Первые месяцы года – традиционное время перезаключения коллективных договоров. Профсоюзные лидеры Югры считают: от того как будут составлены эти документы на северных предприятиях и в учреждениях во многом зависит социальная стабильность всего региона в 2005 году. После принятия федерального закона 122-ФЗ /так называемого закона о монетизации льгот/ многие традиционные северные доплаты возможны только после принятия обновленных коллективных договоров. После анализа уже заключенных колдоговоров, специалисты признали: наиболее оптимальный вариант этого документа разработан Нижневартовскими авиадиспетчерами. Профсоюзные лидеры рекомендуют всем работникам северных предприятий, кто еще не успел заключить коллективные договора на 2005 год воспользоваться опытом вартовчан. Мы обратились к председателю Нижневартовского профсоюза авиадиспетчеров Александру Костенко с просьбой оценить первые результаты работы закона о монетизации льгот в северных регионах и дать практические советы по заключению колдоговоров.
Александр Владимирович, давайте начнем с советов. Какие пункты коллективного договора Нижневартовского профсоюза авиадиспетчеров Вы бы рекомендовали внести во все колдоговоры северных предприятий?
Александр Костенко: Буду перечислять по пунктам. Первое. Необходимо записать, что до выхода постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего размеры районного коэффициента и процентной надбавки, для начисления заработной платы применять районные коэффициенты и северные надбавки в прежних размерах. То есть в тех размерах, которые были у северян до начала действия закона 122-ФЗ.
Второе. Рекомендую внести в колдоговоры запись о том, что в случае уменьшения постановлением Правительства Российской Федерации размеров районных коэффициентов и северных надбавок ваше предприятие гарантирует сохранение уровня заработной платы.
В-третьих, следует оформить коллективные договоры так, чтобы гарантировать северянам возмещение стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно.
Четвертое. Для женщин, работающих на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.
Хочу подчеркнуть: все эти "льготы" относятся не только к авиадиспетчерам и не только к работникам государственных предприятий. Они могут быть включены в коллективный договор работников любых профессий на предприятиях всех форм собственности.
Слово "льготы" я беру в кавычки не по юридическим, а по смысловым причинам. В нашей стране установилась традиция выплачивать работникам вознаграждение за труд в двух частях. Одна – это живые деньги /зарплата/. Вторая – деньги, которые не надо платить за некоторые услуги, например, компенсация стоимости проезда к месту использования отпуска. "Льготы" и зарплата, вместе взятые, – это и есть полное вознаграждение за труд.
Вопрос: Вы перечислили обязательные пункты колдоговоров. О предоставлении каких еще льгот могут договориться работники и работодатели?
Александр Костенко:Теоретически – о любых. Практически же профсоюзам перед заключением коллективных договоров надо вникнуть в финансовую ситуацию на каждом конкретном предприятии. Важно понять и работодателей: со вступлением в силу 122-го федерального закона многие меры социальной поддержки работников стали облагаться дополнительными налогами. К примеру переезд человека с Севера на "большую землю". Когда закон о "северянах" имел прямое действие, проблем не было. Данные расходы относились на себестоимость продукции и в коллективные договора практически ни у кого не вносились. Теперь работодатель заявляет, что оснований для данных выплат с отнесением их на себестоимость продукции в связи с налоговым законодательством нет. Значит, извините, тот кто хотел уехать на "большую землю" за счет предприятия, пролетает в прямом и переносном смысле.
Все социальные выплаты, например, если предприятие захотело поддержать своих бывших работников, которые стали пенсионерами, будут облагаться дополнительным налогом. Так как формально эти издержки не относятся к расходам на производство товаров и услуг. И налоговые вычеты пойдут из прибыли предприятия, что крайне невыгодно работодателю.
С неожиданной стороны все эти изменения аукнулись профсоюзам. В соответствии с п.п. 13 п.1 ст. 238 Налогового Кодекса РФ освобождались от налогообложения Единым социальным налогом выплаты в денежной и натуральной форме, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, не превышающие 10.000 рублей в год и производимые не чаще одного раза в три месяца.
В связи с тем, что данный пункт считается утратившим силу с 1 января 2005 года, вышеуказанные выплаты подлежат налогообложению Единым социальным налогом с этой же даты.
Напоминаю, взносы членов профсоюза выплачиваются с заработной платы, которая уже облагается налогом. Получается государство решило брать налог с членов профсоюза два раза.
Вопрос: Понятно, что с начала действия закона о монетизации льгот прошло слишком мало времени, чтобы делать какие-то прогнозы на будущее. Тем не менее, есть интересные данные опроса, проведенного социологическим центром ВЦИОМ. Согласно исследованию, в конце января 2005 года, до 49% россиян ожидают массовых акций протеста в своих городах и селах, и более четверти опрошенных - 27% - готовы лично принять участие в акциях протеста. Вы, Александр Владимирович, - один из наиболее активных профсоюзных лидеров Югры. Митинги и акции протеста для Вас – дело привычное. Как Вы считаете, в связи с реализацией закона о монетизации льгот на территории Ханты-Мансийского автономного округа можно ожидать роста протестного движения?
Александр Костенко:У нас округ стабильный, благополучный и такого, как на большой земле у нас в ближайший год не предвидится. По крайней мере, этого не будет, пока окружные власти будут распоряжаться деньгами. Профсоюзы другое беспокоит: выплата компенсаций возложена на местные бюджеты. Федеральная власть оказывается как бы "ни при чем". Наоборот, с экранов телевизоров льется пропаганда: закон хороший, просто люди этого не понимают, а местные власти плохо его выполняют. В нашем регионе власти имеют возможность и направляют средства на сохранении льгот и гарантий. А в других - дотационных, скорее всего, и власти не понимают, что закон хороший. Жители небольших городов и деревень, удаленных от основных магистралей, оказались совершенно беспомощны. А ведь среди них у большинства из нас родители и родственники...