Вот уж, действительно, такого аншлага в екатеринбургской городской думе давненько не было. Журналисты заняли все подоконники небольшого зала заседаний, для чиновников из администрации, а на заседание посчитали своим долгом прийти все замы главы города, принесли дополнительные стулья. Заседание уже давно началось, а двери в зал все не закрываются. Публика жаждет узнать, по какой схеме будет выбираться городская дума в марте следующего года. Для этого ей нужно внести изменения в Устав города. Процедура в общем – то несложная, и в рамках проводимой по все стране муниципальной реформы касается всех территорий, но для Екатеринбурга, судя по накалу политических страстей в последнее время, это вопрос жизни и смерти.
У екатеринбургских законодателей дилемма – либо выбирать думу по одномандатным округам, как было до сих пор, либо по смешанной системе – по округам и партийным спискам. Администрация города устами подконтрольных ей депутатов заявила о своем варианте – прежняя система выборов очень даже неплохая, и ничего, мол, менять не нужно. С этим осмелились не согласиться депутаты так называемой межрайонной группы, известные своим оппозиционным настроем по отношению к мэрии, – Александр Шляпин, Екатерина Москвина, Дмитрий Сергин, Юрий Нижечик и с недавних пор примкнувший к ним Максим Серебренников.
Вообще – то еще недавно Максим Павлович значился в рядах, близких к ОПС "Уралмаш" /общественно-политический союз "Уралмаш" для непосвященных/, о котором теперь уже принято говорить только в сочетании со словом – "бывший". Потому как никакого организованного преступного сообщества – а именно так в народе и правоохранительных кругах принято расшифровывать аббревиатуру ОПС не существует. Так вот господин Серебренников теперь, как он сам образно выразился, идет в ногу с президентом, и остальных - промэрских депутатов и своих бывших соратников призывает к тому же.
"Политическая система в России меняется, об этом чётко нам даёт понять и говорит Президент России Владимир Владимирович Путин, - как на выпускном экзамене отрапортовал Серебренников , - Именно параллельно и последовательно своё высказывание его мыслей межрайонная депутатская группа внесла предложение в Гордуму Екатеринбурга по изменению системы выборов в городе Екатеринбурге. Мы за смешанную систему выборов. Заблуждения наших коллег у меня лично вызывают огорчение".
Собственно, принципиальной разницы в том, как выбирать думу, нет. И это признают и депутаты –межрайоники, и промэрские законодатели, спикер думы Яков Силин обмолвился как – то, что к смешанной системе мы рано или поздно придем, но не сейчас.
Почему не сейчас? Потому что, как в голос кричат депутаты – оппозиционеры и политологи, разница между двумя этими системами заключается только в одном – степени влияния действующего главы города Аркадия Чернецкого на городскую думу.
"Яков Петрович Силин прямо нам сказал, что при системе, которую предлагает межрайонная группа депутатов, то есть мы, контроль администрации над думой будет потерян, - говорит межрайонщик Дмитрий Сергин , - Вот поэтому – то на нас и пытаются давить, чтоб мы не сопротивлялись".
Как на бедных депутатов давят, более или менее внятно смог объяснить только самый гонимый из них Александр Шляпин. Ему якобы за непослушание грозят высылкой из родного Екатеринбурга. Вообще столь активное поведение этой славной екатеринбургской четверки по сути – просто работа на журналистские видеокамеры, не более того. Изначально было понятно, что своими четырьмя голосами они ничего не решат.
Но самое интересное, что и думскому большинству для того, чтобы продавить вопрос по сохранению системы выборов, не хватало всего одного голоса. Этим голосом оказался бывший лидер бывшего ОПС "Уралмаш" Александр Хабаров. В то время, как на думе шли нешуточные бои по Уставу города, Хабаров преспокойно болел за футбол в Португалии. При этом на решающую схватку городской думы он подъехал вовремя. Еще задолго до заседания городской думы толпящиеся в коридоре журналисты то и дело передавали друг другу новость о том, что Хабаров якобы вызвал к себе в офис Серебренникова и отчитывает за поведение.
Дальше – больше. Уже сидя в зале заседаний, за несколько минут до начала работы думы, Хабаров как – то вдруг чересчур крепко приобнял своего бывшего ученика за шею, так что Серебренникову пришлось низко склонить голову вниз, и что – то усиленно шептал ему на ухо. Отчего Максим Палыч только стремительно менялся в лице…
И вот долгожданное голосование. Поименно. Депутатам нужно сказать – за или против – предлагаемым администрацией города изменениям в устав Екатеринбурга. Председатель думы устраивает перекличку.
- Антониади?
- За.
- Брусницына?
- За.
- Волков?
- За.
- Максим Палыч?
А в ответ - тишина. Все замерли. Яков Петрович нервно заулыбался. Журналисты перестали шептаться, вытянув шеи. И даже вечно снующая по залу заседания женщина – колокольчик /после каждого перерыва заседания она бегает по думским коридорам с колокольчиком, оповещая депутатов о начале заседания/, отвечающая за раздачу нужных бумаг и просто порядок, встала как вкопанная, а вместе с ней даже кондиционеры почти перестали шуметь.
Максим Палыч что – то пробурчал себе под нос, что в переводе на русский язык, видимо, означало – А я вообще голосовать не буду. Но тут его сосед справа депутат Хабаров закричал на весь зал, обращаясь к Серебреникову:
- Скажи "за"! Ну, нет, ты давай скажи "за"!
Растерявшись, депутат Серебренников что – то вновь нечленораздельно проговорил. И это очень было похоже на фразу: "Ну ты, че, Александр Васильевич, е – мое…". Хабаров аж подпрыгнул на месте:
- Он сейчас сказал "за"! Нет, ну он сказал "за"!
Публика больше не могла сдерживать приступы смеха, и дружно грохнула. Яков Петрович, побоявшись, что этот диалог может перерасти в нечто большее, поспешил продолжить перекличку депутатов.
В итоге против 18 депутатов выступило 4. И понятно, что голос Серебренникова в этой ситуации ничего бы не решил. Просто Александру Хабарову, хоть и бывшему лидеру бывшего ОПС Уралмаш, но по – прежнему лидеру, хотелось продемонстрировать на публике, кто в доме хозяин. И можно сколько угодно кричать о своей независимости и оппозиционности, но когда тебя ласково берут за шею и крепко ее сжимают, вмиг опускаешься на землю, понимая, что от старых друзей и старых порядков не спрячешься ни за чем, даже словесной ширмой про государственную вертикаль и великие заветы.
В перерыв заседания думы Максим Палыч долго не выходил к прессе, а когда все – таки появился, сразу убежал курить. "Ну, не было мне смысла голосовать "против", - оправдывался он перед журналистами, часто затягиваясь, - Уже имелось 18 голосов, не было необходимости протестовать. О чем мы говорили с Хабаровым? Да ни о чем, так, о делах".
Одновременно в другом конце коридора председатель думы Яков Силин, сияя от радости, подводил итоги: "Конечно, было бы наивно полагать, что этот вопрос утвердили без предварительных договоренностей. Разумеется, были консультации, переговоры, и вы видели, что максимальное число депутатов проголосовало "за" принятие этих изменений в устав. Это значит, что на данном этапе все – таки целесообразней выбирать думу по одномандатным округам".
"То, что сегодня произошло - это знаковое событие для Екатеринбурга, - сокрушался Юрий Нижечик, - Это означает, что еще на 4 – 5 лет наш город под контролем действующих чиновников. И очень грустно становится от этого. Ведь, что такое выборы по одномандатным округам – это вновь дума, в большинстве у которой – промэрские депутаты. Обидно, что на фоне этого конфликта избиратель остается ни с чем, он как бы за скобками".
"Я не думаю, что с принятием этой системы выборов, дума будет хуже работать, - комментирует решение депутатов политолог Сергей Тушин, - Можно только приветствовать это. Все естественно, логично, все соответствует сложившимся в городе традициям политического расклада. По моему мнению, очень важно, что эта система позволит исключить посредника в лице партии между жителями города и депутатами городской думы. Интересно оценить поведение некоторых депутатов, которые пытались активно продавить голосование по партийным спискам. Что стоит за этим? Совершенно точно, что политическое будущее этих личностей весьма не определенно, вот они и пытались получить проходное место в каких – либо партийных списках. Подстраховывались на будущее. Кроме этого, существует мнение, что вот эта попытка продавить систему выборов по партийным спискам - это попытка повлиять на главу города. Что якобы у областных властей есть цель - протащить в будущем в думу своих депутатов. Все это настолько часто было на протяжении двух лет, и все время это заканчивалось крахом, что, наверное, стоило бы прекратить уже это делать. Но есть боевики, люди, которые в состоянии политического мира чувствуют себя некомфортно. Ничего с этим не поделаешь".
"То, что депутаты утвердят вариант мэрии, это было ожидаемым, - считает политолог Вадим Дубичев, - Те 12 депутатов, которые формально принадлежат "Единой России", показали, что не подконтрольны областной организации партии, они не стали исполнять решение политсовета. Для "Единой России" - это даже плюс. Произошло определение позиций по Екатеринбургу. Сейчас единороссы будут решать участвовать ли им в выборах в городскую думу, и будут наводить кадровый порядок в городе. "Единая Россия" - единственная организация, которая может выставить на выборах альтернативу мэрской команде и попытаться поконкурировать. Вообще смешанная система выборов, то, что предлагали единороссы, и о чем говорил губернатор Россель, более эффективна, нежели выборы по одномандатным округам. Тут и представители округов, и представители партий, что дает избирателю возможность поддержать комплексную социально - экономическую программу действий. Кроме того, партия всегда может добиться каких – то результатов. Мы видим, что одномандатники, когда выбираются, берут на себя множество невыполнимых обязательств, а когда приходят в думу, скисают. Вообще почему городская дума утвердила этот вариант? Потому что он ей выгоден. Ведь вхождение новых игроков – новых федеральных партий в думу администрации города не выгодно, потому что партии Аркадию Чернецкому не подконтрольны. А контроль над думой всегда принципиален. Хотя бы с точки зрения бюджета. Как будут развиваться дальнейшие отношения между городом и областью? Ну, я думаю, что условия для конкуренции политических сил остались. При всех мелких конфликтах между городскими и областными властями, все – таки есть положительные сдвиги. Заметьте, город сознательно принял решение не принимать участие в выборах законодательного собрания области. И в нынешней ситуации область тоже отказалась до конца вмешиваться в конфликт на городской думе".
Дальше, если учесть, что областные и городские власти, действительно, решили по – мирному разрулить ситуацию, хотя изначально в это слабо верилось – достаточно вспомнить, как настоятельно свердловские единороссы под предводительством областного премьера Алексея Воробьева требовали от своих партийных товарищей в городской думе голосовать за смешанную систему выборов, а потом и губернатор Эдуард Россель погрозил пальцем – мол, нам в Екатеринбурге нужна смешанная система выборов, остается еще один камень преткновения – горизбирком. Приняв изменения в устав города, депутаты фактически ликвидировали избирательную комиссию Виктора Семина, созданную облизбиркомом. Он, кстати, на решающем заседании думы тоже был, и очень грустил. Потому как в обновленном уставе черным по белому написано - в комиссии должно быть 19 человек, а в семинской только – 12. В старой комиссии Игоря Выдрина, конечно, тоже недобор, но, как уверены промэрские депутаты, теперь дело за малым – нужно будет только дополнить ее и все, а избирком Семина за ненадобностью распустить. Есть еще один вариант, который сейчас также обсуждается в политических кругах, - создание третьей комиссии.
Чтобы никому не было обидно, в нее можно включить как представителей городской администрации, так и областной. Но это, скорей, из разряда фантастики, кто же захочет по – братски делиться своими полномочиями во время выборов? Да и как таком случае будут проходить сами выборы, если одна половина избиркома будет тянуть в одну сторону, вторая – в другую?..