О Чечне и ее будущем говорили на минувшей неделе много. Удивительного ничего нет. Майский взрыв на стадионе в Грозном поставил вопрос о будущем чеченского вопроса не только для самих чеченцев, но и для россиян. Накануне глава чеченской диаспоры в Свердловской области, руководитель свердловского областного отделения общероссийской общественно-политической организации "Союз за возрождение мира и согласия в Чеченской республике" Салаудин Мамаков дал эксклюзивное интервью телекомпании "Ермак". Печатную версию которого мы публикуем ниже.
Вопрос: В одном из интервью информационным агентствам Вы заявили, что причиной гибели Ахмада Кадырова могла стать "кровная месть". Почему именно такая версия?
Салаудин Мамаков: Это только одна из версий, и не значит, что она самая главная. Просто институт "кровной мести" в Чечне очень развит.
Вопрос: Вы назвали действия Ахмада Кадырова достаточно жесткими, которые могли привести в частности к "кровной мести". Почему?
Салаудин Мамаков: То, что случилось – это трагедия для чеченского народа. В лице Кадырова чеченский народ потерял человека, который смог сплотить всех в самый тяжелый период в Чеченской республике. Без каких-то жестких мер этого сделать было нельзя. Кадыров был своенравным человеком, со своим мнением. В ситуации, когда нет ни мира, ни войны нужны жесткие действия. Наследство Кадырову досталось очень тяжелое. Там же ничего нет, города в руинах. И, чтобы в такой ситуации быть хорошим для всех – этого никогда не получится.
Вопрос: Есть несколько версий теракта, которые озвучивают и средства массовой информации и официальные лица. По одной из версий, взрывное устройство было заложено в железную конструкцию во время реконструкции стадиона, и что "чужие" это сделать не могли. И, скорее всего, в окружении Кадырова были предатели.
Салаудин Мамаков: Строить какие-то догадки достаточно тяжело. Идет следствие и версий действительно много. Следствие выяснит истинные причины этого. Мы можем только догадываться. Это может быть "кровная месть", действия со стороны противоборствующих сторон в лице Басаева, Масхадова. Хотя, насколько я знаю, они уже отвергли, что они к этому причастны.
Вопрос: Кто же тогда причастен к этому теракту, по Вашему мнению?
Салаудин Мамаков: Вы знаете, есть много сторонников как мирного развития Чечни, так и сохранения этой нестабильности. Вы заметьте, как только начался результативный процесс в Чечне, сразу происходят теракты в самой Чечне, по всей России. Это происходит, как только республика начинает налаживать контакты со странами содружества, которые готовы были принять участие в восстановительных процессах.
Вопрос: Не перечеркнет ли теракт 9 Мая процессы мирного урегулирования в Чечне, результатами которого уже стали принятие Конституции, избрание Президента республики?
Салаудин Мамаков: Нет. Мне кажется, это еще более сплотит людей. Потому что, в в традиции чеченского нарда объединяться вокруг одного человека, забыв все обиды. Причем, объединяться в самый тяжелый период жизни. А это и есть самый тяжелый период. Именно смерть этого человека и объединит людей.
Вопрос: Через несколько дней будет назначена дата выборов нового главы республики. Кто, по Вашему мнению, может претендовать на пост Президента республики?
Салаудин Мамаков: Прошлая кампания показала, что много достойных людей. Это и Аслаханов Асланбек, Малик Садулаев. Думаю, много найдутся кандидатов, которые душой болеют за страну.
Вопрос: Вы сейчас опасаетесь строить прогнозы, кто именно может претендовать. Да, достойных кандидатов много, но в прошлой кампании не все дошли финальной точки президентской гонки.
Салаудин Мамаков: Надо отметить такой факт. Когда была выборная кампания, все выдвигали свои предложения, строили планы, все старались, но у кого-то получилось лучше. Выбрали Кадырова. Когда выбрали Кадырова, все кто шел в кампании, все отбросили свои претензии и заявили, что мы объединимся во имя мира. Не во имя Кадырова или кого-то еще. А во имя налаживания мирной жизни.
Вопрос: То есть, если появится сильный человек, то вокруг него тоже сплотится республика?
Салаудин Мамаков: Конечно.
Вопрос: Как Вы считаете, возможно ли в Чечне повторение, так называемого, "азербайджанского сценария", то есть власть от отца к сыну? В частности Рамзану Кадырову.
Салаудин Мамаков: Строить такие прогнозы я, конечно,не стал бы.
Вопрос: А, как Вы считаете, насколько это приемлемо для Чечни?
Салаудин Мамаков: Тут ситуация несколько иная, чем в Азербайджане. Здесь война и не каждый согласится возглавить республику.
Вопрос: Со стороны вашей организации будет ли оказана помощь пострадавшим в результате теракта?
Салаудин Мамаков: Мой заместитель уже вылетел в республику. Мы также отправили телеграмму с соболезнованиями родственникам погибших в теракте. Посильную помощь мы стараемся оказывать. Года два назад мы принимали у себя больных туберкулезом по линии МЧС. Отправляем гуманитарную помощь. Уральский федеральный округ очень много помогает. Об этом мало кто знает, к сожалению. УрФО принимал активное участие в восстановительных процессах в Чечне. На собранные средства был восстановлен социальный комплекс в Гудермесе, школы в Старых Атагах, в Хатуни. Было отправлено боле 15 тысяч книг На этом мы не останавливаемся. У нас есть определенные проекты и программы. Мы собираемся принять на лечение женщин и детей, которые пострадали в результаты терактов в Чеченской республике
Вопрос: Когда Вы последний раз были в Чечне?
Салаудин Мамаков: Полгода назад
Вопрос: Какие впечатления?
Салаудин Мамаков: Удручающее впечатление. Это невозможно передать словами. Весь город /Грозный/ почти в руинах, нет ни одного целого здания. Правительство Чечни работает в сложнейшем графике. Они почти сутками работают, не выходят со своего рабочего места. Стараются что-то делать. В Чеченской республике серьезная проблема с безработицей. Думаю, что визит Владимира Путина в Чечню как-то повлияет на ситуацию
Вопрос: Сразу после теракта многие политики вновь заговорили о популярной идее ввести в Чечне чрезвычайное положение, ввести прямое президентское правление и назначить спецпредставителем человека, обладающего всей полнотой военных и политический полномочий. С таким предложением, в частности, выступил Дмитрий Рогозин. Это приемлемо?
Салаудин Мамаков: Такой необходимости пока нет вводить прямое президентское правление. Мы неоднократно заявляли и заявляем, что проблемы Чечни должны решать сами чеченцы. Полнота власти уже была передана правительству, и она есть. Здесь нужна только поддержка. И не надо из этого всего раздувать какой-то скандал, как это делает Рогозин
Вопрос: То есть Чечне нужна какая-то помощь, а не давление с верху?
Салаудин Мамаков: Да, нужна помощь, а не разговоры.
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы