Однажды в Шотландии, в дни пребывания там советской делегации учителей, на одном из массовых митингов кто – то из присутствующих спросил только что вернувшегося из Советского Союза настоятеля Кентерберийского собора Хьюлетта Джонсона: "Скажите, а есть ли в СССР привилегированный класс?" На что он ответил: "Есть. Это дети!"
С тех пор, а советская "Учительская газета" рапортовала об этом в 1957 году, много воды утекло. Лозунг, а вместе с ним и другие "Все лучшее – детям", "За детство счастливое наше спасибо, родная страна!", "Дадим шар земной детям!", затерялись где – то в далеком прошлом.
Новых лозунгов о детях страна не придумала, да и вообще как – то подзабыла о привилегированности этого слоя общества. О детях сегодня вспоминают несколько раз в году - 1 июня, в день их защиты, в Новый год и еще по пальцам перечесть. Небольшой концерт, халявная коко – кола и все. Все политики, бизнесмены и просто звезды с кучей подарков в первый летний день устремляются в дома – интернаты для брошенных детей и инвалидов, что в общем – то не может не радовать. Но об обычных детях, об их защите мало кто вспоминает. Все привыкли, что, если уж говорят о социальной незащищенности, так это значит, речь идет о пенсионерах, бюджетниках, военных или об инвалидах. О детях, чьи права сегодня нарушаются не меньше, чем у взрослых, - ни слова. Ведь они подчас и не подозревают о том, что взрослые нарушают их права. А, если и знают, то не судятся со своими обидчиками, не пишут писем чиновникам и не устраивают забастовок.
Маленькая Таня Микишева пока не понимает, что взрослые лишили ее положенных ей квадратных метров. Ей всего восемь месяцев. Вместе с мамой она живет в общежитии имени Калинина в Екатеринбурге. Комната площадью 18 квадратных метров. Год назад администрация общежития подселила к ним еще одного человека, аргументируя свое решение тем, что на ребенка в комнате не положена дополнительная площадь, а значит, его мать может поделиться квадратными метрами с соседкой. Причем, подселение произошло без ведома хозяйки комнаты. В комнату просто провезли чужие вещи, разделив ее пополам шторой. Женщина в шоке – в маленькой комнате не то, что негде детский столик поставить, ребенку просто негде передвигаться. Кроме Людмилы Микишевой, в общежитии еще три одиноких женщины с детьми, к которым пытались подселить соседей.
Ольга Александрова в прямом смысле этого слова держала оборону в своей комнате. Вместе с четырехлетним сыном они живут в общежитии уже 8 лет. И их вдруг предупредили, что подселят к ним еще одну женщину. "Ну, поймите, ведь здесь и так условия для проживания минимальные, - говорит Ольга, - Ну как жить в комнате с чужим человеком, а, если она не любит детей? Как я могу быть уверена в том, что она не обидит моего сына? Мы сейчас написали жалобы уполномоченному по правам человеку в области и на всякий случай заготовили иск в суд – если к нам подселят кого- нибудь, мы будем судиться. Иначе просто нельзя".
Таких примеров, где нарушалось бы право на жилье, гарантированное нам нашей Конституцией, и при этом страдали дети, множество. Очень часто дети, родители которых не являлись собственниками квартир в сносимых домах и не смогли доказать государству, что "сохранили право пользования" на них, в прямом смысле слова оказываются на улице.
"Практика показывает, что суды редко встают на защиту детей, - говорит главный специалист аппарата уполномоченного по правам человека Свердловской области Алексей Засыпкин, - Даже если органы опеки активно отстаивают защиту какого – нибудь ребенка, суд выносит смелое решение о выселении. И вообще права детей нарушаются ничуть не меньше, чем у взрослых, что очень нас тревожит".
Прокуратура Свердловской области тоже бьет тревогу. Только в прошлом году ею было выявлено более полутора тысяч нарушений, которые касаются несовершеннолетних. К примеру, прокурорские проверки выявили, что воспитанники Нижнетуринского и Карпинского домов – интернатов для детей – инвалидов, Первоуральского дошлкольного дома для детей – сирот и детей /Свердловская область/, оставшихся без попечения родителей, просто голодали. Вместо положенных им 82 рублей в день на питание взрослые давали в четыре раза меньше. А в кушвинской городской больнице детей инвалидов, медицинские услуги которым должны оказывать бесплатно, лечили за счет родителей. И самая страшная статистика – за год прокуратура возбудила 69 уголовных дел по фактам жестокого обращения с детьми. В прокуратуре рассказывают случай, когда 42 – летний житель Асбеста долгое время жестоко избивал собственного сына. Суд приговорил родителя к 3 годам и 7 месяцам лишения свободы. Сколько еще таких семей, о которых не знает ни милиция, ни прокуратура, неизвестно. Ведь дети, как правило, не жалуются на своих жестоких родителей.
Точно также дети зачастую не подозревают о том, что нарушается еще как минимум пять – семь статей Конституции нашей страны, в которых прописаны их права. Например, право на бесплатное лечение. Не хватает в городе того или иного медицинского специалиста, родителям приходится везти свое чадо в платную поликлинику. Нет, их особо никто к этому не принуждает, – просто не у каждого хватает терпения ездить на другой конец города и сидеть в длинных очередях, ожидая эти самые бесплатные услуги, гарантированные государством. Более того, платно за ребенком начинают наблюдать, когда он еще находится в утробе матери. И вроде бы обычных роддомов у нас хватает, но молодым мамашам непременно хочется, чтобы за ними и их ляльками наблюдали по высшему классу. Конечно, в таких учреждениях, максимум, комфортных условий, тут тебе и палата отдельная с холодильником, и медсестры более приветливые, а в целом все также – роды они и есть роды…
Но, пожалуй, самое богатое нарушениями детских прав поле – это дошкольное и школьное образование. Когда моим знакомым в одном из детских садов при зачислении их ребенка сказали, что не мешало бы подарить садику телевизор, я не очень удивилась. Многих настоятельно просят, как это правильно называется, "внести посильный вклад в материальное развитие".
Через некоторое время узнаю, что других молодых родителей попросили привезти для детского сада …доски. То же самое касается и школ. Чиновники из управления образования неустанно повторяют, что у нас в стране бесплатное образование, но что это такое и с чем его едят, родители сейчас уже и не знают. Чтобы отдать ребенка в школу, которая поближе к дому и где получше учат, нужно опять - таки внести денежный взнос или что – нибудь подарить. Это раньше учителя стеснялись брать от своих подопечных букеты цветов в день экзамена. Теперь многие из них, можно сказать, живут от праздника к празднику, заказывая ученикам подарки.
Еще одна далеко недетская проблема, также напрямую связанная с нарушением прав несовершеннолетних. Именно в школе ухудшается здоровье детей. Редкий школьник сегодня не приобретает за годы обучения искривление позвоночника, близорукость, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и другие серьезные болячки. В последние годы врачей особенно беспокоит рост психических расстройств и саморазрушительного поведения детей: по данным Минздрава РФ, в прошлом году 7800 несовершеннолетних покончили с собой.
Почему дети в школе страдают физически и психически? Разные специалисты ищут ответ на этот вопрос, и отвечают они в конечном счете по-разному. Кто-то говорит, что все дело в низком жизненном уровне большинства российских семей, в плохой оснащенности школ, в низкой зарплате учителей. Кто-то сетует на слишком большие учебные нагрузки - современному ученику приходится много часов сидеть за уроками и мало времени гулять и заниматься физкультурой. Одни видят недостатки в медицинском обслуживании школьников, другие - в методиках преподавания. Все эти мнения одинаково верны, и истина, видимо, в их суммировании.
О том, как решить эту проблему, в интервью "Известиям" рассказала директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО Марьяна Безруких: "Мы не должны забывать о том, что у нас до 70% патологии беременности и родов, - сказала она. - А это означает, что примерно у 70% детей снижен адаптивный ресурс, и при любом перенапряжении ребенок может подорвать свое здоровье. Школьное обучение сплошь и рядом связано с перенапряжением адаптивных возможностей детского организма".
К числу самых опасных физиологи относят "стресс ограничения времени", с которым сталкиваются почти все дети, приходящие в школу. Учебные программы построены таким образом, что учитель не может принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка. Медлительные дети, которые из-за своих физических возможностей не успевают выполнять задания в отведенное время, обречены на учебные неудачи и накапливающийся стресс. Второй негативный фактор - авторитарный стиль обучения, который распространен в наших школах. Состояние хронического стресса, в котором дети пребывают в школе, может быть причиной роста и обострения различных заболеваний.
Впрочем, как
показывают многочисленные опросы, о том, какие у детей есть права, и нарушаются ли они, зачастую не знают ни сами дети, ни их родители. Это где – нибудь на западе привыкли качать права по поводу и без него. Судебное разбирательство может возникнуть, если ребенку покажется, что учитель по физкультуре как – то подозрительно нежно смотрит на него, или, если учитель по математике будет повышать голос во время уроков…
Наш ребенок привык, что взрослый всегда прав. И даже в свой законный праздник – день защиты детей – он не вспомнит о своем праве на отдых. По указке взрослых мальчики и девочки в этот день будут участвовать в занудных викторинах и петь песни про школу, забывая о том, что все это уже можно не делать. Каникулы ведь…