В УрФО программу мероприятий по реализации Послания Путина будут рассмотривать уже 4 мая. На заседании коллегии аппарата полпреда Петра Латышева. Уже сегодня регионы округа могут проанализировать - что сделано в рамках Послания, а что только предстоит. К примеру, в ХМАО могут с гордостью сказать, что некоторые формулы эффективной социально-экономической политики, о которых сказал Путин, уже давно действуют в округе. Это и фонд потомков, и формирование накопительных пенсионных механизмов. В чем еще Югра опередела страну, как губернатор Александр Филипенко расшифровывает понятие "качественная жизнь" - об этом в материале Накануне.RU. Сразу после Послания Владимира Путина губернатор Югры в московском представительстве ХМАО дал пресс-конференцию для журналистов федеральных СМИ, расшифровку которой мы предлагаем нашим читателям.
Вопрос: Александр Васильевич, Вы под впечатлением от Послания Президента, в нем говорилось и о демографии, в том числе. Какие намечены пути для её решения в округе?
Александр Филипенко: Послание надо в дополнение к услышанному внимательно прочесть, проанализировать. Первое ощущение – совершенно спокойный, уверенный тон документа, где есть и констатация пройденного, и позиции, связанные с развитием производства, с достижениями в социальной сфере, с заработной платой. И с другой стороны Послание настолько ёмкое, что там в каждой фразе можно выделить несколько тем, над которыми необходимо поразмышлять. В нём есть обобщения, есть задачи – всё как положено для документа такого масштаба. И одновременно – очень прагматичные предложения, идеи, которые подкрепляются конкретными цифрами, силами и средствами, предложены и механизмы реализации озвученных Президентом проблем.
Как никогда ранее очень много внимания, на мой взгляд, в документе уделено собственно человеку – тому, что можно связать с понятием "человеческий капитал". Короткий, в двух словах, анализ начального периода реализации национальных проектов и перспективы – как что нужно ещё сделать, – и новые, более мощные направления в этой сфере деятельности. |
Скажем, проект по доступному жилью. Картина, скажем мягко, не радостная, в стране огромное количество ветхого, аварийного жилья. Мне думается, Президент сознательно обозначил острые проблемы. Он отвечал на те вопросы, которые сегодня люди задают очень часто, и ответа на которые ждут: "А когда же нам отремонтируют жильё, совершенно непригодное для проживания, как мы будем дальше решать жилищную проблему?" Впервые Президент сказал в своём послании: да есть у нас деньги, но их надо употребить подобающим образом, формируя расходную часть бюджета исходя из приоритетов.
Приоритеты необходимо расставить так, чтобы на них, в первую очередь, направить расходы бюджета – вот это, на мой взгляд, не только важный, но и главный посыл в этой части Послания Президента. Иначе мы не решим масштабнейшие задачи в экономике, в переустройстве государства в самые короткие сроки. |
Уверен, что найдётся достаточное количество пессимистов-специалистов, которые начнут загибать пальцы: все это было! Но всё зависит от того, как будет организована реализация идей Президента, как будет работать весь кадровый механизм, – государства и всех демократических институтов, которые в этом должны участвовать.
Слушая Послание, я мысленно сочетал это с возможным, гипотетическим отчётом губернатора Югры. Потому что многое из того, о чем говорил Президент, у нас уже сделано или делается.
Могу привести в пример Фонд потомков, который в Югре работает 10 лет и служит таким же целям, и нашу демографическую политику, которая была сформулирована в автономном округе чуть раньше и получила дополнительную серьёзную поддержку на федеральном уровне. В Послании есть совершенно буквальные совпадения, связанные, например, с формированием накопительных пенсионных механизмов. Мы уже это делаем в негосударственном пенсионном фонде: внеси рубль, мы добавляем ещё один рубль из бюджета, и ты тогда сможешь получить дополнительные средства для того, чтобы старость была достойной. Теперь это переходит в общую государственную политику, а это значит, что учитывается региональный опыт, не только наш, но и наработанный в других местах. |
Вопрос: Какую мысль из Послания Президента вы выделили бы особо?
Александр Филипенко: Если честно, для меня, как для губернатора, чего-то малозначимого в Послании не было. Например, в Югре сегодня более 5 процентов всего жилого фонда находится в ветхом и аварийном состоянии – разве это малозначимо? Кажется, 5 процентов– это немного, но если учесть, что это фонд в 27 млн. кв. м., оказывается, что тысячи людей живут в таких условиях. Мы сегодня решаем эту проблему, но если получим дополнительные ресурсы и поддержку со стороны Федерации, то, конечно же, это будет означать ускорение решения этих проблем. Это чрезвычайно важная задача. И для человека, и для начальника. Потому что неуютно, когда есть такие нерешённые задачи. А для конкретного человека – можно тысячу раз рассказывать, что мы строим по 1 млн. кв. м в год, но если у этого человека нет жилья, или оно плохое, то все эти разговоры ему малоинтересны.
Вопрос: Получается, что округ строит в 4 раза больше, чем, например, последняя по этим показателям область в России – Амурская, и всего лишь 5% ветхого, в том числе и балки?
Александр Филипенко: На нашей территории 45 лет назад жило 100 тысяч населения с небольшим, а сейчас полтора миллиона человек – вот вам ответ. Не всегда, честно говоря, задача ставилась таким образом, чтобы обеспечить комфортное жильё для людей, а потом уже нефть добывать, или рыбу ловить. Было наоборот: надо было крышу над головой, чтобы не текло, чтобы было, где переночевать. А потом с годами оказалось, что этого мало, что, действительно, существует так называемый человеческий фактор. И от человека, если ему не создать условия – а ему и его детям нужно жить, учиться, лечиться и так далее, – не формировать нормальную жизнь, то очень трудно ждать чего-то толкового. В такой ситуации профессиональные люди просто не задерживаются, идёт текучесть кадров, а экономического эффекта не получается. Поэтому мы "догоняем" ситуацию, и надеюсь, что темпы, которые мы развиваем, добавили нам оптимизма, уверенности, что мы это можем сделать. Это болезни роста с одной стороны, а с другой – совершенно очевидно, что был недостаток внимания к решению социальных вопросов.
Вопрос: Проблема развития транспортных коммуникаций актуальна для Югры?
Александр Филипенко: Что касается идей развития коммуникаций, Президент выделил и эту тему – строительство автомобильных дорог, развитие воздушного транспорта, аэропортового хозяйства, речных магистралей, железных дорог – всё это напрямую касается нашей территории, потому что нет дорог – нет экономики. Знаете, почему у народа ханты, живущего в Ханты-Мансийском округе, пять диалектов? – потому что у них не было железной дороги. Шутка, но она имеет объективную основу. Потому что малочисленные народы Севера были ограничены в своих перемещениях и формировались в удаленных друг от друга, почти замкнутых пространствах. Один народ, но очень плохо понимающий своих сородичей из других районов Югры, потому что у них разные диалекты. То же самое и с россиянами – диалекты достаточно далеки иной раз. Президент говорит, что надо пересмотреть схему размещения аэропортов, выбрать приоритеты, потому что ситуация с авиаперевозками в целом плохая. И насколько я могу понять, придется хабы создавать – концентраторы. Я пытаюсь фантазировать: попадут ли наши аэропорты в этот перечень? Наверное, ни один не попадёт. Даже Сургут не попадет – Новосибирск более интересен, есть Екатеринбург. Но это совсем не значит, что другие аэропорты не нужны и их надо закрыть. Президент сказал: вот эти сделать опорными, государству проявить о них заботу, а остальные отдать региональным властям и пусть они сами решают, что с ними делать. Если нам в Югре сегодня нужны 11 аэропортов, и они работают, то они и будут работать. Или мы найдём другую схему – обойдёмся семью или восемью, может быть. Важно другое, что есть принципиальное решение, обозначены проблемы, есть люди, которые отвечают за эти проблемы. Так и должно решаться.
Вопрос: Вы сказали, что ваш опыт в решении многих проблем переходит в государственную политику, это опыт учитывается. Скажите, проблема, которую озвучил Президент,– о переходе от добычи углеводородного сырья к его глубокой переработке – совпадает с тем, что вы делаете в регионе?
Александр Филипенко: Упаси боже, кому-то подумать, что мы умнее всех. Нет, не об этом речь. Огромное количество регионов, преуспевших в других делах. "Опыт, имеющийся в регионах" – чтоб было понятно. Конечно, если оглянутся назад на двадцать лет, то бензин и другие нефтепродукты на промыслы Югры завозили с Омского нефтеперерабатывающего комбината. А сегодня из почти 280 млн. тонн нефти, добывающейся в округе, перерабатывается порядка 7,5 млн т. Кстати, из 6 млрд. ежегодно сжигаемого в факелах попутного нефтяного газа, мы можем получить эквивалент в 6 млн тонн нефти. У нас сегодня есть конкретная программа по развитию нефтепереработки, нефтехимии, подтвержденная планами компаний и корпораций. Это проекты Сибура, ТНК – ВР, энергетиков. Я мог бы продолжать эту тему, но подчеркиваю: здесь у нас ещё многое надо решать. Мы очень жестко поставили вопрос, чтобы уровень утилизации попутного нефтяного газа должен быть не ниже 95%. К сожалению, сегодня только Сургутнефтегаз к этому близок – 93%. Конечно, нужны большие, серьёзные деньги, чтобы решить эту проблему, но и общая солидарность нужна. Потому что у компаний, корпораций других вариантов нет – это проблемы не просто экономические, но и экологические, и далее, и далее. Мне думается, что это сдвинется. Недавно правительств автономного округа утвердило перечень приоритетных инвестиционных проектов, в который вошли и газо- нефтехимические производства, и многие другие общей суммой порядка 450 млрд. руб. Это то, что мы хотим сделать в ближайшее время. В целом если говорить о ситуации, то сегодня в структуре экономики Югры 90% – это нефть и все, что с нею связано. А согласно нашему документу, к 2020 году соотношение должно быть другим: нефть и связанные с нею отрасли будут составлять около 50 процентов. Остальное – не связанные с углеводородным сырьем отрасли. Например, электроэнергетика, стройиндустрия, производство сверхчистых материалов, турбизнес. И, конечно же, твёрдые и минеральные ресурсы, их добыча, обработка и переработка.
И, самое главное, приоритетное – научно-техническая продукция. Мы намерены создать мощную систему образования, науки и внедренческий комплекс. Мы считаем, что это посильная программа. Она обеспечит и стабильность развития экономики. Жить только за счёт недропользования мы не можем. Мы забрались на такую гору, огромный пик! В прошлом году в Югре произведено валового регионального продукта на сумму более 2 трлн. руб. Попытайтесь это осмыслить – это Москва и ещё несколько регионов вместе взятые. Посчитайте, сколько надо, чтобы вырасти хотя бы на 5 – 7 процентов. Мы росли так недавно, но сейчас мы растем уже на 3- 4 процента. |
И последнее, что я хотел бы сказать по поводу Послания Президента. Очень важно, что в последний год активнее идёт процесс передачи полномочий федерального центра на региональный уровень. Вы помните, ещё год-полтора активно обсуждалась тема: почему в центр, почему всё централизуется? Сегодня об этом сказал Президент: идёт активный процесс децентрализации, поиск оптимального сочетания интересов и полномочий федерального центра и регионов. Логика говорит о том, за федеральным центром должны оставаться главные вещи – стратегия во всём абсолютно, выработка конкретных правил, которые работают на территории всей Российской Федерации. А что касается – руками работать, или бегом бегать, исполняя, – это уже надо по-другому. Для этого есть исполнители на региональном и муниципальном уровне. Потому что именно там человек живёт, там центр всех его интересов и проблем. |