19 марта новый глава римской католической церкви официально взойдет на Святой престол. Накануне поздно вечером конклав с пятой попытки избрал в качестве нового Папы Римского аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо. Его имя не рассматривалось в числе фаворитов, букмекеры, которые с готовностью делали ставки на имя нового понтифика, называли совсем иных кандидатов. В этом смысле кардинал Бергольо стал настоящей "темной лошадкой". Следует отметить, что он стал первым Папой – неевропейцем за более чем тысячу лет и первым Папой, принадлежащим ордену иезуитов. Оригинален он оказался и в выборе своего нового имени – ни один из 265 его предшественников не носил имени святого Франциска – основателя первого нищенствующего католического ордена.
Напомним, что Святой престол освободился 28 февраля весьма непопулярным способом. Папа Бенедикт XVI, взошедший на престол в 2005 году, в начале февраля 2013 года объявил о том, что в конце месяца он отречется от своей высокой должности, которая, как правило, становится пожизненной. Во всяком случае, последний случай отречения от высочайшего сана произошел в 1415 году, когда от престола отрекся Григорий ХII. В этой связи совершенно неудивительно, что решение Бенедикта XVI об отречении вызвало немало гипотез и версий об истинных причинах этого поступка.
По словам самого Папы, он решил отказаться от понтификата для "блага церкви". В распространенном официальном сообщении указывается, что Бенедикт XVI покинет пост из-за своего преклонного возраста. Папа римский отметил, что самостоятельно принял решение отречься от престола. Он подчеркнул, что осознает, насколько серьезен его поступок.
Помимо этого, было высказана версия, что понтифик испытывает определенные проблемы со здоровьем, что неудивительно в его 85-летнем возрасте.
Однако, ряд экспертов выдвигает различные варианты версии о том, что Бенедикт XVI принял это непростое решение на фоне глубокого кризиса Римско-католической церкви, все более активного насаждения либеральных ценностей, усиления деятельности активистов ЛГБТ-движений, распространения однополых браков в Европе и т.д. Словом, религиозный лидер, понимая необходимость того, что церковь должна дать "генеральное сражение" за сохранение нравственности и библейских моральных ценностей в своей вотчине, уступил место для более молодого лидера, способного поднять знамя этой борьбы.
Следует отметить, что и сама католическая церковь пребывает в серьезном кризисе, сплошь и рядом представителей духовенства обвиняют в преступлениях сексуального характера, в гомосексуализме, растлении несовершеннолетних и прочих нелицеприятных вещах. Последним громким скандалом стало признание потенциального участника конклава от Шотландии архиепископа Эдинбургского и Сент-Эндрюсского Кита О'Брайена в том, что его "сексуальное поведение было ниже стандартов, которые ожидаются от священника, архиепископа и кардинала".
На этом фоне фигура Хорхе Бергольо выглядит, несмотря на его солидный возраст – 76 лет, весьма позитивной и готовой к тому, чтобы начать войну за нравственность, в том числе и в самой церкви. А имя Франциск как нельзя более символично для обозначения этого вектора его ближайшей деятельности.
Известно, что кардинал Бергольо более полувека входит в орден иезуитов, которые столетиями служили миссионерами в самых отдаленных территориях, были аскетичны, неприхотливы и преданы своему служению. Судя по информации, озвученной западной прессой, Бергольо был образцом такого аскетичного служения, никогда не имел прислуги, готовил себе еду, а служебной машине предпочитал общественный транспорт. Аргентинские журналисты рассказывают о том, как он целовал ноги пациентам клиники для больных СПИДом и обладал практически безграничным кредитом доверия аргентинских бедняков.
Отмечают его принципиальную позицию в отношении семейных ценностей. Когда в Аргентине были узаконены однополые браки в 2010 году, высказывания священника оказались столь жесткими, что привели к публичному конфликту с президентом страны.
В письме к монастырям Буэнос-Айреса он писал: "Давайте не будем наивными, мы говорим не о простой политической борьбе, это разрушительные претензии против плана Божьего. Мы говорим не о простом проекте закона, а скорее о махинации с отцом лжи, который стремится запутать и обмануть детей Божиих". Кроме того, он подчеркнул, что гей-усыновление является одной из форм дискриминации в отношении детей. В ответ президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер заявила, что тон церкви напоминал "Средневековье и инквизицию".
Известна и его позиция по вопросу социального неравенства, он неоднократно высказывал поддержку различным социальным программам и публично выражал сомнения в справедливости свободной рыночной политики.
По мнению некоторых экспертов, избрание такого Папы должно стать определенным водоразделом и противопоставить католическую Европу протестантским странам, в первую очередь США, как основе распространения "дикого капитализма", либертарианства и свободных ценностей "общества потребления".
Избрание Хорхе Бергольо новым понтификом несет сразу несколько символических "месседжей". При этом, все они говорят о том, что внутри церкви должна начаться борьба с внутренними пороками, что церковь готова вновь стать ближе к людям и вернуть обществу нравственные ориентиры, а также о готовности начать духовную войну против современного либерального мира, рассказал Накануне.RU руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко:
- Я оцениваю выбор кардиналов как очень неожиданный. Можно примерно понять, какие "месседжи" Ватикан посылает миру. Ведь выбор папы носит и символический характер. В фигуре нового Папы я вижу три символических составляющих.
Первое – это имя Франциск, которое связывает нас с Франциском Ассизким. Напомню, он в молодости был таким разгульным рыцарем, потом, после тяжелой болезни и духовного возрождения, он стал одним из тех, кто очищал церковь. Очищал от греха, от разврата – от того же, в чем сейчас обвиняют церковь. Только тогда это было в троекратном размере, потому что власть епископов была невероятна. Я напомню знаменитый сон папы (Иннокентий III, – прим. Накануне.RU) о Франциске, которому приснилось, что Франциск колеблет церковь. Это есть в "Житие святого Франциска". Папа тогда раздумывал, не уничтожить ли Франциска Ассизкого и его учеников, но потом решил просто встретиться с ним. После этого он благословил его основать странствующий орден францисканцев. Известно, что аргентинский кардинал жил, прямо скажем, строгой монашеской жизнью. Он жил в достаточно скромной квартире, сам готовил себе еду, не имел прислуги, говорят, что чуть ли не сам за рулем ездил – я в это охотно верю, потому что я знаю, что среди католиков, а особенно, среди иезуитов есть люди безупречной личной порядочности. Таким образом, первый "месседж" – это святой Франциск. Католическая церковь берет курс на очищение, на обновление, на борьбу с развратом, со злоупотреблениями внутри церкви, на то, чтобы сделать церковь ближе к народу и ближе к верующим, к чему призывал святой Франциск.
Второй "месседж" – Аргентина. Аргентина – это единственная целиком "белая" страна в Латинской Америке, самая "европейская" страна в Латинской Америке. Уж так получилось, что во времена освоения Аргентины там было уничтожено все индейское население, а чернокожих рабов из Африки туда не завозили. Аргентина – это самая буржуазная страна с огромными итальянской, немецкой, испанской, еврейской диаспорами – это люди, которые составляют значительную часть населения Аргентины. Аргентина – одна из самых культурных стран Латинской Америки. Здесь родились такие люди, как Кортасар, Борхес, Перон, Эрнесто Че Гевара, в конце концов. Поэтому, выбор Папы – аргентинца, это совмещение Европы и Латинской Америки, как самого католического пространства мира. Существенно, что Папа уже выступил со словами о социальном неравенстве как одной из главных проблем современного мира, о социальной несправедливости, о том, что мир должен быть более справедливым. Я уверен, что все это неслучайно и в таких поступках Ватикана не бывает "просто дел", они всегда наполнены символикой.
Плюс, Латинская Америка – это континент, который развивается даже не семимильным, а стомильными шагами. Рядом с Аргентиной Бразилия. Это, конечно, конкурент Аргентины во многом, но Аргентина, Бразилия, Венесуэла (в которой мы похоронили на днях Уго Чавеса) – это мощные страны, с мощной экономикой, которые развиваются невероятно быстро. В Аргентине был огромный и тяжелый кризис, и мы помним, что стране в этот момент помог Уго Чавес, который выкупил за $5 млрд государственный долг Аргентины, чтобы это не сделали представители Запада. Таким образом, Папа - аргентинец (а Аргентина является одной из составных частей единого латиноамериканского мира, который противопоставляет себя Соединенным Штатам) – это, в том числе, антисевероамериканский Папа, это демонстрация Ватиканом Америке, что континент, на котором сегодня неприятие гринго является одним из фундаментальных и объединяющих тезисов, приходит в Рим, приходит в Ватикан. А Рим является главным оппонентом протестантской, пятидесятнической баптистской, лютеранской Америки, большинство населения которой считает папу римского антихристом, за исключением, естественно, ирландцев и итальянцев.
Третий "месседж" связан с тем, что, несмотря на то, что он аргентинец, подчеркивается его итальянское, то есть европейское, происхождение. После принятия содомитских законов во Франции, в Великобритании, в других частях Европы католическая церковь показывает, что она как бы отступает временно с континента, который становится все более безбожным, опираясь на гораздо более религиозную часть света, которой является Латинская Америка, привлекая энергию и силу антисодомитского и антилибертарианского дискурса в Европу, она дает некий канал новой силы через Папу белого, Папу-европейца, по большому счету, и одновременно, Папу-латиноамериканца – европейца по корням, латиноамериканца по происхождению. Это очень серьезный выбор.
При этом, Бенедикт XVI, который останется в роли почетного епископа и который является одним из выдающихся католических богословов ХХ века, безусловно, сохранит огромное влияние. Его декларация "Dominus Iesus" об основах веры, в которой он разделил границы, сказал, что мы, конечно, христиане, но есть католическая церковь, а православная и другие церкви – это совсем другое, позволила начать межцерковный диалог и позволила избежать двусмысленностей, которые в религиозных вопросах всегда приводят к конфликтам.
Я думаю, что сочетание влияния Бенедикта XVI и моральный авторитет Папы-иезуита, Папы-аргентинца, Папы с европейскими корнями, Папы, представляющего "антисоединенноштатовский" континент, Папы, выступившего уже со словами о социальной несправедливости – это сочетание даст нам католическую церковь, вышедшую на новую духовную, может быть, даже религиозную войну против современного либерального мира.