Аналитика


Назревает мусорный коллапс 2.0 — Средний Урал в беспрецедентной правовой коллизии
Общество | Свердловская область

Система обращения с твердыми коммунальными отходами на западе Свердловской области вновь оказалась в состоянии неопределенности. Суд восстановил в правах прежнего регионального оператора — ООО "ТБО Экосервис", лишенного этого статуса в 2024 году. При этом на территории уже работает новый регоператор — ООО "Экопарк", созданный областными властями после масштабного мусорного кризиса. В результате жители фактически оказались в ситуации, когда сразу две компании имеют основания претендовать на одну и ту же зону обслуживания, а ответственность за вывоз отходов становится размыта.

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд признал незаконным решение региональных властей о досрочном расторжении соглашения с "Экосервисом". Суд отменил акты министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области и обязал министерство природных ресурсов и экологии устранить нарушения прав компании. При этом конкретный механизм исполнения решения в документе не прописан, что лишь усиливает правовую неопределенность. По сути, судебное постановление открывает "Экосервису" дорогу к возвращению на рынок, несмотря на то, что фактически зона уже передана другому оператору.

"Экосервис" работал региональным оператором на западе области с 2019 года. В 2024 году власти досрочно расторгли с ним соглашение, сославшись на претензии к качеству работы. В тот период компания фактически не обеспечивала вывоз отходов в ряде муниципалитетов, что привело к масштабному мусорному коллапсу и резкому росту социальной напряженности. В отношении основного учредителя и руководителя компании Анны Распоповой было возбуждено уголовное дело, а саму ее обвинили в выводе десятков миллионов рублей через подконтрольные фирмы. Почти сразу после этого было принято решение о создании нового оператора — ООО "Экопарк" (принадлежит правительственной Корпорации развития Среднего Урала), которому экстренно передали проблемную зону.

К слову, все решения по лишению "Экосервиса" статуса регоператора и созданию "Экопарка" принимались еще при губернаторе Евгении Куйвашеве, и новый глава региона Денис Паслер не стал вносить никаких корректив в эти решения, фактически продолжив линию предшественника.

И вот юристы и участники рынка называют ныне сложившуюся на Среднем Урале ситуацию беспрецедентной. По их словам, апелляционная инстанция фактически изменила ранее занятую правовую позицию после прохождения всех судебных этапов, включая кассацию. Для сферы коммунальных услуг, где стабильность и непрерывность работы критически важны, такие процессуальные развороты крайне редки. В результате регион оказался в ситуации правового вакуума, когда формально восстановлен один оператор, а практически работает другой. И все это накануне новогодних праздников, когда все службы переходят в режим повышенной готовности.

Для жителей западных территорий Свердловской области эта коллизия имеет вполне осязаемые последствия. Пока суды и органы власти выясняют, кто именно должен отвечать за вывоз мусора, возникает риск повторения сценария 2024 года. Тогда более чем в двадцати муниципалитетах контейнерные площадки неделями оставались переполненными, а жалобы жителей не давали результата из-за размытости ответственности. В случае нового конфликта между операторами, подрядчики могут приостановить работу, ожидая разъяснений, а муниципалитеты окажутся заложниками чужих споров.

Мусор на контейнерной площадке в Первоуральске(2024)|Фото: Наталья Крылова

Неопределенность затрагивает и финансовую сторону вопроса. Жители продолжают платить за вывоз отходов по установленному тарифу, однако в условиях "двойного" операторства возникают вопросы: кому именно должны перечисляться средства, кто отвечает за расчеты и кто понесет ответственность в случае сбоев. Эксперты не исключают, что при затяжном конфликте региону придется компенсировать часть расходов за счет бюджета, либо пересматривать тарифную модель.

Запуск "Экопарка" сопровождался значительной финансовой поддержкой из областного бюджета и позиционировался как перезапуск провалившейся части мусорной реформы. Компания получила ресурсы для закупки техники, найма персонала и выстраивания логистики. Однако параллельно "Экосервис" оспорил действия властей в суде, заявив о нарушении процедуры расторжения соглашения. Именно этот судебный спор и привел к нынешней правовой коллизии.

А на фоне судебного решения усилилось внимание к самому "Экопарку". В отношении нового регоператора прозвучал ряд публичных претензий, связанных с закупочной деятельностью. Партия "Зелёные" направила обращения в МВД, прокуратуру и УФАС с просьбой проверить закупки компании на предмет возможных нарушений антимонопольного законодательства, искусственного дробления контрактов и неэффективного расходования средств, включенных в тариф для населения. В "Экопарке" эти обвинения отвергают, заявляя о законности всех процедур, однако проверки со стороны контролирующих органов продолжаются.

Принятое же апелляционное постановление ставит региональные власти перед непростым выбором. Формально суд восстановил прежнего оператора, но на практике вся система обращения с отходами уже выстроена вокруг нового. Пока этот конфликт не будет разрешен в правовом и управленческом поле, жители западных территорий Свердловской области остаются заложниками ситуации, где любой сбой может вновь обернуться мусорными завалами во дворах и потерей доверия к реформе в целом.



Никита Светлов