Аналитика


Выставка одного гения
Общество | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Россия

Чистый сюрреализм, воплощенный горячей испанской рукой, оказался на непредсказуемой уральской земле. Для истинных ценителей искусства или просто почитателей великого художника, открытие выставки "Шедевры Сальвадора Дали в Екатеринбурге", без преувеличения, праздник. Причем, неожиданный. Мистерия в духе Дали: уже после того, как было объявлено об открытии выставки, скульптура и графические работы каталонца неожиданно исчезли. Каким-то непостижимым образом вместо Екатеринбурга они оказались в Москве. Организаторы не на шутку перепугались. "Мы все пребываем в состоянии мандража и обморока", - призналась Накануне.RU за несколько дней до открытия выставки одна из ее организаторов Ольга Акименко .

Мало кому известно, что переговоры с фондом Сальвадора Дали в Швейцарии велись в течение восьми лет, причем по меркам искусствоведов, это совсем не долго. Кажется удивительным другое: как выставка такого уровня оказалась в небольшом музее истории Екатеринбурга. Да еще и приуроченная ко дню рождения города. Фантастика, да и только.

"Я не сюрреалист, я - сюрреализм"

Так "скромно" характеризовал сам себя великий каталонский

Фото:
Фото: www.arthistory.ru
художник, и не без основания. Спустя более, чем полвека, только у специалистов искусствоведов со словом "сюрреализм" возникают ассоциации с теоретиком Андре Бретоном, писателем Луи Арагоном, художником Ивом Танге и другими. Широкие массы, слыша слово "сюрреализм", сразу же представляют длинные угольные усы, мягкие часы, разложившихся ослов, рога носорога и прочие образы, связанные с Дали. 

Сюрреализм зародился во Франции еще в то время, когда сам Сальвадор учился в мадридской Школе Изящных Искусств и был в подражание Пикассо (которого считал вторым отцом, хоть они никогда близко и не общались) ярым кубистом.

Именно благодаря кубизму, который в то время был очень моден, молодой Дали завоевал авторитет среди сокурсников. Странный, замкнутый молодой человек являлся кем-то вроде изгоя. Один раз, рисуя свой знаменитый кубический автопортрет, он забыл закрыть дверь в комнату. Однокурсники, проходя мимо, увидели картину и разглядели в смуглом молодом человеке талант. Именно с этого момента Дали вошел в "элитарную тусовку" Школы Изящных Искусств. Затем он познакомился со своими лучшими друзьями – великим испанским поэтом Федерико Гарсия Лоркой и знаменитым французским режиссером Луисом Бонюэлем.

Лишь потом он присоединяется к группе сюрреалистов во главе с Андре Бретоном во Франции, но в 1938 году его исключают из этой группы за несоответствие идеям течения. Время расставило все по местам: течение иссякло, Сальвадор Дали остался.  

"Мое отличие от сумасшедшего в том, что я не сумасшедший"  

Фото:
Фото: staratel.com

Многие до сих пор считают его душевнобольным. Достаточно взглянуть на картины мастера, где, например, уродливое лицо подпирают множество костылей – один из навязчивых образов художника. Точно также навязчивыми образами, кочующими из картины в картину, стали разложившиеся ослы, морские ежи, кузнечики, мягкие конструкции, горящие жирафы...

К слову сказать, Сальвадор Дали панически боялся кузнечиков. Его сверстники, зная это, издевались над художником, подбрасывая их. Дали был в ужасе. "Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести прикосновение насекомого. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни", - писал каталонец. Тогда он придумал вот какую штуку: притворился, что до ужаса боится бумажных самолетиков. Дети переключились, дразня его ими, но о кузнечиках забыли. Конечно, Сальвадору приходилось изображать каждый раз ужас, но зато он его не испытывал.

Комплексы, фобии, навязчивые идеи также прочно прикреплены к Сальвадору Дали, как сиамские близнецы друг к другу. С возрастом странности великого художника только усиливались. От некоторых своих навязчивых идей каталонцу удалось избавиться, отразив их на холсте. Так, одной из доминирующих навязчивых идей Дали стал его родной брат, которого тоже звали Сальвадор, и который умер в раннем возрасте. Брата художник никогда не видел, но ему казалось, что он живет внутри него. И только уже в зрелом возрасте этот комплекс прошел.

Еще один комплекс – ориентация Дали. Гомосексуалистом он не был, но, начитавшись Фрейда, очень боялся, что станет им. Впрочем, странность заключалась не только в этом. "Я извращенец, вуайерист, но для художника это совершенно нормально", - говорил про себя мастер сюрреализма .

Стоит отметить, что Фрейда Дали просто боготворил и весь ключ к разгадке его картин - теории отца психоанализа. Любая сюрреалистическая работа каталонца объясняется с помощью этого метода. А некоторые картины являются воплощением теорий как, например коллаж "Полиморфное извращение по Фрейду", где ребенок держит в зубах дохлую окровавленную крысу.

Все свои комплексы Дали и выплескивал через кисть. Если в обычной картине человек пытается увидеть подсознательное, то в сюрреалистической ищет сознательное. "Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия", - считал художник, чьей добродетелью никогда не являлась скромность. И это Дали признавал, в свойственной ему веселой манере: "Раз я не обладаю той или иной добродетелью, мне причитается компенсация".

Безумен или нет? О чем можем рассуждать мы, если даже "великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие"

"Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения"

Так любезно отзывался каталонец об акулах пера. Но не любить их не мог, ведь кретинизации населения с помощью них способствовал и он сам. Если бы проводился конкурс на самого лучшего пиарщика 20-го века, Дали, без сомнения, выиграл бы его. Чего стоит хотя бы двухметровый батон, с которым художник сошел с корабля покорять Нью-Йорк. И, конечно же, покорил.

Скандальная репутация художника работала безотказно. Сам Дали

Фото:
Фото: www.arthistory.ru
описывает случай, что когда он спускался по лифту к журналистам неожиданно вспомнил, что, по контракту с одной фирмой, должен был презентовать новый дизайн флакона духов. Недолго думая художник выкрутил лампочку и представил ее как будущий флакончик. Разумеется, за эту идею сюрреалист по контракту получил солидный гонорар.

Кстати, отец Сальвадора Дали всегда утверждал, что сын умрет в нищете под забором. Позже художник признавал, что, возможно, так оно и было бы, если бы не жена Гала.

Настоящее имя Галы - Елена Дьяконова. Она была старше художника на десять лет. Эта женщина сыграла решающую роль в жизни великого художника. Они познакомились в Кадакесе, когда французский поэт Поль Элюар приехал со своей тогда еще супругой Галой погостить у Дали. Между художником и женой поэта завязался роман, к чему Элюар отнесся спокойно, поскольку даже предположить не мог, что Гала уйдет от него к этому, тогда еще бедному сюрреалисту. Однако через некоторое время Дали и Гала поженились, правда, венчаться смогли только после смерти Элюара, т.е. спустя десять лет совместной жизни.

Светская львица, привыкшая к роскоши, была крайне мелочна и скупа. Она являлась незаменимым менеджером Дали, который сам по себе не мог устроить свои дела, приходя в ужас от финансовых бумаг.

Позже неуемную жажду денег приписывали именно Дали. Андре Бретон, с которым у художника остались неприязненные отношения, придумал анаграмму из имени каталонца "Авида Долларс" ("Жаждущий доллары").

Исследователи творчества каталонца признают, что в зрелом

Фото:
Фото: daliworld.narod.ru
возрасте Дали превратился в "коммерческого" художника, используя одни и те же образы в картинах. Да и писал он не ради того, чтобы писать, а ради того, чтобы заработать еще больше. Когда деньги стали самоцелью, искусство ушло. С множества работ Сальвадор Дали делал оттиски, чтобы потом продавать. По некоторой информации, уже в пожилом возрасте, Дали вообще ставил подписи на пустых листах…

Великий художник умер в 1989 году. Усталый, разбитый, упавший духом, так и не оправившийся после смерти жены. Детей у него не было, с родной сестрой тянулась давняя тяжба. Свои работы Сальвадор Дали завещал Испании.

Подводные камни

Самая крупная структура, которая распоряжается работами художника (но не имеет право их продавать) – Фонд Гала-Сальвадора Дали, вторая структура – фонд "Мир Дали" в Швейцарии. Работы именно этого фонда купил челябинский коллекционер Александр Шадрин.

Однако в день открытия выставки, которое сопровождалось разбросанной дохлой рыбой, парочкой полубезумных художников с нарисованными усами (один из них утверждал, что он – Сальвадор Дали), посетители не смогли увидеть всех работ. Были представлены лишь десять скульптур, графику привезли позже.

"Работы 4 августа отправили в Екатеринбург, и на всех документах пункт назначения написали правильно. Но работы почему-то осели в Москве! Мы специально взяли самую крупную страховую компанию, самого крупного перевозчика, а получился такой казус. Хотя транспортная компания уже признала свою вину, юристам предстоит разбираться в этом деле", - признался Александр Шадрин . Он рассказал, что экспонаты расставлялись буквально за 30 минут до открытия выставки. В том, что это подлинники, как утверждают организаторы экспозиции, можно не сомневаться. Но, оказывается, подлинник подлиннику рознь, особенно, если речь идет о тиражных работах Сальвадора Дали.

"Что касается графики, то есть такое понятие, как тиражирование, - объясняет организатор выставки Ольга Акименко, - Допустим, создается опорный лист, и с него печатается первый оттиск. Он считается самым, самым - это уровень Эрмитажа, Лувра. Потом с этого же опорного листа делается второй, третий, пятый оттиск. Они считаются тоже авторскими, имеют такой же уровень" .

Даже 15-ый оттиск, хоть и называется тиражной графикой, является произведением искусства, на котором автор сам ставит свою подпись. Но по внутреннему кодексу художников, по всем существующим правилам после 18-го оттиска на опорном листе делается достаточно серьезная погрешность. С него можно тиражировать, но эти оттиски уже не считаются произведениями искусства. Таким образом, с одного рисунка автор на вполне законных основаниях может сделать 18 копий и продавать за бешеные деньги.

"Все оттиски прижизненные, все они делались автором, поэтому неоспоримы. Какой-то оттиск будет восьмым, какой-то 13-м. Но для нюансов, что касается продажи, когда, например, есть выбор, выставить 13-ый или 15-ый, всегда выставляется 13-ый, потому что он более ранний. Для тиражной графики и 13-ый, и 15-ый, являются предметом искусства" , - поясняет Ольга Акименко. Такие графические работы и представлены на выставке. 

Трудности перевода

Как известно, Александр Шадрин вел переговоры об организации выставки два года, Екатеринбург – восемь лет. Идея открыть здесь выставку появилась еще в 1998 году, однако воплощена только сейчас. Как признал на открытии "Шедевров Сальвадора Дали в Екатеринбурге" заместитель мэра города Виталий Смирнов , без участия меценатов выставка такого уровня не могла бы состояться. Впрочем, как и без участия административного ресурса.

Оказывается, убедить правообладателей работ на то, чтобы они разрешили их выставить – это еще полдела. Нужно найти музей, который согласится выставить экспонаты у себя. В этом, собственно, и заключается ответ на вопрос, почему именно Екатеринбург. Здесь, как уже сообщалось, идея привести работы Дали возникла давно. Частная инициатива легла на хорошо подготовленную почву. Так совпало.

"Екатеринбург был первым городом в России, который сразу сказал, что берет выставку", - утверждает челябинский коллекционер , добавляя, что некоторые музеи отказывают на том основании, что нет соответствующих условий, т.е. охраны.

Стоит отметить, что шедевры Дали охраняются так, что к ним нельзя даже прикоснуться. "Есть определенные нормы и по ним музейные экспонаты должны храниться за тремя барьерами. У нас их пять. Это как раз уровень Эрмитажа. Например, один из уровней, когда вокруг экспоната идут невидимые лучи, наподобие лазера. Протягиваешь руку, и раздается звон. Посетители выставки, конечно же, не смогут прикоснуться к работам, даже с учетом того, что мы сняли их из-под колпаков", - поясняет Ольга Акименко .

Остальные степени защиты держатся в тайне. Также не разглашаются способы транспортировки. Как удалось выяснить Накануне.RU перевозкой произведений искусства занимаются специально созданные для этого транспортные компании. Все они лицензированы и имеют разрешение Министерства культуры РФ.

Но еще непосредственно до транспортировки проделывается огромный объем работы. Декан факультета искусствоведения и культурологи Уральского Государственного Университета Тамара Галеева рассказала,  что все переговоры можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап – зарождение идеи. "Все проекты, которые я делал раньше, исчерпали себя, - говорит Александр Шадрин,Нужно было что-то неординарное. В Москве я встретился с одним человеком, сотрудничал с ним по другим выставкам, потом он мне предложил поработать с фондом Сальвадора Дали" .

Затем, самый важный этап, - составление сметы. "Как правило, эти деньги не лежат просто так на счету музея или даже частного лица. Они, все равно, требуют аккумуляции", - поясняет Тамара Галеева .

"Мы хотели сотрудничать с "Фондом Гала-Сальвадора Дали",

Фото:
Фото: daliworld.narod.ru
но у них очень дорогая аренда, очень крупные работы, нам было бы не потянуть. Поэтому мы обратились к фонду "Мир Дали". В течение двух лет шли переговоры. Год работал юрист, эксперт по отбору работ. Велись постоянные консультации", - рассказывает нынешний обладатель десятка скульптур и 20-и графических работ художника.

Потом, когда уже реально оценивается, что идея выполнима, составляется программа, отбираются вещи. Отбор вещей, опять же, зависит как от стоимости, как от возможности их транспортировки, так и от специальных условий. Бывает, что люди пишут в завещании, что произведения искусства нельзя вывозить за пределы страны. Или они могут находиться за пределами государства только определенное время. Так, прошлой осенью в Нью-Йорке прошла выставка "Россия", где были представлены экспонаты из Третьяковской галереи.

"Американцы обычно довольно долго держат такие выставки, поскольку нужно окупить средства, потраченные на ее организацию. А по нашему законодательству эти работы не могут дольше определенного времени находиться за пределами нашей страны. Поэтому произведения искусства вначале вернулись в Россию, и только потом продолжили  зарубежное путешествие", - приводит пример Тамара Галеева .

"Самые дорогие скульптуры, среди которых "Слон с хрусталем", я не повез, поскольку они могли не выдержать транспортировки", - признается Александр Шадрин.

Синдром "Эрмитажа"

Один из заключительных этапов – подписание договора, страхование экспонатов, сбор документов для вывоза их из страны. На этом этапе, помимо неразберихи с таможней, произошла еще одна неожиданность.

"При заключении договора мы вынуждены были кардинально изменить концепцию. Вначале речь шла лишь об аренде работ, но затем ситуация поменялась, на что повлияли и последние события в Эрмитаже. Фонд не соглашался вывозить работы в Россию. Для того, чтобы выставка состоялась, мне пришлось их купить", - признается Александр Шадрин. Т.е. фонд, после двух лет переговоров, попросту отказал коллекционеру в аренде.

Сама организация выставки, как признался коллекционер, обошлась ему в несколько миллионов рублей. И неизвестно, окупится ли она. "Думаю, нет. Если бы она стояла здесь полгода,

Фото:
Фото: daliworld.narod.ru
то, может, могла бы окупиться", - считает Тамара Галеева. Она отметила, что выставки могут быть прибыльными, но, как правило, крупные. И окупаются они не столько за счет входных билетов, а из-за продажи каталогов, репродукций, сувениров и прочих сопроводительных вещей. "В любом случае, это бизнес", - подчеркнула эксперт. Иногда по условиям контракта, музей должен выложить кругленькую сумму за аренду, иногда правообладатели заинтересованы в том, чтобы выставить работы.

В данном случае, фонд Дали имеет исключительные права на продажу работ мастера. "Для них появление еще одного региона, обладающего рыночным потенциалом, очень важно, – уточняет декан факультета искусствоведения и культурологи УрГУ, - Но, конечно, есть и не прагматичные цели, такие как популяризация творчества художника. Фонд Дали хотел бы сделать в России свой музей, которых много в разных точках мира"

Но, несмотря на это, побоялся привозить в нашу страну шедевры Дали! Что же сыграло роль? Один "эрмитажный" инцидент? Ведь вначале фонд Дали соглашался предоставить работы на условиях аренды. Никаких глобальных выводов делать не будем. Просто один маленький факт: при транспортировке работ великого мастера от мраморной подставки скульптуры "Улитка и ангел" откололся кусочек...



Александра Качалова