После того, как Роскомнадзор официально подтвердил ограничение работы Telegram, депутат Госдумы генерал Андрей Гурулев объяснил гражданам, что замедление мессенджера поможет России бороться с НАТО.
"Наверное, защита информации — это одна из основных частей борьбы между нами и странами НАТО. Поэтому здесь по-другому у нас, наверное, не получится. И мне плевать, что многим это доставляет неудобства", — заявил депутат Госдумы Андрей Гурулев.
Но вот незадача, мессенджером Telegram активно пользуются бойцы ВС РФ на фронте, а ведь они там противостоят, по сути, военной машине НАТО. Нельзя сказать, что Telegram используется для передачи конфиденциальной информации, но ведь любая информация ценна, и передача ее в максимально сжатые сроки важна. Вспомним историю времен Великой Отечественной, когда связист погиб под обстрелом, но сжал в зубах провода — обеспечил связь. Тем не менее, мессенджеры как средства связи блокируются, замедляются.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в ответ на многочисленные вопросы военкоров и военблогеров заявил, что невозможно представить, чтобы фронтовая связь в зоне СВО обеспечивалась посредством Telegram или какого-либо мессенджера.
"Представить себе такое трудно и невозможно. Поэтому, в любом случае, конечно, об этом должны говорить специалисты", — сказал Песков.
Уральский доброволец Платон Маматов отмечает, что фронтовая связь действительно обеспечивается посредством Telegram, включая координацию действий внутри подразделений и между ними, обмен разведывательными данными, обеспечение огневого поражения целей, объективный контроль результатов поражения, информационное сопровождение логистики, эвакуацию раненых.

"Альтернатив этому способу связи за четыре года не появилось. И в ближайшем будущем не предвидится. Очень жаль, что представитель высшего руководства нашей страны не осведомлен о реальном положении дел", — отметил Платон Маматов в своем telegram-канале.
Военный эксперт Алексей Анпилогов также подтверждает, что мессенджеры — это достаточно распространенный способ передачи информации, в том числе и конфиденциальной, потому что каких-то защищенных каналов передачи связи всегда не хватает. По его словам, технология мгновенного шифрования исходящей информации, которую используют практически все такого рода программы, позволяет выстраивать каналы связи очень оперативно и получать преимущества на поле боя.
"Понятное дело, что производители мессенджеров тоже не будут стоять на месте и будут пытаться уйти от такого рода блокировок. При этом, как это не печально для блокирующих организаций, будут находить в этот момент полное взаимопонимание как раз у пользователей. Сейчас же видно, что каких-то альтернатив для пользователей нет. И я думаю, что переход на какие-то другие платформы не будет быстрым. И получится как раз обратная ситуация, что те, кто до этого еще и был достаточно благожелательно настроен к альтернативам "Телеграму", сейчас будут рассматривать их как попытку отобрать у них то, что называется сетевой свободой", — считает Анпилогов.
Он подытоживает, что на ситуации со связью на фронте замедление Telegram скажется отрицательно, потому что потеря любого из каналов связи всегда влияет на устойчивость позиции, так что замедление Telegram "в целях борьбы с НАТО" выглядит довольно сомнительно.
Помимо непосредственно фронтовой связи, мессенджер выполняет важную роль для волонтеров, собирающих гуманитарные грузы на СВО, и используется просто для связи бойцов с родными и близкими. Депутат Госдумы, основатель "Союза добровольцев России" Яна Лантратова отмечает:
"Второй день получаю массу недоуменных обращений от тех, кто на фронте, кто помогает фронту — им Telegram жизненно необходим. И его замедление, не говоря о полном отключении, усложняет работу на СВО. Такова реальность, которую почему-то не принимает во внимание Роскомнадзор".