Своим мнением о камнях преткновения в экономике с Накануне.RU поделился зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Николай Арефьев (КПРФ).
— Официально инфляция снизилась ниже прогноза, как признал Путин, – 5,7% вместо 6%. Но ключевая ставка ЦБ по-прежнему высокая — 16%, что в 2,5 раза больше официальной инфляции. Почему так происходит, нет ли тут противоречия и признаков того, что ЦБ, на самом деле, переохлаждает экономику?
— Уже даже МВФ отметил, что таргетировать инфляцию ключевой ставкой нецелесообразно. В России умеренно-жесткая денежно-кредитная политика действует с 2019 года. Смысл ее заключается в торможении роста экономики и снижении доходов населения при помощи повышения ключевой ставки. По смыслу объяснений ЦБ, чем меньше денег будет в экономике и у граждан, тем меньше будут их покупательные возможности, значит, спрос ограничится, цены будут снижаться. Это объяснение для дураков! Если взять экстремальные значения, то, если ни у граждан, ни у предприятий не будет денег совсем, то цены упадут до нуля, но при этом погибнет население и предприятия тоже.
Сейчас в экономике проблема: импортные станки выходят из строя, а их 92% на заводах, а запчастей не продают. Новые заводы открывать нельзя, потому что нет станков — их нам тоже не продают. Своих станков выпускаем 11 тыс. в год — это крохи! Но на их покупку нет денег, а кредиты дорогие. Практически все остановилось и дальше будет деградация, если санкции на станки не будут отменены.
Нужно делать доступными кредиты, у предприятий нет оборотных средств, ключевая ставка в два раза выше средней рентабельности, а это убытки, так "развивать" экономику — значит гробить ее!

— Нынешнее повышение НДС — вынужденная мера, и в целом цель — снижение налогов в будущем, сказал Путин. Повышать сейчас налоги при цели снижать налоги — так бывает? Стоит ли ждать снижения налогов в дальнейшем?
— Наши трактора и роботы на 30% дороже китайских, а автомобили — в три раза дороже! Всему виной налоги и дорогие кредиты. Наша продукция неконкурентоспособна даже на внутреннем рынке. Предприятия предпочитают покупать китайскую технику, нежели свою. И в это время повышают налоги и ключевую ставку! Логики нет! Логика Минфина — деньги любой ценой, вот и повышают налоги, разрушая экономику.
Мы несколько раз предлагали Минфину понизить налоги и за счет роста оборота получить больше, чем при высоких налогах. Но они следуют своим путем — повысили налог на прибыль на 5% и получили меньше на 1 трлн рублей. Нужно понижать налоги, все наши налоги ложатся на цену: возьмите НДС, НДПИ, пошлины, акцизы, они все прибавляются к цене готовой продукции и разгоняют инфляцию. А ЦБ повышает ключевую ставку, чтобы с ней бороться. Но ключевая ставка не может снизить налоги!
— Как рост НДС повлияет на инфляцию? Минфин и ЦБ утверждают, что это добавит не более 1%. Это реально?
— Исследования говорят иное. Инфляция вырастет более чем на 2%, потому что НДС оплачивает конечный потребитель, но не все товары бывают конечными, некоторые конечные после доработки и переработки уже представляют собой другой товар.
— Что с малыми предприятиями, которые впервые получат НДС? Они уже начинают закрываться — в том числе аптеки, например, или вот пекарни, владелец которой обратился на прямую линию к Путину. Как НДС скажется на малом бизнесе?
— На малый бизнес вообще нападение, он вряд ли выживет, а если выживет, уйдет в тень. Одновременно увеличивается ставка НДС и снижается до 10 млн рублей порог оборота для его уплаты. Устанавливаются общие тарифы 30% до предельной базы и 15% свыше для платежей в социальные фонды. При этом для приоритетных отраслей — обработки, производства, транспорта, остаются льготные тарифы. Но в этих отраслях МСП почти нет. Зато торговля составляет 90%.
Увеличивается МРОТ до 27093 рублей и вводится положение, при котором страховые взносы будут отчисляться с суммы МРОТ в случае, если зарплата работника меньше этой суммы. Многие предприятия малого бизнеса не выдержат таких платежей и закроются. Между тем, в 2024 году малый бизнес заработал 29 трлн рублей и перечислил в бюджет 10,3 трлн рублей налогов. Теперь есть возможность их не получить.
— Это просто дикое противоречие. Нам не нужны такие большие резервы, их размер должен равняться размеру трехмесячного импорта. В ЗВР только 30% — золото, которое хранится в России, остальные деньги разбросаны по иностранным банкам и есть возможность их потерять в случае санкций. Сегодня надо весь прирост валютной выручки не прятать в ЗВР, а консолидировать в бюджет, там не хватает денег. При этом можно было бы снижать налоги. Но для этого надо иметь голову.