Аналитика


Спиртное вернется с повышением
Общество | Свердловская область | Свердловская область | Россия

Федеральная налоговая служба получила право на контроль за производством и оборотом алкоголя в стране. Соответствующее постановление подписал в понедельник премьер-министр Михаил Фрадков. Таким образом, на налоговиков отныне возложено ведение "Единой государственной автоматизированной информационной системы", которая нанесла сокрушительный удар по алкогольному рынку и привела к 30-процентному росту цен на спиртное. Однако передача ответственности конкретному ведомству, заявляют эксперты, хотя и долгожданная мера, но вовсе не означает скорейшего решения проблем. Точку в кризисе ставить рано, а это значит, что к новому году алкоголь еще успеет подорожать.

Напомним, новый закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вступил в силу с 1 января этого года. Закон ввел специальные федеральные марки для отечественной продукции и акцизные - для импортной, на которые компании-импортеры и заводы-производители должны наносить особый штрих-код (содержащий информацию о названии алкогольной продукции, ее виде, градусности и прочее).

Штрих-код каждой бутылки попадает в так называемую Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) учета производства и оборота алкоголя в стране, разработкой которой занималось ФГУП "НТЦ "Атлас", подведомственное ФСБ.

Продажа спиртного со старой маркировкой с 1 июля была объявлена вне закона, в тот же день в стране была запущена система ЕГАИС, минуя которую, продавать продукцию запретили. Чтобы новая система заработала, каждый отечественный производитель и компании-импортеры должны были закупить

Ликеро-водочный завод (фото 2006 года)(2024)|Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.ru
специальное оборудование и с его помощью подключиться к ЕГАИС, устанавливает и обслуживает которую ФГУП "НТЦ "Атлас". Однако из-за постоянных сбоев в программе и неимоверно медленной обработки данных работать в новой системе оказалось невозможно. В итоге рынок оказался в критическом положении: импортный алкоголь исчез с прилавков, за новыми марками выстроились длинные очереди, а ЕГАИС до сих пор работающей можно назвать лишь с большой натяжкой.

Кризис обернулся большими убытками для алкогольных компаний, эксперты подсчитали также, что около 4-5 млрд рублей налогов не досчитается и федеральный бюджет. Однако ни одно из шести ведомств (Минэкономразвития, Минфин, Минсельхоз, налоговая и таможенная службы, ФСБ), разрабатывавших реформу и внедрявших ЕГАИС, не взяло на себя

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.kommersant.ru
ответственность за случившееся. Только лишь Общественная палата РФ, обеспокоенная "уничтожением легального рынка  алкоголя", выступила с открытым письмом к премьеру Михаилу Фрадкову . В результате поручить ведение ЕГАИС решено было налоговикам.

От официальных комментариев по этому поводу в Федеральной налоговой службе пока воздерживаются. А вот эксперты заявляют, что передача ответственности конкретному ведомству, хотя и долгожданная мера, но вовсе не означает скорейшего решения проблем.

"Кризисы утихают, когда проводятся мероприятия по их преодолению, а подписание постановления Правительства РФ – это лишь малая часть от того, что необходимо предпринять. Вопрос не в том, какое ведомство назначить ответственным за систему ЕГАИС, а в том, как в дальнейшем эта система будет функционировать", - говорит в беседе с Накануне.RU генеральный директор "Уральской ВиноВодочной компании" Вадим Деркачев. Он отмечает, что постановление Правительства РФ о порядке функционирования ЕГАИС, которое определит технические и стратегические параметры системы, до сих пор не подписано. А ведь технические проблемы в ЕГАИС не устранены и работать с системой, по его словам, приходится "в

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU
 
ручном режиме", передавая сведения о каждой новой партии алкоголя в налоговые и таможенные органы в бумажном виде: "Весь прогресс сводится к тому, что если месяц назад 100% накладных об отгрузке товара не проходило в систему из-за постоянных сбоев в ее работе, то сейчас 90%. В итоге приходится использовать функцию "ручного режима", - рассказываетВадим Деркачев.

Дело в том, что для того, чтобы нанести штрих-код на марку, объясняет глава виноводочной компании,  необходимо внести информацию о товаре в ЕГАИС. Принимает эти данные Главное управление Федеральной налоговой службы,

Фуршет(2024)|Фото: Накануне.RU
Фото: tatcenter.ru
расположенное в Москве. То есть, в регионах заявки на штрих-кодирование партий алкоголя подают в местные отделения налоговой службы, те отправляют их в Москву. А уже из центра ответа ждать приходится очень долго: " До тех пор, пока наша заявка не вернется, пока не появится наименование товара в справочнике ЕГАИС, мы не можем штрих-кодировать партию продукции, - отмечает генеральный директор "Уральской ВиноВодочной компании"  Вадим Деркачев, -  Марки на остаток товара, который у нас есть, мы получили еще в середине июля, однако до сих пор не можем их штрих-кодировать, потому что этой продукции нет в ЕГАИС".

А генеральный директор компании "Омега Инкорпорэйтэд" Павел Усольцев сетует на сложный механизм всей цепочки - от получения марок и нанесения штрих-кода, до маркировки бутылок и подключения к ЕГАИС. Мало того, что процесс этот технологически не урегулирован, он еще и чрезвычайно длителен, поскольку наносить маркировку на товар должен

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: www.ural.ru
производитель.  "Импортеры, которые имеют прямые отношения с ФТС и оборудование ЕГАИС, позволяющее, получив марку от Гознака, напечатать согласованный с ФТС штрих-код, отправляют эту марку с кодом производителю за границу", - объясняет Павел Усольцев в интервью Накануне.RU. При этом он отмечает, что ситуация на российском рынке алкоголя вынудила компании обзавестись "промежуточными складами" в странах Прибалтики, чтобы, экономя время, и приклеивать там марки на товар. Однако и это еще только полбеды.

Если отечественные производители, пусть в час по чайной ложке, но проводят товар по ЕГАИС, то импортного алкоголя в этой системе практически не существует. Вот почему полки магазинов резко оскудели. А дефицит не замедлил привести к резкому скачку цен, причем не только на импортное, но и отечественное спиртное.

Если заявки на получение новых марок направляются в таможенные органы, то справочник по импортной продукции для ЕГАИС должны были разработать налоговики. По данным участников рынка, сейчас в системе эти списки, содержащие информацию о названии импортной алкогольной продукции, ее виде, градусности и прочее представлены лишь на 5-7% от всего ассортимента.

И нет ничего удивительного в том, что самые пессимистичные прогнозы экспертов сбылись - расходы на адаптацию к новым условиям производители, поставщики и продавцы спиртного переложили на наши плечи: "Изобилия на рынке нет.

куб Накануне.RU площадь 1905 года(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: kapital.zrpress.ru
Дешевые импортные вина есть, но более дорогих элитных нет, такая же ситуация и по остальному алкоголю, - сообщила Накануне.RU помощница президента сети супермаркетов "Кировский" Ольга Нагибина, - Полки магазинов, конечно же, оскудели. Поставщики импортного алкоголя не замедлили поднять цены, в зависимости от вида продукции, в среднем на 20-30%, естественно, пропорционально этому изменились и цены в магазинах".

Кризисная ситуация, заявляют участники рынка, разрешится в лучшем случае в декабре-январе, а это значит, что спиртное успеет еще подняться в цене: "Дальнейший рост цен не исключен. Представьте сами, все компании несут убытки

1000 рублей(2022)|Фото: Фото: Накануне.RU
Фото: Накануне.ru

на протяжении нескольких месяцев и будут пытаться компенсировать их, перекладывая нагрузку, как это ни цинично звучит, на плечи потребителей. Это не ко всей продукции имеет отношение, однако общая тенденция такова", - признал генеральный директор компании "Омега Инкорпорэйтэд" Павел Усольцев.

А генеральный директор "Уральской ВиноВодочной компании" Вадим Деркачев сообщил, что только убытки его компании составили свыше $0,5 млн, не говоря уже об упущенной выгоде: "Убытки, которые были понесены в результате сбора продукции со старой маркой из магазинов и отправки ее на перенаклейку, оцениваются, по предварительным данным, в $0,5 млн. Если же говорить об упущенной выгоде вследствие падения продаж, эта цифра еще больше – около $1 млн, - отмечает он, - Недополученную прибыль из-за того, что мы не можем ввести дополнительные партии товара, подсчитывают и наши партнеры – зарубежные производители".  

А по подсчетам Союза участников алкогольного рынка, убытки отрасли в целом уже превысили $1 млрд.

"Большим плюсом для алкогольного рынка стало, как это ни парадоксально, отсутствие продукции в магазинах. Наконец-то рынок обратил внимание на себя и появился ответственный – не важно, кого назначили, но ситуация сдвинулось с мертвой точки, - отмечает в беседе с Накануне.RU представитель Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз- Ведь за ЕГАИС с начала года не было ответственного органа, который бы координировал деятельность всех министерств и ведомств по вопросам алкоголя". При этом в Союзе печально шутят, мол, жаль, что приказ премьера не в состоянии заставить систему исправно работать.

Конечно, рано или поздно ЕГАИС начнет полноценно работать. Системе просто необходим был период опытной эксплуатации, что, собственно, и переживает сейчас алкогольный рынок, хотя чиновники этот термин не признают. И удивительная вещь: о последствиях введения в жизнь благого по замыслу, но сырого по исполнению федерального закона, бизнес-сообщество предупреждало властные структуры еще в прошлом году. Но как и в случае с монетизацией льгот, чиновники были уверены, что сбоев быть не может. Выходит, наступили на рукотворные грабли. Поэтому и ответственность за коллапс на алкогольном рынке не пожелало взять на себя ни одно из ведомств.



Оксана Короткова