Аналитика


Большие перемены для маленьких школ
Портреты | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | услуги | Россия

Свою  девятилетку жители села Бобровка, что находится в Алапаевском районе Свердловской области, всем приезжим показывают как  главную достопримечательность деревни.

- Здание построили всего 13 лет назад. Видите, как у нас  чисто, уютно, в общем,  как дома, -   почти хором рассказывают местные педагоги, проводя небольшую экскурсию по школе.

Школа и правда внешне образцово – показательная. Такие  раньше - в советские  времена в пример ставили. Тут тебе  и  огромное количество цветов в коридоре, и оформленный  акварельными красками  школьный уголок, и  даже два  маленьких телевизора – один в учительской, другой – в коридоре, под потолком.

Ну и о чем речь, спросит читатель? Пусть себе школа живет и здравствует. Беда в том, что учеников   в деревне с каждым годом становится  все меньше и меньше. С  250 число школьников сократилось за последние годы до 39! И это при том, что само здание рассчитано на сто пятьдесят  человек. Причина  неукомплектованности этой девятилетки такая же, как у всех подобных школ -  молодежь из деревень бежит,  рожать некому, а значит, и учить тоже некого.

Накануне нового учебного года  в Бобровку  приехало районное начальство  и всех предупредило о том, что  в  деревне останется всего два начальных класса, старшеклассники будут ездить на автобусе  в соседнее село. Жители Бобровки заволновались, даже сход  общедеревенский  провели, на котором решили родную школу в обиду не давать. Шутка ли! Ведь в здании школы еще и  мини-детский сад  работает! Правда,  всего одна группа из восьми дошколят, но для деревни, где  живет почти двести с половиной   человек,  школьный садик  - просто подарок судьбы. Деревенские ясли в Бобровке давно закрыли,  а детей  ведь без присмотра не оставишь. Районные чиновники вопрос о закрытии Бобровской школы на время отложили, и, как рассказывают местные учителя, пошли другим путем – начали  финансирование девятилетки урезать.

"У нас  средняя зарплата сегодня три тысячи рублей,  про различные надбавки  в районо  просто забыли. А у нас ведь работает всего шесть педагогов, то есть каждый берет по  несколько ставок. В общем, если по справедливости, то мы должны получать в три раза больше, - говорит заведущая  Бобровской школы Галина Нечкина, - Все  делается для того, чтобы учителя  из школы ушли.  И некоторые из  моих коллег уже об этом думают".

У школьников Бобровки  - свои  поводы для беспокойства. К  родной школе большинство привыкло как к дому,  а потому  учиться в другой не хочет. А многим  из ребят просто не по карману  ездить каждый день на автобусе  в соседнее село. К тому  же обеды в Бобровской школе почти бесплатные.  У  школы – свой большой приусадебный участок, на котором по возможности выращивают все овощи. Здесь обед из трех блюд  одному  ученику обходится  всего /!!!/ в четыре рубля.

И вот вопрос – так быть или не быть бобровской школе и еще  почти сорока пяти тысячам подобных ей  – именно столько сегодня в России насчитывается  сельских  школ? И что же это за политика  такая по  реструктуризации  сельских учебных заведений, которая под корень изводит очаги образования в росийских селах?

Оказывается, и, это подтверждает министр образования РФ Владимир Филиппов, в нашей стране сегодня  две трети школ - сельские. Это 69,8% от количества всех школ России. А учатся в них только 30,6% российских школьников /5,9 миллиона человек/. На селе работают 685 тысяч учителей /40,7% численности российских педагогов/. Динамика изменения всех этих цифр за последнее время свидетельствует о постоянном их сокращении /численность сельских школ сократилась с 46,1 тысячи в 1991 году до 44,6 в 2002, школьников - с 6,3 миллиона до 5,9, а учителей - с 695,4 тысячи до 685,4/.

За 10 лет было закрыто 2,5 тысячи школ. По мнению министра, проблем у  сельских школ  много -  устаревшая материально-техническая база, слабое кадровое обеспечение, недостаточное финансирование, отсутствие или недостаточное развитие современных коммуникаций и транспортных средств, недостаточно высокое качество образования. Сельские дети, как считает Филиппов, имеют изначально неравные возможности в получении образования. Это и послужило поводом для того, чтобы выпустить  концепцию о реструктуризации сельских школ.

Суть реструктуризации  проста. Малокомплектные сельские школы закрываются, создаются более крупные в больших селах. Организуется подвоз детей на автобусах из одних сел в другие. Переучиваются учителя, потерявшие работу. При укрупненных школах появляются ресурсные центры, оснащенные компьютерной техникой, на их базе проводится повышение квалификации учителей. В общем,  даешь  оптимизацию  расходования финансовых средств!

Насколько все это реально для нашей страны сегодня, сказать сложно. В среде педагогов  говорят, что если бы  в Министерстве образования посчитали, сколько автобусов понадобится для удовлетворения нужд сельских школ еще без реструктуризации, а хотя бы для того, чтобы обеспечить сегодняшний подвоз детей, то оказалось бы, что количество необходимых средств совпало  с годовым бюджетом образования всей страны. Кроме того, всем ясно, что содержать и обслуживать школьные автобусы в далеких сибирских и уральских  селах, где расстояние от одной деревни до другой исчисляется десятками, а то и сотнями километров, весьма и весьма накладно. Не говоря уже о детском здоровье, когда в 30-градусный мороз поездка на автобусе просто может быть небезопасной. А что касается Интернета, то в его пришествие на село,  сегодня  вообще мало, кто верит. 

И о главном - финансовой  стороне вопроса. Если  обеспечением  Интернетом и  переучиванием  педагогов государство еще берется заняться, то вот, к примеру, покупка автобусов и  их обслуживание  должны лечь на плечи  муниципалитетов. Интересно, а подумали ли в Минобре -  какой сельский совет возьмется  оплачивать автобусы, бензин, водителей, кто будет устраивать и благоустраивать дороги?

Кроме этого, пугает учителей и родителей то, что  без чиновничьих  перегибов реструктуризация  на селе не обойдется. Только на верху дадут отмашку  - закрывай  сельские школы! И под реформу попадут и вполне укомплектованные школы деревень. Как известно, судьбоносные решения  в нашей стране чаще всего принимаются малой группой чиновников, порой даже инициатива закрытия школ исходит не от работников системы образования. А уж обосновать любую схему реструктуризации, если при этом будет доказана хотя бы ее минимальная   экономическая выгода, для ретивых администраторов не вопрос.

И последнее. Что будет с деревнями, в которых закроются школы, предсказать несложно. Села, в которых  остались одни старики, в народе  называют мертвыми… Жить в России нужно в больших городах, так и работодателям удобней и расходов у госказны меньше. Только будет ли это Россия?

                                  Бобровка - Екатеринбург



Евгения Сергеева