Аналитика


Над Ковыктой тучи ходят хмуро
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | информационные агентства | Россия | Наука и техника | В России

ТНК-ВР имеет большие шансы из полноправного хозяина самого перспективного из разведанных в России газовых месторождений - Ковыктинского – превратиться в младшего партнера в этом грандиозном проекте. Широко известно, что Газпром давно "положил глаз" на Ковыкту и не мытьем так катаньем пытается войти и, без сомнений, войдет в этот проект, вопрос в том, на каких условиях это произойдет. ТНК-ВР ни в какую не хочет ослаблять хватку и выпускать перспективнейший проект из рук, однако ему приходится это делать – Газпром придумал уже не одну уловку, чтобы пошатнуть позиции российско-британского альянса и укрепить свои. Однако совсем недавно появился факт, который способен практически полностью растворить права ТНК-ВР на Ковыктинское месторождение, превратив компанию в кошелек, финансирующий разработку, добычу и создание транспорта, при этом "сливки" с проекта будет снимать Газпром.

Для начала немного истории вопроса. Ковыктинское месторождение находится в Восточной Сибири /Иркутская область/ и является крупнейшим разведанным газоконденсатным месторождением России, его запасы оцениваются в 1,9 трлн кубометров газа. Лицензией на разработку Ковыкты обладает компания Русиа Петролиум, более 62% акций которой принадлежат ТНК-ВР. По замыслу владельцев лицензии, газ, полученный на месторождении, будет транспортироваться на Север Китая, в Харбин, и далее по дну Желтого Моря в Южную Корею, для чего будет построен трубопровод длиною 4900 км. На этом проекте ТНК-ВР готова продемонстрировать экономический размах, не виданный со времен советских нефтегазовых строек – 6 млрд долларов планируется вложить только в обустройство месторождения, еще в 6 млрд долларов обойдется строительство российской части газопровода.

ТНК-ВР совместно с "Интерросом", которому в Ковыктинском проекте принадлежит доля величиной в 25,82%, понимали, что Газпром в этом проекте им никак не обойти – абсолютная монополия на транспортировку газа, как ни крути, принадлежит именно ему. Однако едва ли они предполагали, что с Газпромом им придется вести столь многотрудную, нудную, затратную и затяжную борьбу. Газпром  "выкатил" такое количество претензий и несогласий по Ковыктинскому проекту, что перспективы его освоения для нынешних участников периодически оказывались в подвешенном состоянии.

Они начинались с ключевого вопроса о законности получения лицензии на Ковыктинское месторождение, которая ставилась под сомнение, и заканчивались необходимостью извлечения из недр и переработки гелия, который, по закону, является стратегическим материалом и, поскольку содержится в большом количестве на Ковыкте, не должен пропадать зря. А главное, под вопрос была поставлена сама необходимость экспорта газа с Ковыктинского месторождения. По предложению Газпрома, вместо Ковыкты, с ее гигантскими запасами, в качестве приоритета для развития экспорта газа должно быть выбрано более скромное месторождение Чаянда в Якутии, запасы которого составляют 1,2 трлн. кубометров. Это объясняется тем, что затраты на разработку Ковыктинского месторождения ниже, чем у месторождения Чаянда, а значит более дешевый газ разумнее направить потребителям внутри страны, по внутренним же тарифам. А вот более дорогой по себестоимости газ с Чаянды, которая, скорее всего, будет осваиваться компаниями Газпром и Роснефть логичнее будет направить на высокоприбыльные рынки Китая и Южной Кореи.

Некоторые вопросы, в частности по гелию, эксперты оценивают как весьма экзотические. Этот газ в качестве примеси имеется на многих месторождениях, однако до сих пор никто не требовал, тем более в жесткой форме, чтобы он был непременно извлечен и переработан. Есть еще целый список претензий, который только подтверждает, что отношение у Газпрома к ТНК-ВР в данном случае совершенно особое. Часть из этих вопросов снята, часть – нет. Противоборство продолжается.

ТНК-ВР, меж тем, прилагает все возможные усилия, чтобы минимизировать претензии к себе. 4 июня вице-президент по развитию новых проектов по добыче и реализации газа ОАО ТНК-ВР Менеджмент Алистер Фергюсон заявил о том, что в ближайшее время будет сформирован бюджет созданной для разработки месторождения Восточно-Сибирской газовой компании, величиной в 9 млн долларов, что позволит начать разработку газопровода для российских потребителей ковыктинского газа в Восточной Сибири. Кроме того, ВСГК профинансирует строительство гелиевого завода в Саянске. Одним словом ТНК-ВР готово вкладываться и вкладываться, лишь бы не лишиться перспективы освоения Ковыктинского месторождения вкупе с возможностью экспорта газа, ради чего, собственно, весь проект и создается.

Руководство ТНК-ВР постоянно встречается с китайскими и корейскими потенциальными потребителями газа, называет сроки, делает обнадеживающие заявления и постоянно пытается подстегнуть процесс, надеясь на то, что необходимость сохранения добрых отношений с азиатскими соседями подействует и на Газпром. Виктор Вексельберг, управляющий директор ТНК-ВР по производству и технологиям, заявил, в частности, что надеется на подписание к октябрю 2004 года межправительственных соглашений с Китаем и Кореей, а в 2008 году намеревается поставить за рубеж первые кубометры газа. Но на Газпром все это пока не действует.  

А в конце мая – начале июня появилась более чем тревожная для ТНК-ВР новость. В Иркутской области, в 120 км от предполагаемой границы Ковыктинского месторождения найдено еще одно, аналогичное по масштабам природное подземное хранилище газа. Пока там пробурена всего одна скважина и делать многообещающие выводы преждевременно, однако предварительные исследования основных показателей, в том числе дебита /суточного выхода газа из скважины/ позволяют специалистам с большой долей уверенности говорить о том, что найдено новое очень значительное месторождение газа. 

В этой связи есть два очень неприятных для ТНК-ВР нюанса. Во-первых, геологоразведка на Ковыктинском месторождении еще не завершена, само месторождение еще не оконтурено, то есть не имеет четких границ. Во-вторых, специалисты-геологи, которые сейчас заложили четыре дополнительные скважины для подтверждения своих предположений, высказали мнение, что новое, безымянное пока месторождение вполне может оказаться единым целым с Ковыктой.

Для ТНК-ВР это с большой долей вероятности может означать, что государство отзовет лицензию на "малое" Ковыктинское месторождение, чтобы подумать и решить, а кому бы выдать лицензию на "большую" Ковыкту. "Не исключено, что расширение лицензионной площади по изначальному Ковыктинскому месторождению может быть оспорено, – заявил в интервью РБК аналитик нефтегазового сектора группы "ЦентрИнвестСекьюритис" Константин Батунин – Не исключен вариант, при котором предыдущие лицензии будут отозваны и будет объявлен конкурс на все месторождение как единое целое".

Безусловно, это самый крайний вариант, однако то, что события начнут развиваться именно по жесткому сценарию, вполне вероятно, есть тому предпосылки. Разрабатывает новое месторождение ЗАО "Петромир", действующее в интересах "Стройтрансгаза" - давнего и весьма близкого партнера Газпрома. Это раз. Газпром немало воображения потратил на то, как бы загнать ТНК-ВР в Ковыктинском проекте в угол, а самому оказаться хозяином положения, а тут такой шанс сам плывет в руки. Учитывая близость главы Газпрома президенту и технический статус нынешнего правительства логично было бы предположить, что все будет так, как скажут. Это два.

А в-третьих, эти события как нельзя лучше ложатся в канву антиолигархической кампании, которая, как прогнозирует британский политологический фонд с российскими корнями Russian Axis, развернется в нашей стране этим летом. Ковыктинский пазл собирается в этом смысле просто идеально: у Газпрома сейчас нет лишних 12 млрд долларов на то, чтобы освоить месторождение и дотянуть газопровод до Китая, а ТНК-ВР как раз запланировал в ближайшей перспективе эти расходы. Вексельбергу и его соратникам наверняка в перспективе дадут "отбить" эти затраты и даже, может быть, получить кое-какую прибыль с Ковыкты, но главные деньги пойдут в карман Газпрома /подразумевается – страны/.



Денис Куликов