Аналитика


Национальные особенности нефтяного бизнеса
Политика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Курганская область | Челябинская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Тема купли-продажи-слияния-развода российских нефтяных компаний вновь в топе мировых экономических новостей. Накануне затяжных майских праздников грянуло сразу три "информсвежачка" на эту тему, так или иначе связанные между собой. Во-первых, предельно ухудшилась ситуация по ЮКОСу в деле развода с Сибнефтью, во-вторых, Сибнефть собралась продать 25% акций французской Total, и, наконец, российская сторона в консорциуме ТНК-ВР неожиданно и постфактум выставила британской стороне новые, не слишком адекватные на вид, экономические условия объединения.

Начнем с первых двух тем, ибо в обоих фигурирует многоликая Сибнефть, по которой Генпрокуратура возбуждает дела, а экономическая общественность предрекает ее экстравагантному хозяину повторение судьбы главы ЮКОСа. Это с одной стороны, а с другой - Кремль благословляет продажу ее блокирующего пакета французскому нефтяному гиганту Total, что иначе как явлением знаковым назвать невозможно. Причем знаковость в данном случае имеется сразу во многих аспектах – политических и экономических, внутрироссийских и международных.

Аспект первый, внутрироссийский, политический. Если то, что написала газета Financial Times в конце апреля про одобрение российской верховной властью сделки между российскими и французскими нефтяниками – правда, то можно считать, что власть выписала индульгенцию владельцу Сибнефти, по совместительству  губернатору Чукотки - Роману Абрамовичу. Одобрение такой крупной сделки российской властью, для которой эффективность в экономике далеко не самое главное, означает, что компания перед государством чиста, что повторений юкосовских кульбитов и отыгрываний назад не предвидится.

Отсюда автоматически следует, что и владелец крупной российской нефтяной компании – чистый, незапятнанный финансовыми махинациями по уходу от налогов человек, ибо благословение государственной машины это не только знак согласия, но и гарантия, что палки в колеса вставляться не будут. А раз не будут – значит не за что. Следует вспомнить, что "дело ЮКОСа" стало воплощаться прокурорами в полном объеме как раз в тот момент, когда начались переговоры о продаже крупного пакета акций ЮКСИ /объединенных Юкоса и Сибнефти/ одному из двух американских нефтяных гигантов. Заметьте, переговоры эти шли без согласования с государством.

Аспект второй, международный, политико-экономический. Сначала ТНК-ВР, теперь Сибнефть-Total. Крупные российские нефтяные компании продаются одна за другой и все это пролетает мимо США. Когда американцы узнали эту новость о потенциальном слиянии, они были в гневе. Газета "Ведомости" пишет: "Те в администрации США, кто услышал эту новость, исключительно разозлены, - сказал один вашингтонский адвокат, специализирующийся на международных сделках по нефти. - Это может повредить отношениям между Францией и США. Компании Total следовало бы посоветоваться с Вашингтоном, ибо здесь рассматривают сложившуюся ныне ситуацию как попытку французского правительства и французской компании заключить сделку за спиной США, так как очевидно, что американские компании тоже хотят такой сделки. Администрация президента США Джорджа Буша-младшего /George W. Bush/ особенно активно пытается получить доступ к российской нефти, видя в России стратегическую альтернативу поставщикам с Ближнего Востока".

Аспект третий, международный, политический. Американцы клянут французов за то, что те за их спиной совершают масштабные экономические телодвижения, а между тем в этом процессе есть ведь и еще одна сторона – российская. И то, что потенциальным партнером стала французская компания, а не американские монстры ExxonMobil или ChevronTexaco, скорее заслуга /или вина?/ товарищей в кремлевских кабинетах, а не лично Романа Абрамовича. Роману Аркадьевичу, надо полагать, посоветовали, с кем именно лучше объединяться, чтобы это соответствовало текущим геополитическим интересам России.

В этом разрезе еще раз интересно взглянуть на дело Юкоса и на организованный развал его альянса с Сибнефтью. На фоне последних событий все четче вырисовывается, что реальной причиной этих действий государства могли стать не столько пресловутые политические амбиции Ходорковского, и не столько перспектива того, что крупнейшая нефтяная компания России может оказаться в руках иностранных хозяев. Многие эксперты полагают, что власть "напрягало" скорее то, что этими хозяевами собираются стать американцы, что объятия Ходорковского с другом Джорджем могут оказаться излишне крепкими. Что США в результате доступа к российским скважинам перестанет зависеть от стран ОПЕК, а это будет означать очень существенное усиление позиций звездно-полосатой страны.

Эта угроза частично исчезнет после того, как окончательно будет разрублен узел, связывающий Юкос и Сибнефть. Эта угроза исчезнет полностью после того, как Юкос будет выведен из под влияния Ходорковского. Потому как, если выпустить Ходорковского на свободу сразу после ликвидации альянса ЮКСИ, у того все равно может остаться желание продать свой бизнес американцам. Пусть уже и не за 30 млрд долларов, как когда-то на пике капитализации, пусть дешевле, но факт заключается в том, что такая опасность остается.

Надо признать, государство сегодня делает все, чтобы ее избежать. Юкос,как считают аналитики,  подводят к хорошо известной российскому рынку схеме – переделу собственности через умышленное банкротство. Уже озвучено несколько вариантов того, как можно "завалить" Юкос, но государством реализуется именно вышеназванный. Судите сами: 1. Юкосу со стороны МНС РФ предъявлен иск на 3,5 млрд долларов, причем, налоговики, с особым цинизмом, предложили 15 апреля выплатить всю сумму до 16 апреля. 2. На все активы Юкоса наложен запрет на распоряжение. 3. Государство, на этот раз руками милиционеров, проводит новые обыски в офисе Юкоса по иску к дочерним компаниям – "Томскнефти" и "Самаранефтегазу". Тема иска – очередной поиск недоплаченных налогов.

Успехи государства очевидны – если до конца апреля еще казалось, что Юкос сможет выкарабкаться, то сейчас понятно, что даже теоретические шансы потеряны. Юкосу предъявлено такое количество финансовых требований, удовлетворить которые он самостоятельно не способен. Он не имеет права ничего продать. Крупнейшие международные банки, с которыми был заключен договор о синдицированном кредите в 1 млрд долларов, в одностороннем порядке отказались от исполнения своих обязательств. Что же касается возможности получения кредитов на погашение долгов в других банках, то финансовые аналитики утверждают, что сегодня Юкосу проблематично занять деньги под любые, даже невероятные проценты. Мировые рейтинговые агентства понижают рейтинг Юкоса, кто на три, а кто сразу на пять позиций.

Одним словом, спасти Юкос может только чудо. Либо государство вдруг по каким-нибудь причинам откажется от своих претензий и повернет эту реку вспять, либо, как гласит анекдот, прилетят инопланетяне и все исправят. Причем, второй вариант куда более реалистичный.

Совсем иные проблемы гложут участников консорциума ТНК-ВР. Российская сторона потребовала от британцев досрочно выплатить им причитающиеся 3,75 млрд долларов, но сделать это не по прежним условиям сделки /акциями ВР, тремя ежегодными траншами по 1,25 млрд долларов/ , а деньгами и всю сумму прямо сейчас. Пока неизвестно, что им ответили коллеги из ВР, но такому подходу к бизнесу "чисто по-русски" они наверняка удивились.

Но это эмоции, любопытнее же другое – зачем акционерам ТНК срочно понадобились деньги. По версии газеты The Financial Times, где и появилась информация о требованиях российской стороны, эти деньги будут вложены в телекоммуникационную отрасль. "Альфа-групп" и Access Industries действительно владеют довольно значительными активами в телекоммуникациях. Есть и другая версия, что третий крупный акционер ТНК – компания Ренова нуждается в средствах для приобретения активов в энергетике, чтобы в результате поставлять дешевую энергию для энергоемких алюминиевых заводов, входящих в группу СУАЛ /напомним, совладельцем Реновы и СУАЛа является Виктор Вексельберг/. А реформа российской энергетики как раз входит в стадию реальных действий, и продажа энергетических мощностей частным инвесторам как раз один из этапов этой реформы.

Как бы то ни было, в скором будущем это событие сторонами будет откоментировано, тогда и начнет рассеиваться сегодняшний туман. А поучительно в данной истории вот что – даже в таком серьезном и крупном бизнесе как нефтянка, даже в тех ситуациях, когда он выходит на международный уровень, все равно есть место проявлению наших родных российских особенностей ведения бизнеса, когда никакие условия сделки не указ и когда чемоданы денег лучше любых других бумажек. И вот еще что примечательно - проявляются-то эти национальные черты, даже если у наших русских парней фамилии Фридман, Блаватник и Вексельберг.



Денис Куликов