Региональная программа капитального ремонта в Свердловской области подошла к границе финансовой устойчивости. Фонд содействия проведению капремонтов ежегодно недосчитывается миллиардов рублей, сокращает перечень работ и переносит сроки обновления жилфонда. Массовый уход домов на спецсчета уже привел к тому, что в ряде муниципалитетов ремонты за счет "общего котла" фактически остановлены. В этих условиях областные власти обсуждают перераспределение средств между территориями и пересмотр порядка расчетов с домами, выходящими из системы, однако на местах предупреждают: без дофинансирования и пересмотра тарифа кризис будет лишь углубляться.
Проблемы финансирования регионального Фонда капремонта были рассмотрены на заседании комитета заксобрания Свердловской области по развитию инфраструктуры и жилищной политике. В обсуждении приняли участие депутаты, представители министерства ЖКХ региона и руководства ФКР.
Ключевой причиной нарастающего дефицита участники заседания назвали устойчивый отток средств из фонда из-за перехода домов на спецсчета. В результате организация ежегодно вынуждена корректировать планы и сокращать объемы работ.
По данным ФКР, в 2024 году было собрано 8,4 млрд рублей, которые направляются на проведение капремонтов в текущем периоде. Одновременно только в этом году со счетов фонда списывается 2,2 млрд рублей в пользу домов, сменивших способ накопления. В 2026 году ожидается дополнительное списание еще 1,97 млрд рублей. При этом ускорения темпов ремонтов в домах на спецсчетах не происходит. По информации минЖКХ Свердловской области, за девять месяцев текущего года в таких МКД отремонтировано 19 объектов — порядка 12% от плана. Для сравнения, в домах, аккумулирующих средства в "общем котле", за три квартала работы выполнены в 345 зданиях, а к началу декабря — уже в 845 объектах, включая этап проектирования.
Как отметил директор ФКР Станислав Суханов, фонду ежегодно не хватает порядка 2 млрд рублей. Это привело к сокращению перечня видов работ: если в начале реализации программы их было шесть, то сейчас в среднем около 3,6. Одновременно сдвигаются и сроки проведения капремонтов.
На заседании также поднимался вопрос срочных и аварийных ситуаций. Так, по словам председателя комитета по развитию инфраструктуры заксобрания Валентина Лаппо, в одном из домов Екатеринбурга произошло обрушение внешней штукатурки, что создает угрозу безопасности жителей, однако по действующей программе ремонт запланирован лишь через несколько лет. В минЖКХ региона заявили о возможности точечного переноса сроков по отдельным видам работ, в то время как представители муниципалитетов указывают на практику экстренного привлечения средств вне бюджета ФКР.
На фоне системного дефицита руководство фонда и депутаты предложили изменить порядок расчетов с домами, переходящими на спецсчета. В частности, обсуждается возможность внесения изменений в федеральное законодательство, согласно которым возврат накопленных средств таким домам будет осуществляться не сразу после выхода из системы, а непосредственно перед началом капремонта.
С резкой оценкой действующего механизма на заседании выступил первый заместитель председателя заксобрания Аркадий Чернецкий.
По его словам, сложившаяся система формирования фонда капремонтов фактически напоминает "финансовую пирамиду", при которой уже наступившие обязательства исполняются за счет средств других собственников. Он подчеркнул, что при выходе дома из "общего котла" фонд обязан в течение года вернуть все собранные деньги, что создает кассовые разрывы и подрывает устойчивость всей модели. Чернецкий заявил, что при сохранении действующих правил "система будет продолжать проедать сама себя", и подтвердил подготовку обращения в Государственную думу с предложениями по корректировке федеральных норм.

В то же время участники заседания признают, что даже в случае поддержки инициативы на федеральном уровне ее реализация займет значительное время и не позволит оперативно закрыть текущий дефицит.
Дополнительным ограничением для фонда остается установленный порядок ценообразования. Максимальная стоимость капремонта не должна превышать прогнозные сборы с дома за 30 лет, а предельные расценки на работы жестко зафиксированы. При этом, как уточнили в минЖКХ, дополнительное финансирование с учетом удорожания строительных материалов в текущем году не предусматривалось.
Еще одной проблемой депутаты назвали неравномерное распределение средств внутри ФКР. В ряде муниципалитетов деньги фактически не используются, тогда как другие территории лишены возможности проводить ремонты. Так, в Новоуральске при годовом сборе порядка 800 млн рублей работы запланированы лишь на 330 млн, оставшаяся часть средств продолжает находиться на депозите.
Одновременно в Нижнем Тагиле, Березовском и Рефтинском на общих счетах сформирован отрицательный баланс, связанный с массовым уходом домов на спецсчета. Работы здесь не ведутся уже годами. При этом муниципалы отмечают, что управляющие компании активно агитируют жителей к смене способа накопления средств, в результате чего при продолжающихся отчислениях населения ремонты в домах "общего котла" не проводятся. По оценкам представителей муниципалитетов, негативная тенденция может сохраниться еще несколько лет, а предлагаемые меры перераспределения средств способны лишь временно сгладить дефицит.
В итоге в Законодательном собрании сходятся во мнении, что без пересмотра тарифа и прямого дофинансирования Фонда капремонтов из бюджета проблема будет только усугубляться. Пока такие расходы не заложены, однако областные депутаты уже обсуждают необходимость согласования механизмов финансовой поддержки ФКР в среднесрочной перспективе.