Аналитика


"Фильм-праздник": новогодний поход в кино — главное семейное событие
Общество | В России

Российский кинопрокат готовится к традиционному январскому рекорду: в каникулы на экраны выходят три крупных "праздничных" проекта — "Простоквашино", "Чебурашка 2" и "Буратино". Их успех почти гарантирован, ведь они идеально попадают в запрос на семейное, доброе, узнаваемое кино. Однако за ожидаемым финансовым триумфом скрывается главный парадокс ушедшего года: кассовые сборы растут, а число зрителей неумолимо сокращается. Эксперты видят в "событийном" кино — тех самых картинах, на которые идут в кинотеатр как на особое приключение, — и причину успехов, и ключ к решению системных проблем индустрии. Подробнее — в материале Накануне.RU.

Главное противоречие прошедшего года для кинопроката умещается в двух цифрах: за одиннадцать месяцев 2025 года оборот кинотеатров вырос на 10%, а количество зрителей сократилось на 7%. Если в 2024 году за тот же период залы посетили 116,4 миллиона человек, то теперь — 108,4 миллиона. Для сравнения: в 2019 году эта цифра приближалась к 200 миллионам. Индустрия научилась зарабатывать больше с меньшей аудитории, но зритель стал разборчивее, и чтобы он встал с дивана и пошел в кинозал, нужна веская причина.

Кадр из фильма Чебурашка 2 (2025)(2025)|Фото: скриншот с официального трейлера

В кино — как на праздник

Как говорят эксперты, сейчас кинопрокат существует в режиме "вспышек". Периоды ажиотажа вокруг крупных релизов или праздников сменяются неделями затишья, когда в расписании сеансов нет ничего, что могло бы пересилить домашний просмотр стриминговых платформ. Молодежь, привыкшая за годы пандемии к качественному контенту на экране ноутбука, все чаще спрашивает: зачем идти в кино? Только как на праздник….

Потому профессионалы отрасли говорят о необходимости создания новых "киношных" дат в году, чтобы выровнять этот неровный график. Да, все пойдут в кино в новогодние праздники, сходят с мамами на семейные комедии 8 марта и так далее. А вот традиции, по аналогии с западным и осуждаемым у нас Хэллоуином, например, нет. Ни дня без праздника? Ну, это перебор, но как-то так — должны быть вытягивающие народ в зал события и тематические фильмы. Еще один момент — ради чего стоит пойти в кино — это большой экран, а он нужен, чтобы впечатлиться от спецэффектов. А с ними пока беда.

"Пока не будет новых технологий, нам очень сложно вернуть молодых людей, которые из-за пандемии примкнули к торрентам и стримингу, — говорит глава киносети "Синема Парк" и "Формула кино" Алексей Васясин. — Мы забыли, как снимали в 2013–2015 году в формате 1.90, бывшем IMAX. Сейчас в лучшем случае звук 7.1, а чаще 5.1, и картинка Scope, которую сложно растянуть".

Ответом на этот вызов и стала новая модель поведения. Поход в кино превратился из обычного развлечения в "событие", в "праздник", на который идут осознанно. "Сейчас от экономики функциональности мы движемся в экономику впечатлений, — объясняет Васясин. — Зритель очень быстро реагирует на качественный технологичный контент. Если бы у нас был более равномерный прокат, каждый месяц выходил фильм-миллиардник, зритель бы всегда приходил в кинотеатр".

Ярче всего эта логика работает в новогодние каникулы — традиционно самое кассовое время. В 2026 году, по прогнозам, рекорд будет в деньгах, но не в количестве зрителей. "Если прошлые новогодние праздники были в районе 9 миллиардов рублей, то в этот раз, наверное, будет в районе 11 миллиардов, — прогнозирует Алексей Васясин. — Думаю, зрителей будет больше, чем в 2024–2025 годах. Уровня 2019 года пока достигнуть сложно".

Кадр из фильма Простоквашино (2025)(2025)|Фото: скриншот с официального трейлера

А что смотрим?

Жанр сказок и семейных комедий сегодня — самый востребованный в прокате. Современный российский "фильм-праздник" — не всегда сиквел или франшиза. Часто это оригинальная история, которая находит отклик благодаря общему "культурному коду".

"В кинотеатрах в основном зарабатывают "фильмы-праздники": "Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича", "Финист. Первый богатырь", "Пророк. История Александра Пушкина", — приводит примеры режиссер и продюсер Николай Рыбников. — Кроме них есть "Батя 2. Дед" при малом бюджете, но это классная идея, драматургия. Мне кажется, такие фильмы могут собирать, если в них есть что-то близкое, знакомое для каждого человека, если они попадают в нерв, в этот русский, а может быть, и советский культурный код — чтобы человек пришел и смотрел про себя".

Кадр из фильма "Бременские музыканты"(2023)|Фото: kinopoisk.ru

Однако создавать такой контент на конвейере нельзя. Нам же нужно вернуть постоянного зрителя на рутинные сеансы. Что выручит? Реклама? Бюджет картины не равен ее будущему успеху, а вложения в маркетинг требуют не шаблонных скидок, а креативного подхода. "Попасть так в массовую аудиторию своей идеей, звучанием и откликом авторам сложно, — признает Рыбников. — Когда получается, случаются большие события. Ставить их на поток, чтобы каждый месяц выходила такая картина, это то же самое, как в живописи должна каждый месяц появляться выдающаяся картина".

И поэтому продюсеры чаще выбирают проверенные жанры, снижая риски. Три самых кассовых жанра, по словам продюсера Александра Златопольского, — это сказка, раскрученный бренд и удачное продолжение. "Сейчас действительно идут эксперименты и креатив внутри жанра. Сказки смотрели и будут смотреть. Также сегодня востребована семейная комедия, затрагивающая несколько поколений", — подтверждает он.

Но это не только повод для радости, кто-то считает — это печально. Кинокритик Давид Шнейдеров отмечает, что ситуация напоминает советские времена, когда снимали в основном сказки и экранизации, потому что это было безопасно. "Мы стремительно возвращаемся в Советский Союз, когда снимали только сказки и экранизации, потому что это было безопасно и безболезненно, — говорит он. — Среди фильмов-миллиардников преобладают сказки и экранизации. Авторам приходится еще больше напрягать мозги, чтобы создавать классные истории. В сериалах это удается гораздо лучше, чем в полнометражном кино, где зритель менее склонен к серьезным темам".

Вопрос только в том — а режиссеров и актеров равных тем, что создавали сказки СССР, сколько? И есть ли они вообще? Тем не менее, сказочная гегемония, как чувствуют многие, не вечна. Уже есть потребность в экспериментах с новыми жанрами, такими как фантастика или музыкальные комедии.

"Мне кажется, на смену сказкам придут музыкальные комедии, — предсказывает Николай Рыбников. — Это будут фильмы-праздники, новые "Веселые ребята", "Стиляги". Рассказ в жанре мюзикла о каких-то исторических событиях".

Параллельно зреет запрос на сложные, технологичные жанры, которые могли бы вернуть в залы молодежь. "Российскому прокату недостает хорошего фэнтези, — считает Алексей Васясин. — Это сложный жанр, направленный на полный метр — фантастика, экшн с хорошим звуком, большой картинкой и батальными сценами".

Первые такие попытки уже делаются. Осенью 2026 года выйдет фантастический блокбастер "Девятая планета" (СТВ) режиссера Николая Рыбникова с Юрой Борисовым в главной роли. Этот рискованный проект стал возможен только благодаря успеху традиционных сказок той же студии.

Где деньги, Зин?

Кинопроизводство в России сильно зависит от государственной поддержки и слаженной работы всех участников индустрии. Власти ищут новые модели. Кинокритик Давид Шнейдеров обращает внимание на зарубежный опыт: "Во Франции придумали систему и обходятся без государственных денег. При этом французские фильмы во французском прокате легко бьют американские. Система проста: 11% всех сборов идет в фонд поддержки национального кино. Телеканалы, которые показывают кино, платят налог".

Алексей Васясин предлагает жестче привязывать господдержку к коммерческому успеху: "Хочешь выходить на январские праздники — выходи без безвозвратной господдержки. Беспроцентный кредит — да, но возвратный. Выходи с поддержкой летом. Заработал в прокате — верни".

Кадр из фильма Чебурашка 2 (2025)(2025)|Фото: скриншот с официального трейлера

Что в итоге?

Число фильмов-миллиардников растет, но сама индустрия сталкивается с серьезными проблемами: неравномерный прокат и сокращение аудитории в кинотеатрах. Прокат стал длиннее, но по-прежнему завязан на праздничные даты. Из-за этого контент "сгорает", не раскрывая весь потенциал, а бокс-офис мог бы показывать лучшие цифры при более равномерном распределении релизов.

Жанр сказок и семейных комедий доминирует, но индустрия уже нуждается в экспериментах. Будущее — за новыми форматами: технологичной фантастикой, способной вернуть молодежь, или музыкальными комедиями, которые продолжат традицию "праздничного" кино. Успех этих экспериментов будет зависеть не только от бюджета, но и от креативного маркетинга и качественной драматургии.

Ключевой вопрос — в эффективном взаимодействии всех участников индустрии: авторов, продюсеров, кинотеатров и государства. От того, удастся ли найти баланс между кассовой необходимостью, творческим поиском и прозрачными механизмами поддержки, зависит, останется ли поход в кино желанным семейным событием не только в праздник.



Елена Рычкова