Аналитика


Миасская "зачистка" - политический аспект
Политика | Курганская область | Челябинская область | телевидение | радио | Россия

12 мая в момент получения взятки от предпринимателя города в своем рабочем кабинете был задержан мэр города Миасса /Челябинская область/ Владимир Григориади. Подобные изобличения в стране происходят не часто, а для Южного Урала это вообще беспрецедентный факт. Потому задержание мэра с поличным стало шоком для всей Челябинской области. При этом правоохранительные и властные органы пока на комментарии крайне скупы. Сам факт задержания Григориади УФСБ РФ по Челябинской области подтвердило лишь спустя сутки.

Владимир Григориади "прокололся" на взятке, сумма которой в разных сообщениях разнится. Взяткодателем, подконтрольным в момент действа правоохранителям, стал миасский коммерсант, связанный со строительным бизнесом. Теперь, городские бизнесмены утверждают, что мэр регулярно вымогал у них деньги. Как пишет "Челябинский рабочий", при обыске в коттедже Григориади следственная группа обнаружила "в сейфе оружейной комнаты - 200 тысяч рублей, в спальне за шкафом - 1400 тысяч рублей, в комоде четыре пачки по 10 тысяч долларов США и одну пачку в 7,5 тысячи долларов, в прикроватной тумбочке лежало 12300 долларов. Кроме того, были обнаружены договор на покупку машины стоимостью 54 тысячи евро и документ об оплате на сумму 1400 тысяч рублей". 

Примечательно, что о вымогательстве миасский коммерсант сообщил не в южноуральские, а в окружные правоохранительные структуры, расположенные в Екатеринбурге. Операцию по задержанию Григориади совместно провели УФСБ Челябинской области и оперативно-розыскное бюро Главного управления МВД в УрФО. Расследование дела и операцию по задержанию /по некоторым данным она готовилась с марта/ инициировала прокуратура УрФО. Разбирательство идет в строжайшем секрете, в неведении остается даже миасская администрация. При этом не ясно, почему миасский коммерсант обратился с жалобой в окружную прокуратуру, а не поехал в Челябинск, и в связи с чем силовые структуры ход дела держат в тайне.

Не исключено, что арест Григориади – тактический политический ход /в Челябинской области грядут масштабные выборы – избирать будут не только губернатора, но и глав многих городов и районов/. Первый скандал на Южном Урале разгорелся еще в конце марта в Коркино. Там местная прокуратура обвинила городских чиновников в нецелевом расходовании бюджетных средств, провела обыск в здании горадминистрации и изъяла финансовые документы за последние пять лет. Однако проверка областной прокуратуры закончилась ничем - "дело о коррупции" коркинских чиновников закрыли за отсутствием состава преступления. Тогда некоторые политологи высказали предположение, что истинная причина проверок – грядущие городские выборы. Как утверждают аналитики "Челябинского рабочего", политическая подоплека прослеживается и в деле первого вице-губернатора Виктора Тимашова. Его недавно также пытались обвинить в финансовой нечистоплотности. Скорее всего, некие политические силы пробивают себе дорогу на Южный Урал. И, вероятнее всего, пока они у южноурaльцев не в почете. Зачем бы тогда потребовалось "ликвидировать" уже имеющиеся реальные местные силы.   

В декабре 2000 года Григориади одержал убедительную победу на выборах главы Миасса. В масштабах страны и даже уральского округа, город, конечно, не столь заметен. Зато в Челябинской области он является третьим по экономической привлекательности муниципальным образованием. Главные предприятия - автомобильный завод, ракетный центр - хоть и работают с переменным успехом, но с благоприятной перспективой. А зарождающийся туристический бизнес грозит весомо пополнить городской бюджет. К тому же в прошлом году, по инициативе Владимира Григориади, Миасс был выдвинут в качестве кандидата на статус наукограда. Если городу будет-таки присвоен  этот статус, он получит существенные финансовые льготы, инвестиции и налоговые привилегии. В масштабах округа не особо значима и персона Григориади, хотя для Миасса он стал неким "Петром Первым", мечом и кровью воплощающим передовые идеи. Самыми знаменитыми новаторскими действиями Григориади стала передача в частные руки городского пассажирского хозяйства, похоронных бюро, ЖКХ. Опыт реформы коммунального хозяйства города даже был представлен как передовой на общероссийском уровне. Правда, сейчас в городе судачат, что муниципальные хозяйства предприниматели получали с условием, что определенную долю в собственности этих предприятиях будет иметь Владимир Стилианович. Отношение к Григориади у миассцев сложилось неоднозначное. Дважды - в 1993 и 1995 годах – они избирали его депутатом Государственной Думы РФ, а в 2000 большинством голосов "предоставили" мэрский кабинет. Одни миассцы ставят ему в заслугу внедрение новых экономических идей, и тем самым оправдывают денежную "нечистоплотность". Другие утверждают, что "посадить "Грека" пора было уже давно.

При всей неоднозначности отношения к Григориади в городе альтернативы на ближайших мэрских выборах /в 2005 году/ ему не было. Вторым вопросом, которым задались миассцы после ареста мэра - кого же теперь выбрать на пост главы. Бывший градоначальник Михаил Жмаев хоть и намерен взять реванш за 2000 год и во второй раз возглавить Миасс, но реальные шансы у него не велики. Или, по крайней мере, были таковыми до 12 мая. Шансы Жмаева существенно возросли после того, как Российская партия пенсионеров 12 мая "открестилась" от Владимира Григориади – руководителя ее миасского отделения.

"Челябинское региональное отделение Российской партии Пенсионеров, руководителем Миасского отделения которой В.Григориади является, считает необходимым заявить, что деятельность г-на Григориади на посту мэра Миасса не имеет никакого отношения к его положению в РПП и его политической позиции, которая, вместе с тем, не раз вызывала серьезные вопросы у руководства партии. Более того, задолго до этого происшествия было запланировано на ближайшем заседании Правления ЧРО РПП рассмотреть вопрос о замене председателя Миасского городского отделения РПП на другую кандидатуру", - сообщает пресс-служба ЧРО РПП. Как шустрые "пенсионеры" узнали об аресте и его окончательности в тот же день, что свершилась правоохранительная акция, остается лишь догадываться. Напомним лишь, что РПП имеет на Южном Урале довольно сильные позиции в отличие и от Урала, и от страны вцелом. И, несмотря на сильный скандал с раздвоением пенсионных партийцев, который отразили, правда, в исключительно узких кругах, ее позиция для южноуральцев кое-что значит. Не стоит забывать и о ее ярких представителях, занимающих госдумские кресла и имеющих далеко идущие политические амбиции. Тот же господин Гартунг, к примеру.

А экс-мэр господин Жмаев уже воткрытую заговорил о "кризисе власти во всей Челябинской области". Многие местные наблюдатели, кстати, прогнозируют, что на мэрских выборах пенсионеры поддержат Михаила Юрьевича, если он решит баллотироваться. В своих убеждениях РПП и коммунисты демонстрируют единодушие, лидер пенсионеров  Валерий Гартунг неоднократно боролся за пост губернатора Челябинской области. Ставленник в Миассе – неплохое политическое подспорье.

В последних южноуральских событиях некоторые политологи прослеживают и московский след. Борьба с коррупцией – установка к действию, данная Президентом страны. Правоохранители УрФО демонстрируют полное с ним единодушие, и их гнев оказался направлен отчего-то в последнее время главным образом на южноуральских чиновников. В этой связи вспоминают Михаила Гришанкова - челябинского депутата Госдумы, который возглавил думскую комиссию по борьбе с коррупцией. Однако, судя по последним выборам, губернаторским креслом Михаил Игнатьевич не грезит. Разве что кому-то решит помочь. Не исключено и то, что избирательная гонка не причина, а следствие хаоса – в ее преддверии любой политический эксцесс воспринимается как стратегический ход.

Депутаты миасского горсобрания теперь дружно утверждают, что Григориади не раз злоупотреблял служебным положением. "Он монополист в городской власти, – считает депутат Городского собрания Миасса Владимир Шведчиков. – Ему все должны подчиняться беспрекословно, стоять по стойке "смирно". Вокруг себя он держит только тех людей, кто делает все по его указанию и практически не считается с коллективным мнением Городского Совета, как представительного органа". Депутат Сергей Скоков утверждает, что все основные вопросы глава города решал сам. Законодатели также говорят, что за время своей работы на посту главы города Григориади выстроил целую империю и взял под контроль через подставные фирмы и доверенных лиц большую часть инфраструкруры города. "В городе идет разграбление муниципального имущества буквально во всех отраслях: коммунальное хозяйство, транспорт и многие другие", – говорит Владимир Шведчиков.

Что же все-таки имело место в Миассе – политическая битва или борьба с коррупцией – покажет ход дела и то, разрешится ли оно до на начала предвыборной гонки. Андрей Косилов, первый вице-губернатор Челябинской области считает, что "нам надо, прежде всего, дождаться официальных комментариев правоохранительных органов. Я думаю, что сегодня только они могут официально, объективно дать информацию".

Анатолий Брагин, прокурор Челябинской области еще более категоричен: "Без комментариев. Читайте уголовно-процессуальный кодекс - книжку в яркой обложке". Губернатор Челябинской области Петр Сумин о судьбе бывшего мэра пока ничего не говорит, на встрече с и.о. мэра Миасса он лишь подчеркнул, что "ситуация с арестом  мэра города полностью находится в плоскости деятельности правоохранительных органов, которые будут рассматривать это дело руководствуясь только буквой закона. Область в свою очередь и в дальнейшем будет поддерживать Миасс в решении вопросов, связанных с развитием города".

                                 * * *

Самое любопытное в миасской коррупционной истории даже не то, что будет далее с "проколовшимся" и зарвавшемся главой. Что будет, то и будет. В России от сумы и от тюрьмы никому зарекаться не положено. А нынче пошла такая тенденция, что и власть имущему в том числе. Миасский мэр в этой связи далеко не самая крупная добыча правоохранителей последних времен. Губернатор Платов и уж тем более Аяцков явно покрупнее будут. Интересно  другое. Не успел арест Григориади обрасти хоть какими-то подробностями, как некоторые российские интернет-издания разразились весьма информированными по части местных реалий политкомментариями. Главная цель коих - доказать, что миасская зачистка  лишь звено в цепи событий, которые приведут или имеют целью привести к власти на Южном Урале некоего московского ставленника, имеющего местные корни. Фамилия Христенко уже, кстати, засвечена.  И самое пикантное в этой раскручиваемой версии, что ставленник-то так объемен, что ему одной Челябинской области маловато будет. Если говорить откровенно, то зерно реальности в этой версии, безусловно, есть. Именно реальности, а не целесообразности. Ибо о целесообразности развития территории ныне как-то мало заботятся. Все больше о пользе целого рассуждают. Правда, чем это целое пополнится со сменой региональных элит и возможным укрупнением территорий, кроме стабилизационного фонда, который у нас пока нечто вроде священной коровы, не объясняется.  Но так или иначе, миасская история, безусловно, прибавит хлопот челябинским властям в будущих выборных баталиях. Правда, думать, что победу в челябинских выборах можно одержать одними лишь силовыми акциями - значит сильно ошибаться...