Аналитика


Лед тронулся?
Общество | услуги | Россия

Когда жизнь все больше становится черно-белой – это самое начало весны. И ледоход – явление черно-белое, и хрупкие белые подснежники на одиноких черных проталинах, и первые грачи на еще белеющих гектарах полей… Грядущая политическая весна разноцветьем вряд ли порадует. И, быть может, как раз благодаря этому умы российской интеллектуальной элиты отвлеклись от банального прогнозирования "электоральной активности" и "процентных соотношений". Победа Путина предопределена, туманно – то, что эта победа принесет, не станет ли пирровой для россиян.

Попытки ответить на вопрос, чем обернется для страны второй срок, мелькают в самых разных изданиях в устах политиков, политологов, философов, историков…

И вот первые черно-белые карандашные штрихи – наброски возможного отечественного будущего в форме больше вопросов, чем ответов, но все же впервые в достаточно крупной публицистической форме изложены пером Станислава Белковского, члена правления Совета по национальной стратегии, представителя той самой элиты, что в состоянии сформировать канву национальной идеи.

Основные тезисы, опубликованной на прошлой неделе его статьи "Трагедия Владимира Путина" сводятся к нескольким пунктам, в которых обозначено прошлое и заложено будущее.

По Белковскому, в настоящем существует несколько предпосылок второго срока. Во-первых, России как полноценного субъекта политики и российской нации как народа не существует. Страна уже 12 лет находится под внешним управлением. "Кредиторы" - США и транснациональные корпорации. Во-вторых, стабильность, о которой сладко поют общенациональные масс-медиа, абсолютно иллюзорна. "…Признавшее себя неисцелимым банкротом предприятие, управляемое в интересах внешнего субъекта, может быть по-настоящему стабильным лишь в реализуемой воле к гибели". И, наконец, тектонические процессы в геополитике ставят Россию "между молотом Америки и наковальней Китая". Отсюда – "совершенно иное, катастрофическое содержание второго срока", когда Путину придется столкнуться «с концентрированным вызовом истории".

Будущее у Белковского – оптимистично. Тезисы чаяний грядущего четырехлетья таковы: прекращение внешнего управления, осознание, что центр принятия решений о судьбах России находится в самой России – и нигде больше, закладка основ российской нации – нации с имперским будущим, своя позиция в геополитике, и, безусловно, смена элит.

Другой известный российский философ - Александр Зиновьев, также накануне озвучивший свою позицию относительно перспективы второго президентского срока Владимира Путина, куда как более сдержан, если не сказать – трагичен. "…Самые бедные станут, возможно, еще беднее, самые богатые - наверняка богаче. Все заранее предопределено той социальной системой, которая установилась в стране. От Путина здесь ничего не зависит. Он сам марионетка тех сил, представителя которых он только что наградил орденом /речь идет о награждении российским орденом главу Всемирного банка Джеймса Вульфенсона/... Думаете, он /президент – прим.ред/ проводит политику по своему усмотрению? Да у него ума на это не хватит. Нет, он просто старается приспособиться к воле этого колоссального правящего объединения".

Странно, но именно оптимизм Белковского, ближе русскому мироощущению, чем пессимизм Зиновьева, хотя весь "первый срок" и не одно предыдущее десятилетие – на стороне логики последнего. Просто сам факт того, что гражданин России Белковский может сформулировать и изложить в отечественном хотя бы интернетье национально-ориентированные идеи, изложить их в виде фактически обращения к главе государства и в форме околонаучной, но понятной и близкой затаенным надеждам каждого россиянина, так вот только этот свершившийся факт опубликования статьи в Интернете – уже и есть, хочется верить, первый подснежник российской весны.

То, что быть русским – не шовинизм, то, что "виртуальная реальность" отечественных СМИ крайне далека от реальности реальной, то, что кредит доверия выдан Путину под "ценности империи и солидарности", то, что столетия российской истории говорят о необходимости "революции верхов", в противном случае нам светит "прямое действие" - от забастовок до погромов - низов.

Все это – очевидное и вербально черным по белому сформулированное – внушает надежду. Как и позиция самих россиян. Последнее голосование посетителей Накануне.Ru /на вопрос: Надо ли России вступать в ВТО и НАТО? ответили 523 человека/ говорит о том, что путь развития самостоятельного, без западных институтов глобализации, поддерживают почти половина проголосовавших. И это пользователи Интернета – люди не меньше, чем со средним достатком, в среде которых западные буржуазные ценности, как минимум, известны и доступны. Наша социология, быть может, не до конца объективна, но все же вполне показательна.

Патриотизм и опора на собственные силы – та основа, на которой половина наших читателей готовы строить будущее своей страны. Осталось облечь надежды в четкую формулу как "победить в войне" у Сталина или "догнать и перегнать" у Хрущева, и национальная государственная идея готова. Вопрос, кто должен оформить народную мысль в слова, а слова в действие, исходя из векового российского прошлого, не стоит. Зашкаливающий рейтинг – тому подтверждение...



Юрий Александров