В конце мая в российских СМИ промелькнула информация о том, что 10 июня в Санкт-Петербурге, во время саммита стран СНГ, Россия и Молдова собираются подписать некий сепаратный договор, касающийся судьбы Приднестровья. Согласно ему, непризнанная республика возвращается в состав Молдовы на правах автономии, российское военное присутствие сохраняется в регионе еще на 10 лет. Тирасполь, судя по вышеизложенному сценарию, никто вообще не спрашивает. Отсюда, кстати, совершенно справедливое сомнение в успешности реализации подобных договорённостей. Уход РФ с берегов Днестра лишь оттягивается, но не отменяется...Впрочем, как говорится, поживём – увидим.
Что интересно, мнения экспертов по данной теме не сильно различаются. Специалисты подчеркивают слабую возможность заключения каких-либо российско-молдавских договоренностей в Санкт-Петербурге.
Так в интервью Накануне.RU руководитель Приднестровского филиала Совета по национальной стратегии Дмитрий Соин сказал:
"Существуют политический и юридический аспекты. Оба они свидетельствуют о том, что подписания какого-то сепаратного договора на саммите не будет. Дело в том, что юридически определен формат 5+2, в рамках которого решается молдавско-приднестровское противостояние. Это Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ. И пара наблюдателей - Евросоюз и США. Любые сепаратные договоры, за рамками этого формата, не имеют никакого смысла и не повлекут никаких юридических последствий. Поэтому не думаю, что руководство России пойдет на такие шаги и будет что-то с Ворониным подписывать. Второй момент – политический – без учета интересов Приднестровья и вне итогов последнего референдума, на котором его жители определились, что республика является независимым государством и выбирает интеграцию с Россией, конфликт не может быть решен.
Вне названного формата подписание сепаратных соглашений является политической авантюрой, на которую Россия, как серьезная страна, вряд ли пойдет. Напомню, Приднестровье ни при каких условиях не вступит в состав Молдовы. 97% участников референдума проголосовало за независимость и союз с Россией, а не с Молдовой".
"На мой взгляд, здесь возникает несколько нюансов. Первый – в каком качестве выступает Россия? Она выступает от имени кого-то, или договор не имеет отношения к Приднестровью, а имеет отношение к российско-молдавским отношениям. В любом случае, документы о статусе ПМР должны подписывать Кишинёв и Тирасполь, - сказал в беседе с Накануне.RU эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер, - Второй – для молдавского президента Владимира Воронина нет проблемы подписать. Для него проблема - выполнить, поскольку он не может единолично принимать никаких решений на этот счёт. Молдова, как ни странно, демократическая страна, где есть все демократические институты власти. Нет сомнений, что если в новом плане урегулирования найдётся хоть малейшая зацепка, оппозиция отправит эту бумагу в конституционный суд. Сугубо российско-молдавские договоренности по ПМР не станут выходом из ситуации и обострят положение в самой Молдове. Без вовлечения в процесс и Кишинева, и Тирасполя, вопрос не решить. Таким образом, я думаю, что в реальности отдельных соглашений между РФ и РМ не существует".
Ранее различными участниками переговоров предлагалось несколько вариантов урегулирования якобы кризиса. Среди них - предложения полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака ("меморандум Козака"), которые предусматривали преобразование унитарного по своей нынешней конструкции молдавского государства в равноправную федерацию Молдавии и ПМР, вывод российских военных (но не миротворцев) и демилитаризацию Приднестровья до 2020 года. "Младшие братья румын" забраковали его еще в 2003-м. Потом возник план украинского президента Виктора Ющенко ("план Ющенко"), подразумевающий вывод из зоны конфликта российских миротворцев, демилитаризацию региона и предоставление Приднестровью статуса автономии в составе Молдавии. В качестве одного из непременных условий было выдвинуто разоружение приднестровских вооруженных сил. Не исключалось и появление украинских миротворцев вместо российских. Молдавский парламент одобрил предложенный документ и даже принял закон об основных положениях особого статуса непризнанной де-юре республики, предусматривающий, что в составе Молдавии будет учреждено автономно-территориальное образование Приднестровье. В апреле 2006-го своё согласие дала Москва. Правда, с небольшой поправкой – российские МС не уходят, а остаются в составе международного контингента под эгидой ОБСЕ.
Однако на сей раз тоже что-то не заладилось, и в начале нынешнего года на свет неизвестно откуда (по одним сведениям его написал в Кишиневе сам Воронин, по другим – в Америке молдавский политолог Владимир Сокор) всплыл так называемый "план Зубакова"(при чём тут бывший посол РФ в РМ, неясно), предлагающий объединение двух берегов, которое начнётся с одновременного самороспуска молдавского и приднестровского парламентов, после чего последуют параллельные выборы, после которых Молдавия выделит 19 (из 101) депутатских мест представителям ПМР. Тирасполь также получает право выдвинуть первого вице-премьера и заместителей глав всех министерств. В заключении Молдавия официально объявляет о своем нейтральном статусе. Но в скором времени все дискуссии на тему прекратились, а последний план обозвали чуть ли не самой крупной мистификацией года.
Как видим, все три документа имеют общий тезис – речь не идет о независимости Приднестровья. Федерация ли, автономия ли – в рамках РМ.
Дмитрий Соин считает: "Россия заинтересована в продвижении своей геополитической доктрины и миротворческой активности, потому что большинство соответствующих инициатив Запада фактически провалилось. Мой прогноз – в июле-августе обстановка в регионе обострится. Это связано с тем, что с июля начнется новый этап экономической блокады. Если нас прежде блокировали по экспорту, то теперь еще и по импорту. Воронин, который понимает, что власть уплывает у него из рук, сделает ставку на то, чтобы взорвать ситуацию и, возможно, даже пойдёт на какие-то чрезвычайные меры. Я имею ввиду локальные провокации в зоне безопасности, с целью изменить формат миротворческой операции. Тем паче, помощник госсекретаря США буквально на днях сказал, что США готовы ввести сюда свой миротворческий контингент. Сейчас Воронин действует как опытный цыган на базаре, он маневрирует, используя противоречия между Западом и Россией. Это позволяет ему складывать яйца в две корзины. Вообще же, любые военные варианты должны быть отвергнуты.
Кровопролитие может привести к обоюдной катастрофе. А вот усиление роли России, признание независимости Приднестровья, плюс изменение формата власти в самом Кишинёве - несомненно оздоровили бы ситуацию". |
Становятся немаловажны настроения в молдавской столице. Последние 15 лет оттуда стартуют различные попытки взять реванш за разгром в войне 1992-го года. Но вместе с тем не прекращаются внутренние политические разборки.
"Нынешнее руководство Молдовы имеет в отношении вариантов урегулирования неоднозначную позицию. Нельзя сказать, что оно едино, несмотря на то, что влияние президента огромно. Полагаю, самому Воронину данные проекты тоже не очень нравятся, у него есть к ним замечания. Результаты местных выборов для коммунистов оказались несколько хуже, чем они ожидали. Принять в такой ситуации ответственность за какое-либо разрешение приднестровского конфликта – очень и очень сложно. На мой взгляд, возможное подписание неких соглашений в Петербурге превосходит то, чего можно ждать от молдавской стороны в данной ситуации,"- говорит Владимир Брутер.
Еще бы. В принципе довольно сложно что-то делать, когда политический диалог основных участников спора фактически отсутствует. Об этом говорят и в Москве, и в Тирасполе, и в Кишинёве. Причём "бессарабские" специалисты одну из главных причин видят, в том числе, в позиции собственного правительства. Приведем мнение одного из них.
"Если говорить о вариантах решения приднестровского конфликта вообще, то теоретически, эти решения могут быть реализованы в диапазоне между двумя крайностями: первая - признание независимости Приднестровья, вторая - вооруженная операция в отношении последнего со стороны республики Молдова. Я подчеркиваю, что это чисто теоретически. В действительности, ситуация выглядит следующим образом: Приднестровье можно назвать слабым звеном в той цепи региональных конфликтов, которые Российская Федерация, непонятно зачем, пытается законсервировать. Россия опирается на Игоря Смирнова, который давно уже скомпрометировал себя перед населением Приднестровья, а альтернативных марионеток у РФ на сегодняшний день нет, - сказал в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM директор программ Кишиневского Института публичной политики Оазу Нантой, - Приднестровский бизнес сегодня становится реальным игроком, и в отличие от марионетки Смирнова, гораздо более прагматичен и понимает, что альтернативы существующей государственности Республики Молдова нет. Но руководство РМ, к сожалению, не способно проводить политику, адекватную ожиданиям большинства людей на левом берегу Днестра.
Переговорного процесса по приднестровскому урегулированию не существует. Потому что переговорный процесс - это когда стороны пытаются достичь какого-то общего результата, а в данном случае сторон нет. Взаимодействие нельзя реализовать с марионетками. Лучше уж вести диалог с теми, кто стоит за ними, а в данном случае - это определенная часть России".
Не исключено, что сведения о сепаратном договоре в Санкт-Петербурге стали следствием проведения подобной политики. Еще в июле 2000-го в работу по урегулированию включилась российская государственная комиссия под руководством Евгения Примакова, занявшая весьма неоднозначную позицию. На подлинный смысл предложенного комиссией варианта указывает документ, родившийся при её непосредственном участии, называющийся "Базовые принципы Мандата сил по поддержанию мира и стабильности ОБСЕ в Приднестровском регионе Республики Молдова", в частности, вменяющий ожидающимся европейским "разграничителям" "обеспечение охраны и содействия беспрепятственному вывозу российского вооружения и боеприпасов". Читай – чтобы приднестровцам не досталось ни гайки... Таким образом, предполагается прибытие четвёртого участника, постепенно превращающегося в третьего, покуда Москва предпочитает самоустраниться.
Все появлявшиеся потом планы урегулирования вполне попадают в данный вектор. Даже если на берегах Невы подпишут упомянутую договоренность с условиями автономии и десятилетнего пребывания в регионе российского контингента, эпопея не закончится. Во-первых, трудно представить, что Приднестровье примет этот расклад. Во-вторых, Россия, так или иначе, уйдет из стратегически важного региона. Ссылки на официальное завершение противостояния представляются абсолютно неубедительными. В сложившемся положении Москве следовало бы признать ПМР и усилить военный контингент в республике, а не участвовать в сомнительных играх. Второе, увы, стало уже почти традицией. Яркий пример – ожесточенная антиамериканская риторика по поводу размещения ПРО США в Европе и одновременное присоединение к экономическим санкциям против Северной Кореи. Хотя, наверное, Тирасполь в курсе. Если так, мы имеем классическую схему, когда всё сводится к поиску "верхами" какой-то НЕгеополитической выгоды. Не более... Впрочем, о тайном договоре, если он существует, станет известно 10-го числа или еще позже. Пока же возникает масса вопросов к потенциальным соглашениям. Не потому, что неизвестно, какой новый план придумали стороны, а потому, что последнее время сам переговорный процесс движется ни шатко, ни валко. Вообще, практически застопорился.