Коммунистический раскол нельзя сказать, чтобы был уж самой топ-новостной темой, но для тех, кто так или иначе интересуется политическими процессам остается крайне любопытным явлением. Оно и понятно. Единственная, имеющая классические основы, российская партия в момент, когда кое-где уже наметился протестный настрой будущего электората, берет и рвется пополам, да еще и делит имущество, как склочные уставшие друг от друга бывшие супруги. Аппелирует к третейскому судье, которого и та, и другая половина до сих пор крепко, мягко говоря, критиковала. Что же там в левом лагере происходит? Как сие отражается на региональных партячейках КПРФ? Обо всем этом рассказал в эксклюзивном интервью телекомпании "Ермак" накануне видный свердловский коммунист Николай Езерский. Ниже мы публикуем печатную версию этой беседы. Нам кажется читателям любопытно будет сравнить его точку зрения с мнением "другого" коммуниста, интервью которого мы публиковали в прошлых выпусках - Владимир Кадочников: Вожди приходят и уходят...
Вопрос: Вы остались верны Геннадию Зюганову. Вы приняли участие в "правильном" съезде КПРФ и теперь являетесь членом "зюгановского" ЦК. Почему?
Николай Езерский: Мне нравится ваш посыл. Вы называете съезд "правильным", не "альтернативным", не "пароходным", а правильным. Это легко объяснить. Партия, в которую я вступил более 20 лет назад, имеет устав и программу. Независимо, кто лидер, я присягал конкретному уставу и программе партии. Я живу по этому уставу. Свердловская партийная организация отправила меня делегатом на съезд в Измайлово. У нас были претензии к лидеру, но у нас была четкая установка: никакой смены лидера, так как он действительно много сделал. Он пережил сильнейшее давление, но остался верен своему партийному движению. Не ушел с поста. Поэтому я и поехал на этот съезд, а не на кораблик.
Вопрос: Оппоненты обвиняют Зюганова в провале выборов в Госдуму. Получается, что Вы с этим не согласны?
Николай Езерский: При таком давлении, которое испытывал даже я в Свердловской области, мы удачно выступили на выборах. Такого сильного давления со стороны "Единой России" не испытывал никто из партий. Но народ по привычке идет к нам.
Вопрос: Что-то по результатам выборов этого не видно. "Родина" достаточно успешно отобрала у вас голоса…
Николай Езерский: Да, молодцы ребята из Кремля, все хорошо придумали. И "Родина" - это наш электорат, и те, кто не пришли голосовать – наш электорат. А сколько грязи было вылито на партию Зюганова?! Почему сейчас остановились? Нет уже ни замков, ни гостиниц. Прекратили обыски, облавы, выемку документов. Выборы в Госдуму прошли и все успокоились. Но мы на этом останавливаться не собираемся. Мы посчитали после выборов, мы очень много набрали. И Харитонов набрал 15%,и мы набрали 14%. Значит,мы еще сильны. Надо было расколоть левое движение. Удачно раскололи "Родиной".
Вопрос: То есть удалось-таки расколоть левую оппозицию?
Николай Езерский: Сейчас голосование в Думе показывает, что левая оппозиция независимо от того"Родина" ты или не "Родина", но 120-130 голосов четко голосует против антинародных законов.
Вопрос: Геннадий Зюганов обвиняет своих внутрипартийных оппонентов в первую очередь в связях с Кремлем. Хотя после раскола Зюганов не стал обращаться к партии, не поехал в Минюст или в суды, что было бы логично. Вместо этого уже в понедельник Зюганов заявил журналистам, что нашел у президента понимание и выразил уверенность, что Минюст зарегистрирует именно его вариант съезда КПРФ.
Николай Езерский: Даже в этом вопросе вы необъективны. Никто к Путину на прием не рвался. Более того, третьего числа, кода шел съезд, когда отключили электричество, когда пришли и сказали, что заминировали подвал, затем пришли пожарные. Вся эта цепочка, пусть эта и цепочка и случайная… Я хочу сказать другое: законно зарегистрированная партия, уплатившая аренду для проведения съезда, а такие козни начались. Часть зарубежных СМИ написала, какая же в России демократия, если левые не могут нормально собраться и поговорить. Кроме того, в ночь с 3-го на 4-ое мы все еще раз собрались вместе и написали обращение в Минюст. Таких обращение 246, в которых мы говорили, что мы находимся на этом съезде, все это опубликовано в "Советской России". Ровно через день Владимир Владимирович Путин позвонил Зюганову и спросил: " Геннадий Андреевич, что у вас случилось на съезде?" Я говорю вам то, о чем нам было рассказано во фракции. На что был ответ - наверное, Вы знаете, вам же докладывают ваши чиновники. На что Путин сказал: приезжайте, обсудим. Зюганов сказал: один не поеду, потому что решат, что я поехал жаловаться. И поехали Зюганов, Харитонов и Кашин. 40 минут была беседа. И самое удивительно, что только 10 минут было посвящено съезду, а все остальное работе думе. Вот и все. Мы никому не жаловались. Правоту определит Минюст. Мы, кстати, сдали документы до поездки к президенту. Даже здесь не логично обвинять Зюганова, что он побежал жаловаться. Президенту тоже стыдно, что в стране таким образом борются с оппозицией.
Вопрос: Если Минюст не признает легитимность вашего съезда, какие действия будете предпринимать?
Николай Езерский: Минюст этого не может сделать. В день регистрации мы пригласили телекомпании, которые снимали регистрацию с начала и до конца. Более того, вторая сторона даже не подала документы. Везде прошла информация, что их обворовали, потому что им показывать нечего. Даже если Минюст признает два съезда легитимными, мы подадим в суд. Но дело уже в другом. Во время судебных разбирательств мы не сможем участвовать в выборах, наша деятельность будет приостановлена. Вот в чем беда. Масса кампаний прошла в регионах, где коммунисты по 5-6 человек проходят в думу.
Вопрос: А вот Василию Шандыбину не удалось пройти по одномандатному Верх-Исетскому округу в Госдуму, когда довыборы проходили в Екатеринбурге.
Николая Езерский: Ничего удивительно нет. Да, он шел от партии, но это ни о чем не говорит. Может, даже я не смог бы победить. Да, симпатии были на стороне Зяблицева. Кстати, он- молодец, не дрогнул. Он пришел на думу и проголосовал против отмены льгот. Спасибо тебе, Женя.
Вопрос: Вы признаете, что раскол все-таки есть внутри КПРФ? В чем его причина?
Николай Езерский: Причина скрыта в большей степени не в идейных разногласиях, а в тех людях, которые считают, что тормозом КПРФ является Зюганов. И один из таких – это Геннадий Семигин, который отовсюду исключен. Но он все еще дергает за ниточки, как лидер НПСР. Альтернативный пленум проходил в его помещении, часть делегатов были под его опекой. Я не вижу, какие у нас идейные разногласия, например, с Владимиром Кадочниковым - первым секретарем Свердловского обкома. Я не вижу их. У нас одна программы, один устав. Другое дело, что некоторых просто купили. Купили хорошей идей: давайте снимем Зюганова, и все будет хорошо. Но это надо было делать на съезде. Указать на ошибки, задать вопросы, не ответил бы Зюганов, мы бы его переизбрали. Во и все. Но вы же за спиной Зюганова пытались снять. Испугались личного общения?
Вопрос: Правда, что КПРФ финансируют олигархи?
Николай Езерский: Кого вы считаете олигархами? Я финансирую КПРФ из своей зарплаты. Можете меня считать олигархом. В этот раз мы денег олигархов не нашли. Кстати, это был один из упреков. Олигархи прошли в Госдуму, а денег на выборную кампанию у нас нет, где они? Как выяснилось, денег и не брали, а с кого брать? Ходорковского посадили
Вопрос: А кто же вас все-таки финансирует? Ведь партстроительство в России – дело затратное.
Николай Езерский: Мы сегодня самая нищая партия, потому что мы не голосуем за деньги. Многие директора боятся с нами сотрудничать, наученные опытом Ходорковского. У нас был один из источников - НПСР. Часть людей в Свердловской области финансировались из НПСР, там концентрировались деньги бизнеса. Сегодня мы разошлись и мы не получаем ни копейки. Моя задача убедить директоров заводов поверить нам, поверить нашим идеям. Я ведь тоже был директором завода и не побоялся пойти с коммунистами. Я надеюсь, что такие люди есть. Не каждому понравятся законы, которые проходят в Думе.
Вопрос: Как вы собираетесь преодолевать кризис внутри КПРФ, в частности на предстоящем пленуму?
Николай Езерский: В Свердловской области кризиса нет. Конференция партийная единогласно приняла установку - осуждать действия Семигина, не поддаваться на провокации, голосовать за Зюганова. Это было три месяца назад. Но за неделю до съезда мы еще раз собрались, где нам четко было заявлено: вы делегаты, мы отправляем вас, чтобы вы голосовали за Зюганова. И я выполнил волю коммунистов Свердловской области. На пленуме железно будет подтверждено: партия одна, лидер - Зюганов.
Вопрос: А как Вы можете объяснить то, что снят с должности лидер свердловских коммунистов Владимир Кадочников, который присутствовал на "альтернативном" съезде?
Николай Езерский: Президиум ЦК, который находится в Москве, принял решение об отстранении от должности руководителей 6 региональных обкомов, которые наиболее активно поддерживали "альтернативный" съезд.
Вопрос: То есть началась охота на ведьм?
Николай Езерский: Вы сами должны понять. ЦК Зюганова же должно иметь своего человека. Не с точки зрения преданного, а с точки зрения человека, который подчиняется ЦК. Про Кадочникова я могу так сказать. У него были основания для своей точки зрения. Он был депутатом Госдуму. Но у него не было право участвовать в "альтернативном" съезде.
Редакция благодарит ТК "Ермак" за предоставленные материалы