Бюджет Югры, скорее всего, будут верстать без учета мнения губернатора Тюменской области Сергея Собянина. Об этом можно судить по косвенным действиям и высказываниям людей, занимающих не последнее место в табели о рангах Ханты-Мансийского автономного округа.
На прошедшей неделе наиболее полные сведения о бюджетном процессе в Югре прозвучали из уст депутата парламента ХМАО и, одновременно, спикера нижневартовской городской Думы Владимира Тихонова. На встрече с журналистами он обнародовал информацию, которая до этого была лишь темой кулуарного обсуждения политических элит автономного округа.
По словам Владимира Тихонова:"Первыми работать с бюджетом-2005 начали в областном центре. Из Тюмени пошли запросы в муниципальные образования Югры по предоставлению соответствующей информации. При этом позиция окружного центра по бюджетному вопросу была менее ясна. Однако в последнее время ситуация изменилась. После встречи в Салехарде Путина с губернаторами Югры и Ямала в Ханты- Мансийском автономном округе более активно начали верстать свой собственный, окружной бюджет. По неофициальной информации, но из источников, заслуживающих доверия, в администрации Президента России есть мнение заморозить ряд статей закона Козака /речь идет о ФЗ-95, согласно которому с 2005 года Тюмени отойдет право формирования единого бюджета для всей Тюменской области, включая Югру и Ямал – редакция/ до 2007 года. Либо, по крайней мере, оставить ситуацию такой, какая она есть до следующего года".
Однако депутат Югры признался, что сейчас в округе нет полной ясности по вопросу верстки бюджета на 2005 год. "Сегодня непонятно, как вообще бюджет верстать в области, а как в округе, - считает Владимир Тихонов. - И это происходит не только потому, что есть определенное непонимание во взаимоотношениях, но и потому, что на сегодня нет изменений ни в налоговом, ни в бюджетном законодательстве".
Между тем, губернатор Тюменской области Сергей Собянин уже неоднократно высказывал свою позицию по вопросу общеобластного бюджета-2005. Например, в прямом эфире телекомпании "Регион-Тюмень" он заявил: "В соответствии с Федеральным законом, принятым в прошлом году, основные расходные полномочия закрепляются за областью, соответственно, бюджет будет формироваться, исходя из этих позиций. Государственная дума приняла в первом чтении Бюджетный кодекс, по которому все федеральные налоги передаются на областной уровень. Исходя из этого, нарабатываем информационный подготовительный материал для принятия бюджета по новым параметрам, интенсивно работаем с органами государственной власти автономных округов, с органами местного самоуправления. Медлить нельзя: некорректно собранная и обработанная информация повлечет серьезные издержки при составлении и выполнении бюджета следующего года".
Губернатор же Ханты-Мансийского автономного округа пока предпочитает не высказываться публично о характеристиках бюджетных отношений округа и области в следующем году. Особенно трудно в ситуации неопределенности мэрам городов. Дело в том, что сейчас практически все муниципальные образования Югры – дотационные территории. Иначе говоря, значительная часть денег на строительные, социальные и прочие программы приходят в города из столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Пока не исключена возможность того, что с 2005 года дотации будут предоставляться не Ханты-Мансийском, а Тюменью, многие главы городов и районов Югры остаются перед дилеммой: либо работать "на два фронта" и рисковать потерять доверие у губернатора Югры, либо не предоставлять никакой информации Тюмени и тогда, в случае победы областного центра, в вопросе формирования единого бюджета остаться у разбитого корыта.
В наиболее крупных городах Югры решили предоставлять всю информацию, которая будет затребована Тюменью в рамках формирования общеобластного бюджета-2005. Но есть и другие примеры. О них упоминал сам Сергей Собянин. В том же интервью в прямом эфире телекомпании "Регион-Тюмень" он заявил: "Неприятно удивляет, что некоторые чиновники под благовидными предлогами задерживают предоставление информации, отнюдь не секретной. А самое неприятное, что в итоге пострадает не такой вот "осторожный" чиновник, а люди, нуждающиеся в социальной защите и не учтенные при верстке социальных программ. Тем не менее, основной финансовый документ будет принят вовремя и с учетом интересов жителей всей области". Откуда такая безоговорочная уверенность у тюменского главы - ему видней.
У политической элиты Ханты-Мансийского автономного округа такой однозначной уверенности в нормальном бюджетообразовании пока нет. Депутат парламента ХМАО Владимир Тихонов привел конкретные примеры последствий такой неопределенности. На последнем заседании Думы Югры в первом чтении был принят закон, который предполагает множество льгот для родителей. Например, каждой семье при рождении второго ребенка из бюджета Югры планируется выплачивать 10 тысяч рублей единовременного пособия. На юге Тюменской области подобных законов, естественно, просто нет. Как сказал Владимир Тихонов: "Мы приняли сегодня закон "О поддержке материнства, семьи и детства". Если решат, что бюджет должен быть общим на область, то возникнет проблема. На юге области такого закона нет. А нельзя же, чтобы на территории, которая объединена одним бюджетом, действовали разные нормы… Неурегулированных нюансов еще много. Например, образовательные учреждения на территории нашего округа находятся в ведении муниципальных образований, а на территории юга области они финансируются из бюджета области. Как свести это и когда? А ведь за этим стоят конкретные школы и конкретные ученики".
Кроме того в округе действует множество законов, по которым доплаты получают пенсионеры, аборигены и другие льготники. Владимир Тихонов считает: при нынешней неопределенности с формированием бюджета-2005 пока непонятно, каким образом люди получат свои льготы. "Бюджет не заморожен, мы работаем, но работаем на предполагаемых вещах", - пояснил депутат.
Учитывая все эти сложности, Владимир Тихонов не исключает, что разработка бюджета Ханты-Мансийского автономного округа в этом году сильно затянется. По информации депутата, верстка бюджета Югры уже выбилась из нормального графика. По мнению Владимира Тихонова, если ситуация не изменится в ближайшие 2 месяца, то не исключено, что в некоторых городах Югры бюджеты придется принимать в начале следующего года. Власти пытаются не допустить кризиса, но автономный округ уже знает примеры, когда обстоятельства побеждают. Последний раз подобная чрезвычайная ситуация с бюджетом возникла после финансового обвала 98 года.
Если подвести некую черту под вышеизложенным, то придется признать - неопределенность разграничения полномочий между Тюменью, Югрой и Ямалом уже сказывается на проектах ближайшего будущего всего тюменского севера. То ли японцы, то ли китайцы /впрочем, и те, и другие,судя по их умению жить и работать, могли/ имеют такую поговорку-пожелание "не дай вам Бог, жить в эпоху перемен"... Страна в этой эпохе так или иначе живет вот уже почти два десятка лет. Тюменскому северу повезло жить в переменах внутри перемен. А после салехардских встреч с Президентом стало крайне непонятно, а будут ли перемены вообще. Политика может пребывать в неопределенности, как показала наша действительность, сдобренная стремящимися ввысь ценами на нефть, достаточно долгое время. Конкретные люди вряд ли. Им требуется жить, причем, каждый день, верстать свой личный бюджет, который всегда так или иначе зависим от бюджета города, в котором живешь, области, к которой относишься, страны, наконец, в которой все меняется и меняется... И непонятно к светлому ли будущему.