Аналитика


Какому богу будут молиться в Курганской области?
Политика | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Курганская область | Челябинская область | Экономика | Политика | услуги | Центральный ФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Уральский ФО | В России

О чем бы ни говорили в Уральском федеральном округе, какие бы проблемы не обсуждали, рапорт об успехах следует откуда угодно, только не из Зауралья. То, что Курганская область в УрФО выделяется из общеуральской картины стремительного экономического роста и решения задачи удвоения ВВП не самым выигрышным образом, уже стало общим местом. Правда, тот самый общероссийский рост краешеком все-таки задел и курганцев - по итогам первого квартала он составил здесь 2,5%. Но беда в том, что экономический рост в депрессивной Курганской области ниже общероссийских темпов, а, накладываясь на общий уровень развития области, который складывался предыдущими десятилетиями, он не дает причин для оптимизма.

Отсюда логично и понятно, что из Кургана редко слышатся веселые песни о решении поставленных задач, все чаще заунывный горестный рассказ о долгах и проблемах. Сказать, что курганская власть совсем ничего не делает для поднятия уровня жизни сових земляков, было бы неправдой. Но, беда в том, что решить или хотя бы динамично сдвинуть целый ком застарелых бед ныне действующей областной администрации за почти отработанный губернаторский срок не удалось. Точечных успехов администрация Олега Богомолова пока тоже не продемонстрировала. А выборы губернатора, как все знают, в депрессивном Зауралье на носу /ноябрь-декабрь2004/. Потому нужно и приходится за сохранение губернаторского кресла бороться доступными, так сказать, средствами. А именно - обеспечить подконтрольность /желательно полную/ не столь большого областного информпространства, обеспечить лояльность местных элит и постараться отбить атаки возможных конкурентов внутри и извне Зауралья.

За пределами области все сложнее. Здесь о проблемах и неадекватности их решения усилий говорят часто, то грустно, то грозно, но всегда серьезно. Накануне “на орехи” досталось Курганской области на заседании, посвященном ЖКХ и подготовке к отопительному сезону. Вел заседание полпред в УрФО Петр Латышев, который с молчаливым негодованием выслушал невнятный доклад начальника департамента ЖКХ Курганской области Леонида Богдана. Леонид Богдан со скорбью в голосе рассказывал о том, как в Курганской области тяжело. Тяжело было и в прошлую зиму. Тогда, кстати, еще вице-премьер по ЖКХ Владимир Яковлев лично приезжал в Курган. После чего в курганскую казну пришел спасительный транш - из федерального бюджета в виде субвенции на приобретение топливно-энергетических ресурсов поступило 80 млн. рублей в сентябре-октябре прошлого года. Тогда же по просьбе уральского полпреда Петра Латышева было принято решение о  сохранении механизма прямых поставок электроэнергии ОАО "Тюменьэнерго" в Курганскую область в самом холодном четвертом квартале 2003 года. И это помимо ссуды в 60 млн рублей, которую область на подготовку к прошлой зиме получила в августе 2003. Ссуды, конечно, изношенным на 60% зауральским инженерным коммуникациям помогли, но от трагедии /ноябрьский взрыв 2003г. в  Кургане произошел взрыв бытового газа в жилом доме/ не уберегли. 

Самое печальное, что ЖКХ Курганской области было и остается в крайне запущенном состоянии: по данным Госэнергонадзора России износ инженерных коммуникаций в Курганской области составляет порядка 60%; КПД теплоисточников из-за износа не выше 60%; потери, связанные с утечками по причине коррозии труб – 10-15%; срок службы теплотрасс в 4-6 раз выше нормативного; суммарные потери тепла на теплосетях более 30% плюс долги за потребленные топливно-энергетические ресурсы в размере 98,1 млн. рублей и дефицит финансовых средств на подготовку к прохождению осенне-зимнего максимума, превышающий 60 млн рублей. И по-прежнему, если резюмировать выступление господина Богдана, областная администрация больше надеется на доброту "федерального дяди", чем на собственные силы. Ибо собрали нынче всего 15% от необходимого количества топлива для следующего отопительного сезона.

Чем можно объяснить себе такую беспечность областного руководства – такой вопрос, наверное, задал себе каждый, кто присутствовал на совещании – ведь столь плачевного положения нет ни в одной другой области, входящей в УрФО. Инфантильность в решении серьезных проблем, скажете вы? Возможно, и нет - скорее всего, курганское областное руководство все-таки напрягается и пытается сделать какое-нибудь очередное благо для области. Только вот получается как-то не очень заметно, что и дает повод предположить, что методы, которыми решаются проблемы ЖКХ в Курганской области, – это старорусское “авось” и традиционное “спустя рукава”. Рядовым курганцам остается надеяться только на руку на пульсе, которую держит полпредство и федеральные чиновники. 

Все помнят, как Петр Латышев с чрезвычайным министром Сергеем Шойгу лично приезжали с проверкой действий курганских областных властей во время ликвидации последствий пожаров. После чего собственно и действия стали более адекватными /деревни целиком больше уже не горели, хотя пожары продолжались/, и помощь погорельцам из других регионов пошла. 

Давайте попробуем разобраться /или, по крайней мере, попытаемся сделать некие предположения/, в чем причина бед, которые не устают обрушиваться на Курганскую область? Одними только угрозами нехватки топлива здесь не исчерпать всего списка курганских напастей. Ну, вспомним, к примеру, курганские пожары сего года, когда сгорел целый поселок в 400 домов. Поселок успел сгореть дотла, пока в разных властных областных инстанциях разбирались, горит ли он вообще. Руководство области выразило соболезнования и организовало “копилку”, куда все сочувствующие горю, пострадавших от пожаров, могли перечислять деньги.

Да, подпортили харизму Богомолову пожары, паводки и отопительный сезон: не мороз, так невезуха… Тем не менее, нынешний губернатор Курганской области полон решимости идти на очередной срок. Только вот предвыборная платформа пока вообще не ясна. Да, и где же ей быть ясной, когда наличие проблем имеется, а успехи в их решении нет. В российской истории, конечно, бывали случаи, когда рейтинг из болота взмывал к невероятным вершинам, всего лишь стоило харизматику на сцене поиграть на ложках, да поплясать. И хотя сомнительно, чтобы Богомолов пошел в своей предвыборной кампании по пути первого российского президента, все может быть, ведь для реальных позитивных дел осталось очень немного времени.

Олег Богомолов - сильный политик для своей ослабленной области. Чувствовал он себя в своем кресле уверенно, но вот насколько незыблема эта уверенность сегодня? Федеральная власть, совершенно очевидно, им недовольна, просто по совокупности эффективности работы. Курганский электорат, который, конечно, подустал от своей вечно отстающей от российских показателей жизни /ниже уровня бедности в 4 квартале 2003 года жил каждый третий зауралец - 31% населения региона, уровень безработицы высок - на 100 вакансий в области приходится 260 безработных/, тоже восторга от того, что им будет руководить еще почти пятилетку все тот же набор лиц из богомоловской администрации не испытывает.

Именно потому так быстро и резво нашли свердловские политтехнологи отклик населения  в том же Катайском районе, затеяв внедрить в жизнь одно время популярную на среднем урале идею объединения уральских регионов. Если говорить о тех настроениях, которые фиксируют сегодня социологи в Зауралье, то общий вывод таков - жители Курганской области, оказавшие высокое доверие нынешнему губернатору в прошедшие выборы, утомлены борьбой со стихиями, которую они вынуждены зачастую вести один на один. И проблема только в том, что курганский избиратель пока не видит предложения реальной алтернативы действующей областной власти.

Какая альтернатива будет предложена курганским избирателям на предстоящих выборах, сегодня сказать трудно. Уже витают в речах политологов фамилии Бакова /неугомонный депутат Госдумы со свердловской пропиской и российскими амбициями/, Капчука /один из скандально известных бизнесменов среднего Урала, близкий свердловскому премьеру Воробьеву, ассоциирующийся в последнее время с брэндом "Родины"/. Поговаривают, что наиболее опасным супротивником Олега Богомолова на выборах может стать Виктор Басаргин /хотя сам заместитель полпреда о своем участии в выборах на пост губернатора Курганской области пока не заявлял/. Но даже сама перспектива такого соперничества со столь весомой фигурой, к тому же активно участвовавшей в реальном решении курганских проблем последние четыре года, навряд ли может вдохновить нынедействующего курганского губернатора.

Если прошлое переизбрание прошло успешно, хотя и не без волнительной интриги /исполнительный директор ОАО "Кургандормаша" Николай Багрецов вышел во второй тур и набрал более 40 % голосов/, то эти выборы и вовсе будут интересными, если против Богомолова выйдет кандидат, располагающий поддержкой федеральной власти.

Итак, что будет с Курганской областью в ноябре-декабре пока предсказать трудно. Однако уже сейчас ощущается сама возможность ветра перемен. Остается надеяться, что в какую бы сторону он не дул, он принесет достойную жизнь курганцам, они это не просто заслужили - выстрадали…