Аналитика


ЖКХ Среднего Урала ушло в минус на 5 млрд рублей: рост тарифов уже не спасает
Экономика | Свердловская область

Коммунальная отрасль Свердловской области вступает в 2026 год с парадоксом, который становится все более острым и социально болезненным: жители ежегодно платят все больше, но предприятия ЖКХ продолжают накапливать убытки, и разрыв между тарифной нагрузкой и реальными финансовыми результатами только увеличивается. Система, призванная обеспечивать базовые потребности — тепло, воду, свет, — превращается в механизм бесконечного "догоняющего финансирования", когда каждая новая индексация тарифов не приносит отрасли устойчивости, а лишь замазывает дыру, которая год от года растет. И все менее понятным становится, куда уходят платежи, которые многим ощутимо бьют по семейным бюджетам.

По данным Свердловскстата, предприятия группы "Обеспечение электрической энергией, газом и паром" за январь-сентябрь 2025 года получили сальдированную прибыль 20,15 млрд рублей, однако структура результата демонстрирует критическое положение отрасли. Прибыль получили лишь 30,7% компаний, тогда как 69,3% завершили период с убытками, суммарно накопив 4,17 млрд рублей. Для отрасли, где базовые технологические операции должны обеспечивать стабильный денежный поток, такая пропорция считается признаком системного кризиса. Еще хуже выглядит сфера водоснабжения и водоотведения, где финансовый результат практически обнулен. При общей прибыли 951,8 млн рублей убыточные предприятия сформировали 1,47 млрд рублей минуса. Почти каждая вторая организация (53,7%) продолжает работать в убыток — и это один из самых проблемных показателей среди всех отраслей региона.

Таким образом, рост тарифов, который должен был бы улучшать финансовую устойчивость предприятий, не справляется даже с компенсацией текущего удорожания ресурсов, материалов и подрядных услуг. В 2025 году рост платы за коммуналку для населения составил 13,2%. На 2026 год федеральное правительство установило для регионов двухэтапный механизм — "зимний" рост на 1,7% и крупный "осенний", где Свердловская область получила индекс 9,6%. Дополнительно муниципалитетам разрешено отклоняться от него на 2,1%. Таким образом, с 1 июля 2025 по 1 октября 2026 года предприятия ЖКХ региона получат гарантированную прибавку к тарифу на 24,5%.

Квитанции ЖКХ(2023)|Фото: Накануне.RU

Даже при таком, казалось бы, динамичном росте регион фактически находится в состоянии коммунального кризиса. В итоге стоимость коммунальных услуг для населения увеличивается, но финансовая "дыра" в ЖКХ все равно не закрывается: тарифы растут, а убытки растут вслед за ними. По сути, жители Свердловской области оказываются в ситуации, когда им приходится оплачивать не модернизацию и обновление сетей, а бесконечную попытку компенсировать износ, аварийность и дорогие оперативные ремонты. При этом качество услуг не улучшается, а обязательства предприятий перед инфраструктурой складываются в новый снежный ком.

Эксперты отмечают, что коммунальный сектор региона живет в логике "латания проржавевших труб", а не развития: долгие годы недостаточного финансирования сделали невозможным переход к полноценным инвестициям, и ежегодная индексация тарифов уже давно не служит инструментом выхода из кризиса. В итоге население платит больше, но получает меньше: тарифные чеки растут, а технологическое состояние систем деградирует, финансовые показатели сектора показывают минус, и привычные аргументы о "необходимости индексаций" перестают объяснять, куда именно уходят деньги.

(2024)|Фото: t.me/poolN74

Представители отрасли указывают, что одно только повышение тарифов не спасет ситуацию, а лишь приведет к обострению социально-политической повестки для губернатора Дениса Паслера.

"Здесь необходимо тонкое регулирование. Нужно ли повышать тарифы для жителей? К сожалению, да, это необходимо. Но правительство области должно как обеспечивать экономику отрасли, так и другой рукой прикрывать население, все полномочия у властей для этого есть. Нужны адресные меры поддержки. Та же Тюменская область подогревает тарифы, то делает это при расширении мер социальной поддержки. К примеру, там компенсационные выплаты начинаются, если платежи за ЖКУ превышают 20% от дохода гражданина, а в Москве этот порог и вовсе 10%. Здесь вопрос готовности властей одной рукой "настраивать" стоимость коммуналки, а другой поддерживать население", — поделился с Накануне.RU руководитель одной из ресурсоснабжающих компаний.

Инсайдер добавил, что наибольший вклад в "статистику убыточности" вносят небольшие муниципальные предприятия, которых в регионе насчитывается порядка сотни. И основной вопрос связан с их экономикой и особенностями регулирования.

"Представьте ситуацию: в крупных городах на километр трубы может приходиться, допустим, сто потребителей, а в малых территориях – всего десять, но при этом расходы на ремонт и содержание и там, и там одинаковые. По логике, в небольших МУПах тарифы должны быть выше, но из-за ограничений их искусственно сдерживают, а выпадающие доходы бюджет не компенсирует. Отсюда и вытекают бесконечные банкротства муниципального ЖКХ и передающиеся по наследству "убитые" сети", — резюмировал представитель отрасли.

Добавим, что на Среднем Урале работа отрасли ЖКХ осложняется тем, что профильное областное министерство было фактически "обезглавлено" в связи с уголовными делами о взятках против руководства — экс-министра Николая Смирнова и двух его замов. Губернатор Денис Паслер на прошедшей 26 ноября прямой линии прокомментировал работу минЖКХ при и.о. министра Алексее Рубцове.

"Министерство нащупывает методы работы, которые обеспечат развитие этой отрасли. В отрасли всегда много задач: модернизация оборудования, долги за коммуналку, управляющие компании и еще куча вызовов, которые надо решать. Я смотрю на и.о. министра и вижу, что есть шаги, которые он делает достаточно неплохо, есть определенные результаты. Сказать, что мы можем привести человека, который будет готов к этой работе, очень сложно. Людей надо готовить, обучать, давать шанс и помогать, но при этом спрашивать с них", — заявил Денис Паслер.



Никита Светлов