С 2026 года представители малого бизнеса, применяющие УСН, столкнутся с необходимостью платить НДС, если их оборот превысит новые пониженные пороги: 20 млн руб. в будущем году и далее снижение до 10 млн к 2028 году.
Кроме того, в России планируют резко ограничить право предпринимателей на применение патентной системы налогообложения — ПСН. Право на патент с 2026 года могут потерять ИП с оборотом более 10 млн рублей. Также применять ПСН не смогут ИП, которые работают в розничной торговле и автомобильных грузоперевозках.
Ассоциация "Опора России" провела опрос, и треть респондентов сообщили, что допускают прекращения своей деятельности в течение полугода.
И на прошлой неделе владелец люберецкой пекарни "Машенька" Денис Максимов в ходе Прямой линии обратился к президенту РФ Владимиру Путину с вопросом о новой форме налогообложения, которая ждет индивидуальных предпринимателей со следующего года. Максимов, как и многие другие, столкнется с переходом от удобной патентной системы налогообложения к уплате налога на доход и НДС, что потребует дополнительных расходов и найма бухгалтера.
Денис Максимов предположил, что при таких условиях малый бизнес будет либо уходить в тень, либо закрываться.
Своим мнением о возможном влиянии новых реалий на малые предприятия с Накануне.RU поделился член ассоциации "Опора России", руководитель свердловского регионального отделения организации Илья Тыщенко.
— Какие новшества в применении НДС будут у малого бизнеса?
— НДС повышается с 20 до 22% на общей системе налогообложения. И есть так называемый НДС 5% [при оборотах от 60 млн]. Он, конечно, называется НДС, но его, наверное, не очень корректно называть НДС, потому что НДС в моём понимании и в понимании вообще всех финансистов — это возмещаемый налог, а НДС 5% — его предприниматели, которые будут его использовать, не смогут возместить. И этот налог ничего хорошего предпринимателям не принесёт. Затраты, издержки предпринимателей вырастут кратно. И дело не только в этом.
— В чем еще?
— Дело в том, что очень многие предприниматели раньше использовали патент, такая система была для них очень выгодна, позволяла держать на определённом уровне стоимость своих услуг, товаров. И вот сейчас многие слетают с патента, и у них кратно увеличивается налоговая нагрузка при переходе на упрощённую систему налогообложения. В связи с этим "Опора России" прогнозирует, что в 2026 году будет резкое повышение цен на товары и услуги и, соответственно, резкий рост всей их продукции.
И это все отразится больше всего на конечном потребителе, на нас с вами, на конечных покупателях, на конечных потребителях услуг, которые ходят в магазины, которые ходят за услугами к малому и среднему бизнесу. Все это повлечёт за собой волну подъёма цен выше обозначенной позиции. Причём, не на 5%, а на 30%, 50% и более.
— Есть прогнозы, что часть малых предприятий начнет закрываться.

— Можно ли прогнозировать процент тех предприятий, которые закроются? Поймите, вот у предпринимателя есть какой-то бизнес, он отработал 2025 год в одних условиях, сейчас настанет 2026 год. У предприятия есть кредиты, есть какие-то другие финансовые обязательства, то есть просто так малый и средний бизнес никогда руки не складывает, не поднимает вверх и не говорит: ой, слушайте, мы, наверное, закроемся. Наверное, до последнего будут биться. Я не знаю тех, кто бы мне сказал, что все, я точно закрываюсь, я не смогу это потянуть. Все будут пытаться что-то сделать, но в течение 2026 года мы будем видеть вал каких-то закрытий, банкротств и так далее.
Мы видим сейчас, что закрываются какие-то помещения, кто-то их раньше арендовал, сейчас они свободны, сдаются. В них никто не заезжает, потому что не понимают, как вести бизнес в таких условиях. Я не могу спрогнозировать, что 30% закроется или 20%. Все будут пытаться выжить и как-то хотя бы хоть что-то зарабатывать, но и просто не будет.
— Чего ждать от 2026 года малому бизнесу?
— Я считаю, что 2026 год будет показательный. И после 2026 года мы поймём, сколько субъектов малого и среднего предпринимательства прекратит свою деятельность.
Табличка на помещении, мол, мы закрылись, ещё не значит, что действительно закрылись, просто могут в другое место переехать. Очень многие, вы знаете, как-то свой бизнес консолидируют, если, например, у предпринимателя есть пять магазинов, то он, наверное, выбирает условно три лучших, или один лучший. Остальные закрывает, всю свою продукцию пытается свести в одно место, в лучшую точку, где меньше аренда, где лучшая проходимость, где можно ему будет выжить в этой ситуации, а потом уже думать о каком-то развитии.
Поймите, мы связаны по рукам и ногам, мы не можем кредитоваться сейчас. Ну, как мы можем кредитоваться? Банковская ставка очень высока, и при таком повышении налоговой нагрузки, при такой высокой банковской ставке о развитии, к сожалению, речи не идёт.