Пожары, паводки и политика – три традиционные темы, поставляемые на медиарынок УрФО Курганской областью, встретились в нынешнем предвыборье. Проберется ли зауральский губернатор через гектары пожарищ и километры вышедших из берегов рек к креслу главы региона в третий раз? От ответа на этот вопрос зависит не только возможная встряска уральских политэлит, но и будущее рядовых курганцев, больше половины которых живут за той чертой, официально именуемой чертой бедности, за которой, как говорится, вошь в кармане продала служебный аркан…
Нынешняя предвыборная кампания в Курганской области стартовала горячо и ярко. Тысячи километров пожаров подпалили Зауралье, сотни курганцев остались без крыши над головой, десятки лишились здоровья и близких. Сам уральский полпред Петр Латышев приезжал проверить – доверие, по всей видимости, закончилось - все ли возможное делают зауральские власти для ликвидации последствий пожаров. Жители области пока еще в шоке от гибели деревень и количества жертв. И вряд ли трагедия забудется до ноября – месяца сразу нескольких выборов в Курганской области: губернатора, депутатов областной думы, глав и депутатов муниципальных образований.
Еще ни один потенциальный кандидат "на воеводство" в Курганской области официально о своих намерениях не заявил. Тем не менее, эксперты уже очертили круг возможных претендентов на кресло далеко не самой успешной области УрФО, которая уже не один выборный сезон используется с неба звезд /либо еще, либо уже/ не хватающими фигурами для политического старта.
Так, прошлые выборы курганского губернатора и депутатов областной думы прошли под звездой Павла Федулева, мечтавшего прикрыться от уголовной ответственности мандатом сенатора – члена Совета Федерации от Зауралья. Не получилось. Однако скандально известный уральский экс-промышленник, а ныне сельскохозяйственный магнат, не растерялся и выпустил на поле запасного. Андрей Вихарев в здании на Большой Дмитровке сделал головокружительную карьеру. Впрочем, упал Андрей Анатольевич также стремительно, как взлетел.
На последнем заседании депутаты Курганской областной Думы, проголосовав 24-мя из 29 голосов за отставку Вихарева, сделали ставку на очередного "варяга" – Сергея Лисовского, известного в прошлом рекламиста и политического пиарщика, ныне возглавляющего агропромышленный комплекс "Моссельпром".
Оставшийся безработным Вихарев, наверняка, не прочь снова побыть здоровым и богатым /в момент отзыва с высокого поста Андрея Анатольевича свалил некий внезапный недуг/, а значит один потенциальный кандидат в зауральские губернаторы уже готов. По некоторым данным, инвесторами избирательной кампании Вихарева могут стать представители известного на Урале ОПС "Уралмаш".
Еще одним "пришлым" кандидатом может стать, по мнению ряда аналитиков, Сергей Капчук – свердловский депутат палаты представителей. Профинансировать его кампанию наверняка не откажутся структуры СУАЛ-холдинга. Капчук, политически ориентированный на главу свердловского правительства Алексея Воробьева, вполне может стать разменной монетой для воплощения в жизнь идеи Эдуарда Росселя об объединении Свердловской, Челябинской и Курганской области. В избрание Капучка верится, конечно, с трудом, если не сказать, что вообще не верится, но Зауралье уже так привыкло к варягам, что предсказывать электоральные предпочтения курганцев, непросто.
Помимо Капчука, потенциальным кандидатом в курганские губернаторы мог бы стать Антон Баков. Почему не так давно заимевший статус госдумского депутата Баков, спросите? А почему бы и нет? Ведь ходил же он к коми-пермякам, регистрировал серовский метзавод в Адыгее, выступал с химмашевского стола – в географии Антон Алексеевич человек не слишком застенчивый, как, впрочем, и в прочих сферах жизни.
Курган, тем более, второго после Росселя свердловского харизматика знает не понаслышке. В 1996 году сей политик стал даже жителем Зауралья во время закончившейся провалом попытки стать губернатором области. Так почему бы не попытать счастья и нынче? Чего-чего, а авантюризма Антону Алексеевичу не занимать. Другой вопрос, что инвестировать возможный приход Бакова в губернаторы Курганской области – некому. На Среднем Урале, напомним, в нем были заинтересованы оппоненты Росселя.
И, наконец, завершает /на данный исторический момент/ список потенциальных "варягов" кандидат ИКС. Некий пока абстрактный федеральный политик или окружной чиновник. Слухи о том "пойдет - не пойдет" в Зауралье Виктор Басаргин продолжают пульсировать в политических кругах. Но поскольку однозначно ни им самим, ни вышестоящими лицами решение не принято, поставим в конце списка НЕ курганских кандидатов осторожное многоточие…
В самом Зауралье, наверное, вторая после действующего губернатора по весу с федеральной и экономической точки зрения фигура – вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, гендиректор "АК Корвет", член регионального политсовета "Единой России" Анатолий Чернов. Набирая обороты в экономике, Чернов вольно или невольно наращивает и политический вес. Будет ли он использован, пока вопрос открытый, но исключить, как возможные амбиции самого Анатолия Васильевича, так и ситуации, когда, к примеру, "партия сказала надо…" - нельзя. На прошлых губернаторских выборах ключевой курганский промышленник консолидировал областных коллег для поддержки Олега Богомолова, но времена меняются. Сегодня его видение будущего региона, вполне возможно, расходится с губернаторским. А поскольку еще марксовской теорией доказано, что политикой рулит экономика, то вполне возможно достаточно прогрессивные взгляды известного в области собственника Чернова не останутся без поддержки курганцев.
Еще один "местный" кандидат исполнительный директор ОАО "Кургандормаша" Николай Багрецов, на прошлых губернаторских выборах, вышел во второй тур и набрал более 40 процентов голосов. Имея для старта политическую известность и успешный опыт публичного политика, он вполне может еще раз посоревноваться с Олегом Богомоловым за голоса зауральцев.
Ну и напоследок стоит "остановиться, оглянуться" на то, с каким багажом успехов и неудач подходит к критической черте – выборам - действующий курганский губернатор Олег Богомолов. Фамилия Богомолова известна в зауральских и окружных политкругах практически всем. И в этом очевидное преимущество Олега Алексеевича перед потенциальными конкурентами. Но если от количественного "всем" перейти к качественному "как", то станет очевидно, что ассоциируется она скорее с минусом, чем с плюсом.
В уже давно дотационной Курганской области самообеспеченность областного бюджета снизилась с 2000-го до 2003 года с 62 до 49 процентов. Объем производства промышленной продукции за четыре последних года /с 1999года/ сократился на 7,4 процента. Рост инвестиций значительно меньше общероссийского. Уровень жизни зауральцев ниже, чем россиян в 1,6 раза.
А потому практически любой из вышеперечисленных потенциальных кандидатов может, оседлав протестные настроения курганцев, оказаться в губернаторском кресле. В том, конечно, случае, если голоса недовольных не рассеются между множеством конкурентов Богомолова.
Еще одно очевидное преимущество действующего губернатора Курганской области – его влияние на немногочисленные зауральские средства массовой информации. Уж в этом-то Олег Алексеевич за четыре года стал практически "курган-баши". Только два рейтинговых СМИ – окружная телекомпания "Ермак" и городская газета "Курган и курганцы" от Богомолова независимы.
Учитывая такую дальновидность в вопросах информационной политики, весьма странно видеть нынешнюю позицию курганской администрации, как-то слишком очевидно и отчасти агрессивно /быть может от страха или бессилия?/, озвучивающей в прессе негативное отношение к самому опасному потенциальному сопернику – в нише которого пока обозначена фамилия Басаргина.
В осложненной экономическими проблемами и природными катаклизмами предвыборной ситуации, неадекватная реакция курганских властей на работу окружного чиновника, выдвижение которого в губернаторы пока что вилами по воде писано, скорее, еще, больше отяготит положение действующего губернатора. А бесперспективность лая Моськи на Слона, к слову сказать, уже давно описана в русской литературе и изучается едва ли в не в младших классах школы.