Аналитика


Вне зоны доступа: Госдума одобрила законопроект об отключении связи и интернета
Политика | В России

Госдума приняла в первом чтении закон, разрешающий ФСБ требовать от операторов отключения интернета и телефонии. Инициаторы ссылаются на соображения безопасности и угрозу со стороны беспилотников. Депутаты проект поддержали, но задали вопросы о компенсациях за отсутствие связи, цифровизации и о работе SMS-сообщений. Замминистра цифрового развития Иван Лебедев отметил, что операторы и сейчас выполняют указания спецслужб, но закон нужен для четкого правового регулирования. Подробнее о нововведениях — в материале Накануне.RU.

Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который предоставляет Федеральной службе безопасности право инициировать отключение интернета и телефонной связи в регионах. По новым правилам компании обязаны выполнять такие распоряжения немедленно и освобождаются от ответственности перед абонентами.

Законопроект внесли в рамках исполнения президентского указа. Его цель — создать правовую основу для быстрого прекращения услуг операторов "в связи с оперативной необходимостью". Речь идет о предотвращении атак беспилотников. Депутаты поддержали инициативу, но указали на конфликт между безопасностью и политикой повсеместной цифровизации.

Законопроект представлял на заседании Госдумы замминистра цифрового развития РФ Иван Лебедев. Он пояснил механизм действий оператора связи при получении сигнала "немедленно прекратить оказание услуг" от органов безопасности.

"Вы понимаете, это связано с оперативной необходимостью — безопасностью регионов и людей, прежде всего при угрозе атак беспилотников", — пояснил Лебедев.

Он добавил, что случаи, когда может поступить такой сигнал, "четко регламентированы документами президента и правительства", но их перечень является "закрытым".

"Мы безусловно за усиление безопасности, но у вас возникает коллизия. С одной стороны, мы все хотим сделать все цифровым, ваш министр, в частности, говорил про электронного чиновника. А вот, с другой стороны, приграничные территории, я могу вам сказать про Ростовскую область — там фактически из-за беспилотной и других опасностей почти нет интернета и связи. И мы сократим сейчас чиновников, а электронного оборудования не будет, ступор какой-то", — обратил внимание на проблему цифровизации депутат Николай Коломейцев.

Также он не понимает, как людям отличать отключение "по требованию ФСБ" от других случаев? И выразил опасение, что цифровизация в стране станет бесполезной.

Лебедев согласился, что проблема доступа к интернету чувствительная в регионах, он подтвердил, что государство в целом находится в тренде цифровизации по многим важным и социально значимым вопросам. Вектор никто не меняет.

"Когда мы рассматривали эту законодательную инициативу, когда я выступал, я и сказал, что перечни (отключений) строго ограничены и имеют тонкую настройку. Ограничение будет проходить только в режиме действительной оперативной необходимости, без перегибов", — заверил он.

По его словам, угроз для того, чтобы выполнялись какие-то социально значимые услуги, нет, и сервисы из "белых списков" не затронут.

Депутат Алексей Куринный выразил надежду, что ко второму чтению можно будет увидеть все подзаконные акты, так как "ограничение прав граждан должно быть прописано только в федеральных законах, а не в подзаконных актах". Второй вопрос — о компенсациях гражданам. "Выключили интернет, выключили связь. Компенсация какая-то будет предусмотрена гражданам за то, что они были связи лишены, но вынуждены оплачивать эту связь?" — спросил депутат.

На что Лебедев ответил, что ко второму чтению все подготовят, а что касается компенсации... В данном случае оператор не виноват, и его освобождают от этой компенсации. То есть операторов связи освободят от ответственности за отключения, сделанные по предписанию ФСБ. А кто будет возмещать убытки пользователям, и будет ли, на данный момент осталось неясно, и кажется, что никто и не будет. Также непонятно, предусмотрен ли механизм информирования населения о случаях отключения именно по этому признаку — из-за безопасности. Пока форматы обозначения для населения прорабатываются.

На заседании отдельно подняли вопрос о правовом статусе систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Эти средства, хотя и применяются для защиты объектов от беспилотников, часто нарушают работу связи. Предприятия, которые их используют, сталкиваются с требованиями надзорных органов отключать их — так как формально это противоречит действующим нормам. Де-факто это создает правовой диссонанс для организаций, пытающихся самостоятельно обеспечить свою безопасность.

В ходе обсуждения также прозвучало предложение развивать альтернативную инфраструктуру связи. Поскольку многие сферы жизни зависят от цифровых услуг, для смягчения последствий возможных отключений стоит рассмотреть расширение сети фиксированной связи как резервного канала. В качестве альтернативы называют волоконно-оптические линии (ВОЛС), однако их прокладка в сельской местности часто экономически невозможна. Было предложено, чтобы министерство рассмотрело варианты софинансирования таких проектов вместе с операторами в рамках будущих бюджетных программ.

Ребенок и мама с мобильными телефонами(2024)|Фото: Накануне.RU

Депутат Олег Леонов обратил внимание на формулировки законопроекта, он спросил, почему документ оперирует общим понятием "услуги связи", а не указывает конкретно на услуги передачи данных, поскольку, по его мнению, отключать SMS или голосовую связь в таких ситуациях не всегда необходимо.

"SMS-то не надо отключать, например, или голос?" — спросил депутат.

Авторы инициативы пояснили: детальный порядок отключения — что именно и в каких случаях — определят отдельные закрытые нормативные акты.

"Закрытые, чтобы враги до конца их не изучили", — уточнил замминистра Лебедев.

Он согласился, что обычную SMS-связь, если она не создает угрозы, можно сохранить точечно, однако интернет в некоторых ситуациях, по его словам, отключать просто необходимо. Пока не только враги, но и мы сами не до конца во всем разобрались. Ясно одно — решение будет приниматься по запросу спецслужб, когда и как это потребуется и исходя из обстановки.

Итак, Госдума единогласно одобрила закон, открывающий путь к отключению связи по требованию ФСБ. Вопросы депутатов о том, как это совместить с цифровизацией, кто и как будет информировать людей, и будут ли компенсации за не оказанные услуги, остались без конкретных ответов. Закону дали "зеленый свет". Детали — что, когда и как именно будут отключать — обещают прописать в подзаконных актах. Но ясно уже сейчас, связь может стать не столько услугой, сколько условностью, которую в любой момент могут ограничить "по оперативной необходимости". А платить за тишину "вне зоны доступа", как выясняется, придется самим абонентам, для которых "техническая необходимость" обернется неудобствами без всяких компенсаций.



Елена Рычкова