Второе заседание Госсовета с начала второго срока президентства Владимира Путина снова стало темой дня и даже недели. И вовсе не от отсутствия новостей. Апрельская встреча губернаторов с президентом на Ямале подняла целый пласт принципиальных вопросов, касающихся методов освоения российского севера, нынешнее столичное заседание, бесспорно, придало ускорение истомившейся во властных кабинетах административной реформе. По сути же, оба госсовета объединила проблема перераспределения полномочий между федерацией-регионами-муниципалитетами и формирования бюджетов всех уровней. Кроме того, общение главы государства с региональными лидерами на столь важные для экономики, общества и власти темы само по себе показательно… Это вам не "первосрочные" губернаторские слеты по спорту и культуре.
Означает ли сия смена качества общения перемену в отношении президента к региональным лидерам? С одной стороны и Аяцков под уголовным делом ходит, и Абрамович уже не "наше все", с другой - перспектива "перекройки" карты России и внутренних не слишком популярных реформ заставляет Кремль выстраивать отношения с региональными лидерами по-новому. И последние два заседания госсовета с весьма и весьма серьезной тематикой только подтверждают это. Но последует ли за прошедшим Гос - советом "любовь", большой вопрос. Скорее всего, регионалам, как и раньше, придется "любить" федеральный центр с известной долей бескорыстия, поскольку бюджетные перераспределения уже не первый год имеют очевидную центростремительную направленность.
Свежий импульс этим процессам придали несколько высказываний президента на последнем заседании Госсовета. Глава государства, в частности, заявил, что “количество территориальных подразделений федеральных органов власти следует свести к […] эффективному мнимуму”, из чего вытекает неизбежность перераспределения полномочий – кто-то ведь должен выполнять функции сокращенных федеральных чиновников на места Регионам, в частности, предлагается взять на себя обеспечение занятости населения и защиту его от безработицы, предоставлять право пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых и охранять их, а также переводить земли сельхозназначения, находящиеся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую. Помимо этого регионы могут заполучить регулирование лесопользования и рыболовства, государственно-архитектурный надзор, лицензирование автомобильных перевозок пассажиров…
Правда, ясности в том, кто эти самые переданные полномочия и их исполнителей будет финансировать и в каких объемах, пока нет. Логично предположить, что передавая федеральные функции регионам, центр поделится и средствами. Но, если передаваемые полномочия определены и озвучены, то информация по вопросу оплаты пока чтоболее, чем противоречивая. Впрочем, для законодательного воплощения предложений Госсовета время еще есть - "реформа полномочий" должна стартовать с начаа2005 года. И показателем ее воплощения или пролонгации воплощения будет бюджет-2005.
Между тем, как пишет "Коммерсант", даже нынешнее /дореформенное/ перераспределение доходов "от Минфина", озвученное в понедельник на заседании правительства, вызвало отрицательную реакцию регионов: "…требования регионов остались неудовлетворенными. Более того, предлагается забрать у них еще 1,5% налога на прибыль, увеличив федеральную часть ставки с 5 до 6,5%, весь водный налог и один из налогов на малый бизнес /единый налог для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения/. Последний передают в бюджеты муниципалитетов, увеличивая их долю с 30 до 60%....".
Впрочем, очередное перераспределение лишь отчетливее проявило тенденцию укрупненя финансового потока в сторону от регионов к федерации и обмельчания - в обратную. Новые же полномочия по федеральной задумке смогут, худо ли бедно, помочь регина выкарабкаться из безденежья, в которое повергает их каждое новое "перераспределение". Но чтобы взять, то, что предлагает центр, нужно поставить на ноги целые отрасли – тот же лес, например, а на какие средства будут делать это и без того дотационные субъекты федерации - большой и безответный пока вопрос.
К тому же добывать, а не делить, полученные из Москвы дотации, - дело для регионалов новое. И способности к нему у вечных реципиентов, даже если и имеются, то в зачаточном состоянии. Развитие же их требует времени и… снова денег. Отсутствие и того, и другого на фоне реформы ЖКХ, здравоохранения, образования и прочих обещанных россиянам социальных перемен грозит, ну, если не взрывом, то брожением и антивластными настроениями, как минимум. Последние же федеральному центру, ох, как не нужны, пока впрос 2008 года ажнейший в политической жизни российских элит.
А потому "перекройке" подлежат не только властные полномочия и бюджетные процессы, но и границыреионов. В основе нового территориального деления России, по словам его разработчиков, будет лежать в первую очередь экономическая целесообразность, под которой, видимо, следует понимать, что общее будущее ждет неподалеку географически расположенные богатый и бедный регионы. В такой связке регион-донор будет нивелировать проблемы /читай "бюджетные дыры"/ региона-реципиента, сохраняя, таким образом, социальную стабильность или ее подобие.
И все вроде бы складно придумано, если бы не одно традиционное российское "но". Подстригая всех под одну гребенку, федерация рискует вместо очевидных плюсов, получить пока что понятные, видимо, только глубоко на местах /даже муниципалам ЯНАО и ХМАО/ и, хочется надеяться, высоко в верхах /ведь не даром предыдущий Госсовет проходил на Ямале/ минусы. Речь, конечо же, опять о тюенской "матрешке". Ведущую роль в объединительных процессах собирается играть небогатая Тюменская область, тогда как нефтяной и газовой жилам страны - Югре и Ямалу – отведна уда как более скромная роль. А между тем ХМАО и ЯНАО всем донорам доноры – два входящих в УрФО округа формируют значительную часть бюджета страны и входят в пятерку лучших ее регионов, а потому подчинение их почти что сельскохозяйственному тюменскому югу выглядит, по меньшей мере, странно.
Бессильные противостоять общероссийским тенденциям и административному ресурсу тюменского губернатора, одного из разработчиков пакета "административных" законов, Югра и Ямал ищут компромиссы и законодательные пути выхода из тупика, в котором невольно оказались. Так, на прошлой неделе губернатор Ханты-Мансийского АО Александр Филипенко выступил с предложением внести в Госдуму законодательную инициативу, которая позволит сохранить "статус-кво" в отошениях с югом Тюменсой области после вступления в силу федерального закона 95-ФЗ и, конкретно, ставшей камнем преткновения статьи 26,6. Подготовлнныйсовместными усилиями властей Югры и Ямала пакет документов состоял из проекта трехстороннего соглашения и проекта федерального закона, который позволил бы продолжить работу в режиме существующих межбюджетных отношений в течение 2005-2006 годов.
И вот, похоже, накануне сделан первый шаг в компромиссном решении проблемы - н а внеочередном заседании Государственной Думы Ямала, депутаты утвердили договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа. Как сообщает "Север-Пресс", договор связан с реализацией ФЗ №95 "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъекто РФ".
По словам заместителя губернатора Ямала Алексея Артеева, "договор действует предупреждающим образом, и в нем есть оговорка, что он действует в случае втуплеия в силу дополнений в Бюджетный и Налоговый кодексы, и предполагает сбалансированные взаимоотношения между органами госвласти трех субъектов, не ущемляя интересов населения Юга Тюменской области и, одновременно, защищая законные интересы двух автономных округов".
В частности, для того чтобы сбалансировать и обеспечить нормальное существование населения юга области, НДПИ /налог на добычу полезных ископаемых/ согласно договору, предлагается зачислять в областной бюджет. Что касается остальных бюджетов /региональных и федеральных/, то предполагается, при полном объеме исполнения полномочий органами госвласти двух автономных округов, сохранять их соответствующую налоговую базу.
Одобрение Югры проект получит наверняка. Ход – за Тюменской областью. Кто победит в борьбе адмиистративого ресурса со здравым смыслом покажет тюменский бюджет на 2005 год. Но сразу несколько госсоветов на тему перераспределения полномочий, а значит и стремление к обсужднию прблемы, пусть и в узком губернаторском кругу, склоняют все же к мысли о существовании здравого смысла у отдельных обладателей административного ресурса. Что, если не внушает оптимизм, то хотя бы не дает разыграться пессимизму…
</BODY