Аналитика


Десталинизационные волны с национальным оттенком
Общество | В России | В бывшем СССР

Новая кампания по десталинизации началась со лжи, но уже получила поддержку главы Чечни Рамзана Кадырова, сразу приобретя, таким образом, нацоинальный оттенок. Накануне он призвал перезахоронить тело Ленина и проклял Сталина, как "врага народа". Впрочем, высказывания самого Кадырова на эту тему не столь линейны. Скорей, противоречивы. Обида чеченского лидера на Сталина понятна – в военные годы чеченцы, наряду с некоторыми другими склонными к коллаброционизму народами, были выселены за пределы традиционного , так сказать, проживания. Причем зафиксированные документально факты дезертирства, уклонения от службы и бандитизм были далеко не единичными, а ,увы, массовыми. Тем временем, в Таллине официально переименован памятник "Бронзовый солдат" – теперь это монумент "оккупантам". Российской реакции на это не последовало. Получается как минимум странная картина: российские власти пытаются гордиться подвигом народа в Великой Отечественной войне, одновременно поощряя "детоталитаризацию".

Накануне глава Чечни Рамзан Кадыров поддержал идеи десталинизации, предлагаемые президентским Советом по правам человека, который возглавляет Михаил Федотов. Так, глава Чечни заявил, что вождя революции 1917 года Владимира Ленина давно следовало бы похоронить.

"Я спрашивал тех, кто ходил в Мавзолей в Москве, что они там забыли? Что он для меня сделал, чтобы я на него смотрел? На труп, что ли, смотреть ходить? Трупов не видели?" – сказал Кадыров. Цитата по агентству "Интерфакс".

москва красная площадь|Фото: Накануне.ruЛюбопытно, что одним из аргументов Кадырова стало то, что "раз Сталина похоронили, то пусть и Ленина хоронят".

А, отвечая на вопрос о плане десталинизации России, разработанном при участии Совета при президенте РФ по правам человека, Кадыров подчеркнул, что поддерживает в целом эту идею.

"Сталин – враг народа! В Великую Отечественную войну на фронте воевали десятки тысяч чеченцев, сотни тысяч помогали в тылу, но из-за горстки подонков, он отравил жизнь всему народу. Мои предки сидели в тюрьме. Я во время своих выступлений всегда его проклинаю! Пусть он будет проклят!" – разошелся лидер расцветающей ныне республики.

Заявление было сделано перед вступлением Рамзана Кадырова в должность главы Чечни на второй срок и, по всей видимости, отражало желание проявить лояльность федеральному центру.

сталин иосиф виссарионович|Ведь буквально в конце января 2011 года в программе "Реальная политика" Рамзан Кадыров высказывался в несколько ином духе и стиле: "Я же не знал, что Сталин— грузин. Говорили, что тогдашняя власть нас выселяла, оскорбляла, что Сталин— враг чеченского народа. Если бы он был жив, я бы искал его, чтобы убить еще раз. Когда нам сказали, что Сталин— нерусский, и нас русские не выселяли, стало ясно, что такие были времена, была и наша вина в том числе, мы создали тоже почву для этого. И мы потихоньку начали это воспринимать, как есть на самом деле. И никогда реального мира не наступит, и реальной жизни у нас не будет без России".

На днях и лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказался на тему десталинизации. Как обычно, выяснилось, что ЛДПР все предвидела! Оказывается, несменяемый либерал-демократ всероссийского пошиба предлагает принять подобные меры уже 22 года.

"Мы поддерживаем предложения правозащитников относительно десталинизации российского общества. 22 года ЛДПР предлагала аналогичные меры. Мы много раз говорили о необходимости вернуть исторические названия всем городам, улицам, площадям – всему, что было переименовано с 1917 по 1991 годы в пользу деятелей советской России. Мы их ни в чем не обвиняем, мы просто возвращаем исторические названия", — отметил лидер ЛДПР.

Депутат Госдумы от КПРФ Алексей Багаряков рассказал Накануне.RU, что активизация деятельности десталинизаторов неслучайно происходит именно сейчас. "Мы позавчера на фракции Компартии в Госдуме серьезно обсуждали эти инициативы президентского совета. Нам очевидно, что они появились именно в период, когда отмечается очередная веха нашей истории – полет Гагарина в космос, день рождения Ленина и так далее. Много событий будет, которые относятся к советской истории. Власти выгодно эти события подмочить такими неизменными способами. Конечно, заявление совета под руководством Федотова – это полный непрофессионализм, неэтичность. О чем мы говорим, какая десталинизация страны? Сталин – это признанная личность, признанная в мировой истории. Для нас очевидно, что это происки тех сил, которые бы хотели нашего ослабления. А инициативы Кадырова, других деятелей мы слышим, но не считаем нужным учитывать их мнение. Для нас важнее ориентироваться на мнение наших избирателей", – сказал Алексей Багаряков.

Историк и писатель Игорь Пыхалов в интервью Накануне.RU отметил, что в вопросах советской истории у нас наблюдается "внутренняя шизофрения".

Вопрос: Как можете прокомментировать высказывание Кадырова по поводу десталинизации?

Накануне.RU, накануне, логотип(2021)|Фото: Фото: Накануне.RUИгорь Пыхалов: Этот вопрос вряд ли носит специфический характер. У нас принято, чтобы чиновники и главы субъектов поддерживали официальный курс. При Сталине чеченцы были выселены за совершение конкретных преступлений, а потом их вернули, объявили "невинными жертвами". Конечно, у него (Кадырова) есть стимул. Опять же, можно вспомнить, как часто призывают 23 февраля не праздновать, а считать днем траура, поскольку в этот день они были выселены. В целом, я бы не стал особенно акцентировать на том моменте, что это лидер Чечни заявил. Думаю, такую поддержку можно услышать от многих наших российских чиновников.

Вопрос: Тем не менее, история далеко не каждого региона имеет чеченскую специфику. Говоря о преступлениях, Вы имеете в виду дезертирство в годы Великой Отечественной войны?

Игорь Пыхалов: Действительно, тогда имело место массовое дезертирство, уклонение от призыва в армию, массовый бандитизм, потому что если брать количество погибших или пропавших без вести на фронтах чеченцев и ингушей, то их было 2 тыс. 300, а в рядах бандформирований за 1941-1944 годы на территории Чечено-Ингушетии было уничтожено или взято в плен более 4 тыс. 500, то есть, почти вдвое больше. Также можно вспомнить про три восстания, которые были организованы в 1941-1942 годах на территории Чечено-Ингушетии, сотрудничество с немецкими диверсантами. То есть, в общем-то, причины были.

Вопрос: Почему сейчас разговоры о десталинизации звучат с новой силой? Действительно ли это "официальный курс"?

Игорь Пыхалов: К политике десталинизации призывают уже достаточно давно. Это было и при Хрущеве, и при Горбачеве, потом при Ельцине. После того, как Медведев стал президентом, начинается новая истерия. Но я думаю, с учетом того, что есть много фактов, которые показывают действительное положение дел, которое было при Сталине, попытка не будет удачной, поскольку все больше видно, что антисталинская кампания основана не на фактах, а на лжи и клевете.

Вопрос: Возможно ли, что другие главы национальных республик поддержат Кадырова в его высказываниях?

Игорь Пыхалов: Это, действительно, возможно, потому что у нас есть еще целый ряд республик, население которых пострадало во времена Сталина, хотя должен отметить, что в отношении депортации Чечня и Ингушетия выделяются. Если в других регионах на этом не акцентируют, то здесь это стало частью национальной идеологии. Но, опять же, я думаю, что такого рода инициативы по десталинизации будут поддержаны и губернаторами многих русских регионов, которые желают выслужиться.

Вопрос: Вопросы истории не дают покоя также и нашим соседям в ближнем зарубежье. В Таллине переименован "Бронзовый солдат". Теперь официально это памятник "оккупантам". Российская сторона промолчала.

Игорь Пыхалов: Надо признать, что во многом отсутствие какой-либо реакции вызвано двойственной позицией нынешних российских властей. Ведь у нас допускается, что тех же самых сотрудничавших с немцами коллабрантов зачастую славят, как героев. Трудно ожидать, что наши власти будут твердо и настойчиво требовать, чтобы Эстония не проводила такую политику. Кроме того, подобная политика эстонских властей во многом вызвана тем, что они не могут создать нормальную идеологию для своего новоявленного государства, идеологию, которая была бы основана не на русофобии, не на ненависти к государству, в составе которого они пребывали, а на чем-нибудь положительном. А действия нашей власти – это следствие внутренней политики, внутренней шизофрении, когда, с одной стороны, советский период представляется, как черная дыра в нашей русской истории, а, с другой стороны, мы пытаемся гордиться подвигом наших народов в Великой Отечественной войне. Но здесь, как говорится, одно из двух – либо мы осуждаем Сталина, либо действительно чествуем победу в Великой Отечественной, потому что одно без другого невозможно было.

Вопрос: Примечательно, что переименование памятника основано якобы на "нескольких решениях" Страсбургского суда, который подтвердил "оккупацию" Эстонии в 1944-м.

Игорь Пыхалов: Здесь решения разных европейских инстанций не должны быть для нас авторитетом. Понятно, что руководство нашей страны стремится в Европу, но это во многом вызвано тем, что российские чиновники хотели бы ездить в западную Европу, участвовать в мероприятиях, там оттягиваться, заниматься таким политическим туризмом.

Что касается оккупации, то вплоть до 1918-1920 годов Эстония никогда не имела своей государственности, это были сначала земли Великого Новгорода, потом они попали к немцам под пяту Левонского ордена, потом - в Российскую империю. Само по себе образование этого государства было следствием тогдашней русской смуты. А когда появилась возможность эту страницу перелистнуть, мы этим воспользовались. Но это совершенно нормальное явление. Опять же, для того, чтобы рассуждать об оккупации государства, оно должно быть жизнеспособным. А нынешние республики Прибалтики пока не показали, что это является полноценным, жизнеспособным образованием, что это не просто образования, призванные создать вокруг нас санитарный кордон.

Вопрос: Нельзя не отметить и то, что в 1944 году СССР как раз освобождал Эстонию от фашистских оккупантов.

Игорь Пыхалов: Сегодня власти Эстонии их официальная идеология не считает немецкую оккупацию злом, при этом они это совершенно зря делают. Ведь если посмотреть на планы, которое вынашивало немецкое руководство, то они собирались тех же эстонцев массово выселять в Сибирь или массово онемечивать. И если бы Гитлер победил, то эстонского народа не существовало бы как такового. Эта позиция эстонских властей свидетельствует об отсутствии порядочности по отношению к тем, кто спас их от уничтожения.



Сергей Хурбатов