Ильменка /Ильменский фестиваль бардовской песни в Миассе/… С этого манящего слова начиналось каждое лето моей школьной жизни. Сборы друзей, поиск палаток, распределение провизии. И приговор папы: "Ты никуда не поедешь. Даже днем на Ильменке запрещаю появляться". Вердикт безапелляционный, искать заступников бесполезно. Мама предается ностальгическим воспоминаниям об "ильменской" юности, но отца поддерживает: "Фестиваль превратился в банальную пьянку, до песни там уже никому дела нет. Каждый год только и слышно, сколько человек на фестивале ограбили, изнасиловали"…
"Идейная" Ильменка
Первая "Ильменка" прошла в мае 1973 года на берегу миасского озера Ильмень. Тогда это еще не был фестиваль. На "конкурс исполнителей туристической песни" съехалось шестьсот человек из семи городов СССР. В жюри председательствовал Борис Вахнюк, в числе организаторов был Геннадий Васильев. Через год любители авторской песни собрались вновь на том же месте. Но их уже было гораздо больше. Сегодня на живописнейший берег озера Ильмень съезжаются до тридцати тысяч человек /население Миасса около 180 тысяч жителей/, а палаточный лагерь растягивается на несколько километров.
В 1982‑1985 годах специальным письмом Министерства культуры СССР "Ильменка" была запрещена, но фестиваль все равно шел. Переход на нелегальное положение не искоренил пленэрную тусовку, лишь сузил ее рамки. В любую погоду, в любых экономических и политических условиях Ильменка продолжала жить. У нее был смысл и идея, общность духа сплачивала людей, песня была самоцелью. На фестивале побывали Окуджава, Визбор, Городницкий, Никитин, Сергеев. Многие ныне известные авторы и исполнители, среди которых и Олег Митяев, обязаны своим творческим рождением "Ильменке". Кстати, именно ей Митяев посвятил свою культовую песню "Как здорово…".
Современный жанр
Ильменский фестиваль дожил до 2004 года. В минувшие выходные он прошел в 28 – ой /официально/ раз: именитые звезды, десятки тысяч гостей, три дня под открытым небом на берегу живописнейшего озера и … разочарование тех, кто ожидал оказаться в окружении бардов. Ильменка растеряла свою основу, суть, ради которой некогда создавалась. Ныне организаторы стремятся сделать из фестиваля зрелищное шоу, которое должно понравиться всем. Из 30 000 гостей не более тысячи – барды. Из палаток в лучшем случае несутся ДДТ и Кино, в худшем – устроена дискотека на одной из главных полян. По берегу с воплями бегают тинейджеры в костюмах и изображают героев Толкиена. В толпе видны "бритоголовые", между палатками в поисках пристанища с похмелья бродят "слушатели". И в сознание закрадывается предательская мысль: а не пора ли "прикрыть" Ильменку? Фестиваль уверенно деградирует: из объединения единомышленников он давно превратился в массовый пикник с бесплатной музыкой.
Буклеты, призывающие слушателей в этом году посетить Ильменский фестиваль, гласили: "Правительство Челябинской области, Областное Управление культуры и искусства, Благотворительный фонд Олега Митяева 11-13 июня на берегу Ильменского озера в окрестностях города Миасса представляют 28 региональный фестиваль авторской песни "Ильмены-2004". Праздник будет не менее зрелищным, чем предыдущие фестивали. Мы увидим Галину Хомчик, Дмитрия Харатьяна, Александра Пороховщикова, Сергея Мирошниченко и, конечно же, Олега Митяева. Ильменский фестиваль считается крупнейшим культурным событием в Уральском регионе. Поэтому широко освещается в СМИ". К подготовке Ильменского фестиваля организаторы, спонсоры и меценаты отнеслись более, чем серьезно. Оргкомитет не раз заседал в администрации Миасса, на главной аллее провели освещение, заготовили дрова для костров, установили туалеты, ларьки с минеральной и газированной водой /на "главные" напитки вестиваля - алкогольные – табу/, врачи обезвредили от клещей несколько километров ильменского берега. Суммы, в которые обошелся фестиваль, не уточняются. Но ясно, что несколько десятков тысяч гостей и звезды /оптом/ стоят не дешево. По заверениям организаторов, все оплачивали меценаты. За что все три дня их благодарили посредствам рекламы из динамиков.
Титанические усилия как и все последние годы мало оправдались. Самыми посещаемыми были "кусты", они же - распространенным видом топлива. После фестиваля традиционно остались тонны мусора и обнищавший лес.
Hачальник лесного отдела Миасского лесничества Татьяна Кошенкова: " Не первый год город берет на себя организацию фестиваля и нарушает лесное законодательство. Фестиваль проходит в живописнейшем месте, каждый раз мы призываем гостей беречь природу. Но безрезультатно: после фестиваля лес превращается в Эльдорадо пустых бутылок".
Если до Ильменки СМИ вещают о том, как идет подготовка к очередному фестивалю, какие новшества появятся и сколько гостей ожидается, то после него следует криминальная хроника: спокойствие и здоровье отдыхающих оберегали комендантские взводы, отряды милиции, ГИБДД, волонтеры, бригады скорой помощи. При этом N гостей ограблено, M избито, X изнасиловано.
Гость фестиваля: " Первое, что замечаешь на фестивале – масса пьяного народа /я не совсем уверен, что человек, проходивший рядом со мной с "ирокезом" на голове, страстный поклонник авторской песни/, мата и разврата".
Анна /Миасс/ – бард: "С каждым годом Ильменка попсеет и попсеет. Одна только дискотека – плевок на авторскую песню. Народ! Для чего мы собираемся! Фестиваль поделился на две части: бардовская песня и "пикник". Причем, они никак не связаны. Половина здешней публики за три дня ни разу к сцене- то не подходит".
Илья /Екатеринбург/: " Я впервые оказался на Ильменке. Давно хотел побывать на этом фестивале, много о нем наслышан. Готовился, песни выучил, гитару захватил. Но был разочарован. Одна большая гулянка. Правда, к настоящим бардам все-таки пробился. Молодцы, песни у них хорошие, исполнители талантливые".
К "двуличности" Ильменского фестиваля барды с трудом, но привыкли. Но появился новый бич: решения жюри перестали отличаться объективностью. А ведь кредо фестиваля /по крайней мере, некогда было/ — открывать новые имена.
Игорь Ярцев /Троицк/, режиссер праздников: " По-моему, лауреаты дутые. Hо то, что происходит на "Ильменке", я не могу назвать коррупцией. Скорее, есть лобби для "своих".
Сергей Локтин, видный деятель Пермского областного фестиваля: " Приехал впервые. Я считал "Ильменку" вторым по крутизне фестивалем после "Грушинского". Hо по поводу того, что я слышал и видел, у меня лишь недоумение. Выступления на большой сцене какие-то "мыльные", скомканные".
Денис Лесин /Магнитогорск/, любитель авторской песни: "У меня друг "завалился" на прослушивании. Странно, ведь на других фестивалях он был лауреатом ".
Константин Просеков, член оргкомитета: " Тяжелый камень на шее. Конечно, получаешь моральное удовлетворение, когда фестиваль позади, но с каждым годом становится все сложнее в организационном плане, много проблем и непонимания. Это как чемодан без ручки, который и выбросить жалко, и нести тяжело".
Может, пора закрыть Ильменку? В творчестве ведь, как нигде, нужно чувствовать меру. Фестиваль уподобился КВН, который смотришь уже по привычке, всякий раз ожидаешь, что будет интересно, но по окончании понимаешь, что надо было бы переключить канал.