические. Первые три группы за последние 20 лет ослабли, в то время как идеологические противоречия резко выросли. Например, экономические противоречия снизились с 75% упоминавших их до 57%, а идеологические, которые 20 лет назад были почти незаметны, — выросло с 12% до 42%. Они вышли на второе место, обогнав политические.
Казалось бы, удаляясь по времени от советской эпохи, идеологические противоречия в обществе должны только ослабевать. Но такой взгляд обусловлен лишь привычкой воспринимать их в контексте противоборства "социализм — капитализм" или "за или против советской модели". Отрицать эту составляющую тоже нельзя, но сегодня идеологические противоречия, в том числе в части социально-экономической модели, воспринимаются прежде всего в контексте взгляда на Россию и ее будущее - или мы самостоятельная страна и цивилизация, или прозападные олигархи опять приведут нас в "цивилизованный мир" как отсталых туземцев.