Аналитика


Петр Латышев об итогах полпредского четырехлетия и задачах на будущее
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

13  мая  в России будет отмечаться  четырехлетие создания института полпредов в федеральных округах. В интервью Окружному информационному центру полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе  Петр Латышев подводит итоги прошедших четырех лет, намечает перспективы на будущее.

- Петр Михайлович, наверное показательно, что за прошедшие 4 года В.Путин неоднократно посещал Уральский федеральный округ…
- Не секрет,  что УрФО является базовой территорией для развития российского топливно-энергетического комплекса России. На севере Тюменской области – в Югре и на Ямале – сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов. Об их значении для национальной экономики говорить не требуется. С другой стороны, Свердловская и Челябинская области – крупнейшие не только в России, но и в Европе производители металлургической и машиностроительной продукции. Именно эти факторы определяют постоянное внимание Президента В.Путина к Уральскому федеральному округу.
Напомню, что Глава государства летом 2000 г. был в Нижнем Тагиле, в декабре того же года – в Магнитогорске, в ноябре 2001 г. – в Новом Уренгое, в январе 2003 г – в Магнитогорске. В марте 2003 г. в Тюмени Президент России провел совещание по вопросам развития Уральского федерального округа. Осенью прошлого года в Екатеринбурге состоялась российско-германская встреча в верхах. Совсем недавно, в конце апреля,  в Салехарде В.В.Путин провел расширенное заседание Президиума Госсовета и принял участие в Собрании представителей северных территорий России.
Решения, принятые Президентом в ходе этих поездок, определили нашу работу, стали важным фактором развития территорий Уральского федерального округа.

- Каковы основные решение, принятые Президентом, в ходе его недавней поездки на север Уральского федерального округа?
- Я бы выделил два базовых вывода по итогам обсуждений, которые состоялись в конце апреля в Салехарде.
Первое. Сегодня экономика северных территорий, в том числе ЯНАО и ХМАО, сильно монополизирована и моноориентирована. И если в 90-е годы такая ситуация была объективно оправданной, то сегодня требования времени изменились. Поэтому Президент поставил задачу комплексного развития этих территорий, ухода от исключительно сырьевой ориентированности региональных экономик. Важнейшее направление в этой связи – комплексное развитие северной инфраструктуры - транспортной, энергетической, коммунальной, систем связи и информации. Это мнение полностью разделяют и губернаторы северных регионов России. Кстати, такая работа в Тюменской области, в Югре, на Ямале уже началась. Ведется строительство дорог, расширяется нефтехимическое производство, углубляется межрегиональная экономическая интеграция…
Второе. Масштабные экономические задачи сформулированы в совершенно конкретных целях – «обеспечить всем северянам комфортную и достойную жизнь, широкий доступ к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и социальным услугам». Это относится и к представителям коренных малочисленных народов севера. В настоящее время в Уральском федеральном округе проживают около 66 тыс. представителей малочисленных народов. Эти люди обладают уникальной культурой, являющейся составной частью российской цивилизации. Наша задача – помочь им сохранить свою самобытность, обеспечить достойные условия жизни. Сделать это можно только сочетанием форм государственной поддержки и рыночных механизмов.
Таким образом, вопросы развития экономики северных территорий и сохранения уникального уклада жизни северных народов неразрывно связаны. Уверен, что уже в 2004 году ситуация в этой сфере изменится к лучшему.

- А какова в целом динамика социально-экономического развития Уральского федерального округа?
Организация работы  по реализации государственной политики в экономической сфере позволила  обеспечить сохранение  положительной динамики экономического развития  Уральского федерального округа. В течение 2000-2004 г. вклад Уральского федерального округа в общероссийский результат увеличился по большинству показателей. Доля УрФО в общероссийском промышленном производстве выросла  с 18,9 % в 2000 г. до 20,7% в 2004 г.
По всем отраслям экономики в первом квартале с.г. имеет место рост производства. В среднем по УрФО он составляет 108.8%, что на 3% выше общероссийского показателя. Наиболее быстрыми темпами растут предприятия металлургии, машиностроения, связи, энергетики, ТЭК. Мы прогнозируем, что сохранение подобной динамики позволит решить задачу удвоения ВВП существенно быстрее, чем в целом по России.

-  В этой связи: какие направления работы в экономической сфере Вы считаете приоритетными?
- Аппарат полпреда реализует системный комплекс мер в  сфере поддержки предпринимательства,  повышения эффективности использования природного и промышленного  потенциала, стимулирования нового качества экономического роста,  реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, реализации земельной реформы,  формирования цивилизованных  отношений собственности, реализации государственной налоговой и бюджетной политики, организации взаимодействия бизнес сообщества с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, реализации государственной политики в области развития банковской системы, содействия развитию инфраструктурных секторов и реформы естественных монополий.

- Можно ли привести примеры положительных сдвигов по перечисленным Вами направлениям работы?
- Говорить можно очень долго. Отмечу несколько наиболее ярких примеров.
По решению проведенного нами полтора года назад совещания,  совместно  с РАО "ЕЭС России",  создана управляющая компания на базе АО "Тюменьэнерго" с передачей ей в управление АО "Курганэнерго",  что позволило начать реализацию программы выхода из кризиса энергетики Курганской области.
В 2000- 2004 гг. на территории федерального округа был введен в строй ряд крупных энергетических объектов.  24 июля 2002 г. на  межведомственном  координационном совещании у полномочного представителя Президента обсуждались вопросы скорейшего завершения строительства  и ввода в эксплуатацию 2-го энергоблока и строительства  3-го парагазового энергоблока Нижневартовской ГРЭС. Нам удалось скоординировать действия заинтересованных сторон и ускорить ход строительства. 14 ноября 2003 г. 2-й энергоблок  Нижневартовской ГРЭС был введен в строй.
13-14 марта 2003 г. в г.Надым по инициативе администрации города совместно с ОАО "Газпром" нами была проведена всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих районов". По итогам конференции в генеральную схему  развития газовой промышленности Российской Федерации включен отдельный раздел, посвященный использованию низконапорного газа; кроме того начата разработка и реализация конкретных проектов, в том числе создания в г.Пангоды газотурбинной установки на  низконапорном газе.
В результате проведенной в УрФО Всероссийской конференции "О развитии горно-металлургического комплекса России"  были выработаны предложения по  выводу отрасли на путь поступательного развития. Предложения  учтены при подготовке материалов заседания Правительства РФ от 16 мая 2002 г. и комплекса мер по развитию металлургической промышленности России на период до 2010 г., утвержденном Распоряжением Правительства.  Реализация мер  на федеральном и местном уровнях  способствовала преодолению  со II полугодия 2002 г. тенденции спада производства продукции черной и цветной металлургии в Уральском федеральном округе.
На федеральном уровне принята   к исполнению резолюция  проведенного нами совещания в г.Челябинске  по вопросам развития предприятий ОПК Уральского федерального округа. Комплекс предложений вошел составной частью в решение октябрьского 2001 г. совместного заседания Совета Безопасности  и Госсовета Российской Федерации.
20-21 апреля 2003 г. на заседании Коллегии МПС России в г.Новый Уренгой нами был дан старт реализации планов развития меридиональных транспортных коридоров  через строительство железной дороги  Лабытнанги - Надым - Уренгой - Дудинка и окончание строительства железной дороги Коротчаево-Уренгой-Ямбург-Пангоды, электрификации  участка  Свердловской железной дороги от ст. Войновка до Сургута. 15 сентября 2003 г. открылось постоянное пассажирское движение на участке Новый Уренгой – Коротчаево. Жители г.Новый Уренгой получили возможность  пользоваться сетью железных дорог МПС.
Реализация системных мер по улучшению условий деятельности малого предпринимательства в рамках деятельности нашего экспертного совета по малому и среднему бизнесу привели к росту  результатов работы малых предприятий.  Среднесписочная  численность, работающих возросла на 70 тыс.человек (рост на 15%) превысив 508 тыс.человек. Малые предприятия  Уральского федерального округа, составляя по численности 6,47% от малых предприятий России, производят 8,19% продукции и осуществляют 10,22% инвестиций в основной капитал от общероссийского объема.
Нами создан механизм взаимодействия и координации деятельности правоохранительных органов и территориальных управлений Министерства по антимонопольной политике России по устранению административных барьеров. Его реализация позволила повысить эффективность деятельности ТУ МАП России, более 50% прекращенных органами следствия дел направлены на дополнительное расследование.

- В течение всего предшествующего периода особое внимание  Вы уделяли поддержке инвестиционной деятельности субъектов федерации, хозяйствующих субъектов УрФО. Каковы итоги?
-  В 2003 г. объем иностранных инвестиций в экономику Уральского федерального округа составил  5,564 млрд. долл. За  4 года объем иностранных инвестиций в экономику округа вырос более чем в 5 раз. Доля Уральского федерального округа в общем объем  иностранных вложений в Россию возросла с 8,7% в  1999 г. до 18,7% в  2003 г.
Достижению результата способствовала  работа по интенсификации экономического и  культурного сотрудничества между Уральским федеральным округом и иностранными государствами.
Только за 2003 г. – I кв. 2004 состоялось более 50 встреч с высокопоставленными делегациями, представляющими дипломатические и деловые круги ряда ведущих стран мира, в том числе Послами Германии,  Франции, Японии, Послом США в России.
Проведены презентации Уральского федерального округа в Великобритании (2001 г.), ФРГ и Австрии (2002 г.), Франции (2003 г.), Японии (2004 г.), что способствовало активизации внешнеэкономических связей с этими странами. Прирост инвестиций из этих стран  в период после проведения презентации Уральского федерального округа выше, чем прирост иностранных инвестиций в экономику федерального округа в целом.
Так за  2000-2003 гг. объем иностранных инвестиций в Уральского федерального округа вырос в 5,8  раза, а за тот же период:
из Великобритании в 4,01 раза (к  2001 г. (году предшествующему проведению презентации в 3,08 раза);
из Германии в 11,23 раза (2003 г. к  2002 г в 5,18 раза);
из Австрии  в 5,82 раза (2003 г. к 2002 г.в 8,12 раза);
из Франции в 22,08 раза (2003 г. к 2002 г. в 27.6 раз).
Сегодня на эти четыре страны приходится 67% от всех иностранных инвестиций  в экономику УрФО, в то время как в 2000 г. их доля составляла 16%. По итогам визитов были подписаны десятки международных соглашений, на общую сумму в несколько сот миллионов долларов. Достигнуты соглашения об ответных визитах.

- Обеспечение благоприятного делового климата немыслимо без эффективно действующей судебно-правовой системы. Как Вы оцениваете ситуацию в этой сфере?
- Одной из первых задач, которые должен был решить аппарат полпреда, была задача приведения в соответствие федеральному законодательству местных нормативных правовых актов. Сегодня эта задача полностью реализована. По состоянию на 20 апреля 2004 года в Уральском федеральном округе действует 2639 законов и 5801 актов органов исполнительной власти субъектов Федерации, из которых в стадии приведения в соответствие с федеральным законодательством по мерам прокурорского реагирования находятся 23 закона (0,8 %) и 11 актов органов исполнительной власти (0,2 %). Наиболее эффективно работа по обеспечению соответствия региональных законов федеральным ведется в Челябинской области, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Основная масса выявляемых в настоящее время несоответствий регионального законодательства федеральному возникает в связи с изменениями последнего.
Положительные тенденции фиксируются и в судебно-правовой реформе. К примеру, в Уральском федеральном округе сформированы и  приступили к работе квалификационные коллегии судей. Завершается формирование 562 участков мировых судей. Это – колоссальное подспорье для работы судов общей юрисдикции. Только в прошлом году мировые судьи в УрФО рассмотрели более трех десятков тысяч дел!
Есть еще одно обстоятельство. С 2003 года начался процесс разграничения полномочий органов государственной власти и управления Российской Федерации. Он осуществляется на основе Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". При содействии и под контролем аппарата полномочного представителя во всех субъектах Российской Федерации округа были своевременно разработаны, утверждены и поэтапно реализуются планы организационных мероприятий и законотворческих работ; прошли консультации-согласования с главами муниципальных образований; рассмотрены представленные органами местного самоуправления предложения по определению территорий и установлению границ муниципальных образований; намечен перечень вновь образуемых муниципальных образований, а также даты проведения в них выборов, количество депутатов представительных органов, срок их полномочий.
Разграничение полномочий федерального, регионального и муниципального уровней управления существенно повысит эффективность деятельности институтов власти всех уровней, оптимизирует межбюджетные отношения и, самое главное – повысит «прозрачность» власти, степень ответственности чиновника перед населением.

- Насколько изменилась за прошедшее время ситуация в правоохранительной сфере?
- Криминогенная обстановка в Уральском федеральном округе в   последние годы, к сожалению, продолжала оставаться  сложной. Отмеченное некоторое сокращение числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений не привело к коренному изменению криминогенной обстановки в лучшую сторону. Наметившееся по итогам 2002 года сокращение общего количества зарегистрированных преступлений, в 2003 году  вновь сменилось их ростом. Так, средний уровень преступности по федеральному округу в 2003 году составил 2568,0 преступлений на 100 тыс. человек населения, что на 25,2% выше среднего показателя по России (2049,6). Самый высокий уровень преступности зарегистрирован в Курганской (3168,8), Тюменской (2965,9) и Свердловской (2648,4)  областях.
Причины данной ситуации имеют комплексный характер. Можно говорить и о пограничном характере расположения территорий Уральского федерального округа, и о том, что по его территории проходят крупнейшие транспортные корридоры. Большинство субъектов федерации УрФО по уровню жизни существенно выше общероссийского показателя. Но все это не означает, что мы должны мириться с тем, что происходит. Проблемы координации работы правоохранительных органов по организации борьбы с преступностью во всех ее проявлениях входят в число важнейших приоритетов в деятельности аппарата полномочного представителя Президента и были неоднократно  обсуждены на совещаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти Уральского федерального округа, коллегиях по безопасности при полномочном представителе, служебных совещаниях. По итогам мероприятий спланированы и осуществляются неотложные меры по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.
В частности, разработана и утверждена "Комплексной программы по усилению борьбы с преступностью в субъектах федерации УрФО на 2002 -2004 годы", аналогичные программы сформированы во всех субъектах федерального   округа и большей части муниципальных образований. Последовательно реализуются мероприятия по увеличению штатной численности участковых уполномоченных органов внутренних дел, выделению им служебных помещений на административных участках, а также жилья на обслуживаемой территориии домашних телефонов. Приняты меры по усилению контроля за деятельностью органов внутренних дел с регулярным заслушиванием их руководителей на заседаниях коллегий по безопасности. 
Следует отметить, что в результате реализованных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности удалось существенно упростить механизм взаимодействия между правоохранительными органами, добиться совместной реализации на ряде ключевых направлений оперативно-розыскной деятельности. Во исполнение целевой программы по усилению борьбы с преступностью в части борьбы с преступлениями в сфере ТЭК и других приоритетных отраслях экономики УрФО на территории округа проводится комплексная межведомственная бессрочная операция «Посредник». В ее ходе возбуждено 91 уголовное дело, направлено в суд –17, выявленный ущерб составил 953,6 миллиона рублей, возмещено - 74,7 миллионов рублей.

- Вы неоднократно говорили о том, что одной из важнейших функций аппарата полпреда является проверочная деятельностью. Как обстоят дела в этой сфере?
- Проверки, осуществляемые по моему поручению Уральской окружной инспекцией Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, призваны способствовать повышению эффективности работы органов власти всех уровней, в том числе по исполнению требований федерального законодательства. За отчетный период проведено 146 проверок. По результатам контрольных мероприятий выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1,5 млрд. рублей и 47 млн. долларов США. Органами Федерального казначейства принимаются меры по возмещению средств, использованных не по целевому назначению.
Особое внимание уделяется нами вопросам социально-экономической ситуации на территории федерального округа. К примеру, контроль за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями влиять на положение дел, активизация их взаимодействия с налоговыми органами и органами прокуратуры позволили в 2003 году на 34% сократить общий объем задолженности по выплате заработной платы.
В Челябинской области осуществлялись контрольные мероприятия за исполнением указов Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение жильем военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принятыми в области мерами удалось сократить задолженность по предоставлению жилья военнослужащим запаса к настоящему времени на 99 квартир. Планируется погашение задолженности в 1 полугодии 2004 года.
По поручению Президента Российской Федерации в 2002- 2004 годах осуществлялся постоянный контроль за работой жилищно-коммунального хозяйства на территории Уральского федерального округа в зимних условиях. Систематический контроль за подготовкой к отопительному сезону позволил своевременно поставить и с участием Правительства Российской Федерации решить неотложные вопросы по созданию запасов топлива, обеспечить взаимодействие ведомств, непосредственно отвечающих за эти вопросы. Это обеспечило, как вы знаете, более стабильное прохождение отопительного сезона, существенно снизило число аварийных ситуаций.
Это, напоминаю, лишь некоторые примеры. Проверочная деятельность касается большинства аспектов развития территорий Уральского федерального округа.

- А проводились ли проверки в гуманитарной сфере – по общественно-политическим вопросам, вопросам этнорелигиозной ситуации в федеральном округе?
- Безусловно. Например, проверка выполнения территориальными управлениями Министерства юстиции Российской Федерации Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа Федеральных законов "О свободе совести и религиозных объединениях" и "О противодействии экстремистской деятельности" в части, касающейся деятельности религиозных объединений показала, что территориальными федеральными органами не обеспечивается надлежащее исполнение проверяемых федеральных законов. Управлениями юстиции на момент проверки не было исполнено 13 судебных решений о ликвидации  религиозных организаций, не прошедших перерегистрацию. В нарушение требований законодательства управления юстиции не осуществляли текущий контроль за деятельностью религиозных объединений. К настоящему времени выявленные нарушения устранены. Кстати, подобные нарушения в настоящее время устранены и в других субъектах федерации УрФО. Комплекс данных вопросов был рассмотрен на состоявшейся с 31 марта по 1 апреля 2004 года в г. Екатеринбурге под эгидой аппарата полномочного представителя  совместно с Федеральным управлением Минюста России по УрФО окружной научно-практической конференции "Деятельность органов власти и религиозных организаций по формированию толерантного сознания в межрелигиозных отношениях".
Общественно-политическая ситуация также находится в постоянном поле зрения аппарата полномочного представителя Президента РФ. С 2000 г. мы прошли большой путь. От политической неопределенности, расцвета «черных технологий», местечковых карликовых объединений, созданных «под локального хозяина» мы перешли к новой партийно-политической системе, базой которой стали федеральные политические партии. Сегодня их в России чуть более 40, на территории УрФО – около 200 их региональных отделений. Мы прогнозируем дальнейшее сокращение числа федеральных партий. Наши опросы показывают, что реальной поддержкой населения будут пользоваться лишь несколько крупных партий, представляющих  правый, центристский и левый политические спектры.
В этой связи наша главная задача – обеспечение законности и политических прав граждан. Механизмы нами отработаны в ходе недавних избирательных кампаний по выборам Госдумы России и Главы государства.
Итоги этих выборов продемонстрировали высокую степень поддержки политики Президента, консолидацию общества вокруг проводимых сегодня преобразований России. Всемерно способствовать их успешному осуществлению – основной приоритет нашей дальнейшей деятельности.