Бронзового таллиннского "Алешу" снесли. Да, сейчас наверняка найдется кто-нибудь, кто скажет "не снесли, а перенесли". Но, во-первых, о судьбе памятника на момент написания материала ничего не было известно – его нет на прежнем месте на Тынисмяги, нет его и на военном кладбище, куда власти Эстонии собирались "Алешу" перевезти. А во-вторых, снесли веру людей в справедливость и уважение. Пожалуй, можно сегодняшнее состояние Эстонии сравнить с тем, что было 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Когда вроде и видишь картинку, но не веришь до конца, что это возможно, что это уже реальность. Наверно, самыми печальными кадрами, облетевшими накануне весь мир, стала железная решетка, которой обнесли памятник солдату, чтобы потом накрыть палаткой для демонтажа. Уж больно это было похоже на архивные кадры 41-42 гг, тоже снятые в Восточной Европе. Конечно, это лишь бронзовый памятник, который не дороже человеческой памяти. Но именно по этой памяти сегодня прошлись ногами.
Есть вещи, которые, не должны происходить, независимо от политических режимов, партий, моно- или многополярности мира, чьих-то интересов. Потому что они нарушают не нынешние, а другие, вечные законы жизни, расшатывание которых, в отличие от цен на нефть и систем ПРО, может привести к глобальным изменениям. И мы не в силах будем их остановить. |
В нашем материале – мнения совершенно разных людей: эстонского политика и простой жительницы этой страны, ветерана, живущего в Таллине, и ветерана из российской провинции. Но, говоря о событиях последних суток, у них у всех дрожал голос. И все они упомянули слово "шок". А самое печальное, что никто из них не знает, что будет дальше.
Хроника: Беспорядки в Таллине начались в четверг вечером, когда полиция попыталась разогнать протестующих против планов правительства провести раскопки Братской могилы советских солдат в центре города на холме Тынисмяги. К вечеру пятницы появилась информация, что ночью по решению правительства разрезан и вывезен по частям памятник советскому Солдату-освободителю Таллина от гитлеровской оккупации.
В ходе ночных беспорядков пострадали 44 человека. Позже один из них - русскоязычный житель Эстонии по имени Дмитрий - скончался в больнице. Полиция заявила, что он получил ножевое ранение, но очевидцы утверждают, что "полицейские избили его дубинками, потом истекающего кровью поволокли в сторону, где приковали наручниками к столбу. Дмитрий потерял сознание и больше в него не приходил".
Медицинская помощь была оказана 13 полицейским, один из них госпитализирован. В ходе полицейской операции в камеры заключения было доставлено более 300 человек. Большую часть из них составляют молодые мужчины в возрасте до 30 лет.
Накануне.RU связалась с русской жительницей города Палдиски, что в сорока км от Таллина. Она попросила не называть ее фамилии, поскольку опасается возможных репрессий со стороны властей, однако все равно намерена поехать в Таллин, чтобы выразитьсвое возмущение происходящим.
Татьяна: Вообще, обстановка, конечно, очень напряженная. Уже даже предупреждают, что волнения могут и сильнее быть. В Таллине сейчас действительно как после войны, все разгромлено. Для нас это шок. Мы удивились даже, насколько эти события всколыхнули общество, потому что это долго, неприятно муссировалось в прессе и по телевидению.
Мы не ожидали, мы думали, что после похорон Ельцина этого не будет. Потому что говорили, что он дал свободу Эстонии, что он извинился, тем более на похоронах в Москве присутствовал президент Эстонии. |
Мы думали, что они сделают как-то по-другому, красиво, не по-воровски среди ночи, не с дубинками, не с полицией.
А самое главное, что простые-то эстонцы говорят: "ну что вы привязались к этому памятнику – никому он не мешает". Нет, это политика! Такое впечатление, что это просто заказное, чтобы разозлить Россию. По-другому не скажешь.
Сейчас нам звонят из Таллина и говорят, что город весь разгромлен, машины, витрины разбиты. Я сама знаю, что в основном всколыхнулась молодежь – это внуки ветеранов, потому что сами ветераны у нас уже преклонного возраста, многим за 80, и единственное, что они могли сделать, это "цепочку" вокруг памятника. Простые эстонцы сами были в шоке. Я говорю не о политиках, что они там думают вообще не понятно. Нельзя так поступать!
Конечно же, я обязательно поеду в Таллин. Я уже представляю, что я там увижу. Потому что памятник – это место святое, и ночью они его увезли.
Отвезли на военное кладбище. Многие русские были не против переноса памятника на военное кладбище, но чтоб это было с почестями, чтобы это действительно было красиво. Но такого никто – ни русские, ни эстонцы – не ожидал.
Знаете, у нас очень много смешанных браков эстонцев и русских, и что будет после этого – я не знаю. У меня у самой дочка с эстонцем живет. И в 1991 году очень много смешанных браков распалось. Не знаю, какие теперь у нас будут отношения. Простые люди никогда ничего здесь не делили. Эстонцы – очень миролюбивая нация, они не очень активные, поэтому мы и были так удивлены. Мы думали, что будут еще переговоры, что они прислушаются еще и ко мнению России, и Евросоюза. Нет, нет, нет! Вот они сказали, не будет стоять памятник, и все! Никаких объяснений! А что сейчас будет делать правительство – мы следим, правда, только по российским новостям – эстонские новости на русском языке у нас только ночью. Не знаю, что будет дальше, мне очень грустно.
Вопрос: Митинг в Таллине будет стихийным? Приедут ли на него люди из других городов?
Татьяна: Я боюсь, что да. У нас в Нарве, Кохтла-Ярве очень много русскоязычного населения. Возможно, им преградят путь, потому что подтянули полицию, по-моему, со всей Эстонии.
Всколыхнули буквально всех. Много очень молодых эстонцев, которые не понимают, зачем это нужно было делать. А никто не объясняет. Вот "не место тут памятнику", и все! В общем, какие-то объяснения, совершено непонятные простому народу. "Он не должен там стоять!". Ну хорошо, не должен – сделайте все с почестями, а не так, как они сделали. Это очень унизительно, мне стыдно и обидно, что простые люди потом из-за правительства будут страдать, когда кто-нибудь услышит, что ты эстонец.
Я тут родилась, жила всю жизнь, знаю простых эстонцев. Я могу об эстонцах столько хорошего сказать! Можно было по-другому сделать, и все бы с уважением к Эстонии относились. В Берлине стоит в центре памятник! Немцы просили прощения у России, а они до сих пор требуют у нас извинений за то, что мы – оккупанты. |
На день Победы со всего города тянулись к памятнику вереницы цветов, гвоздик, на метр высоты у подножия его было цветов. Я не знаю, почему это так задевает эстонские власти. Они же русских считают оккупантами. У нас пока слов не хватает от возмущения и обиды. Мы очень, очень переживаем.
Я думаю, памятник нужно вернуть, и теперь уже эстонские власти должны извиняться. Как можно исправить положение – трудно сказать, никто этого не знает. Будем ждать до вечера.
Председатель эстонского общества участников Второй мировой войны на стороне антигитлеровской коалиции Владимир Метелица: Лично меня у памятника ночью не было – это уже не мой возраст. У нас здесь сейчас как раз собрались ветераны, вместе с которыми мы вчера в шесть часов вечера участвовали в круглом столе в Госсобрании. Перед нами выступал министр обороны Эстонии Яак Аавиксоо. Он заверял нас. Что начинаются раскопки, идентификация, что памятник никто не собирается трогать, что палатки эти привезены только для раскопок и так далее. Я ему задал вопрос: "Почему вы эти раскопки начинаете к 9 мая? Почему такой "подарок" нам, ветеранам?". Как надо ненавидеть ветеранов Второй мировой войны, чтобы преградить им возможность положить цветок к могиле солдат, к символу нашей Победы! Он уклончиво отвечал и говорил, что это стечение обстоятельств, могли и раньше, могли и позже начать раскопки. Но он уже заранее знал в этот момент о начале демонтажа памятника, которое началось в три часа ночи. Потому что в то время, когда мы с ним встречались, уже шла подготовка к демонтажу, уже приехали машины. И он не мог об этом не знать, и лицемерил перед нами. И надписи на палатках об археологических раскопках – это все ложь.
Это вызывает у нас шок. Абсолютный шок у всех участников войны. Для некоторых это, может быть, будет даже и концом. Понимаете? |
Куда увезен памятник сейчас неизвестно. Верить властям этим нельзя, потому что они обманывают нас на каждом шагу. Сейчас в Таллине живет 2730 ветеранов, во всей Эстонии – 5300. Но у участников войны есть семьи, есть внуки, молодежь, правнуки даже. У нас есть "Ночной дозор", другие организации, вставшие на защиту памятника. Плюс еще блокадники – 700 человек, плюс узники фашизма – около 2000 человек в Эстонии. Это их семьи. Если взять их всех, получиться очень много людей.
Произошло это все таким гестаповским способом. "Ночной дозор" пытался охранять памятник, подъехала полиция, ворвалась в машины, разбила стекла. Вытащили из машин молодых парней, скрутили им руки. Волокли женщину – Ларису Нещадимову, которая является одним из руководителей "Ночного дозора". Тащили ее волоком буквально до полицейского участка. Там ей устроили допрос. Она спросила: "На каком основании меня арестовали?", а ей ответили "Если будете против полиции что-то говорить, мы вас еще на 48 часов оставим". Об этом она сама рассказывала сегодня. Это женщина уже в возрасте продает русские учебники.
По официальным данным один человек погиб – 37-летний мужчина. И второй – мальчик совсем еще – находится в больнице в тяжелом состоянии. Это то, что мне известно. Я сейчас занимаюсь сбором информации, к нам сегодня целый день приходят и звонят журналисты. Очень приятно, что это "эхо" уже дошло и до Екатеринбурга.
Председатель "Конституционной партии Эстонии" Андрей Заренков: Меня вчера задержали в полиции, и я только сейчас вышел за ее ворота. Поэтому мне практически ничего не известно. Меня задержали в связи с беспорядками, которые вчера были в Таллине. С самого утра у меня не было связи – отняли телефон.
Могу только предположить, что раз власти Эстонии задерживают политиков, то уже мне сложно назвать то государство, в котором мы живем, демократическим. Памятника уже нет! Памятника нет! Ночью, на самосвалах, на грузовиках его увезли, и что там происходит, мы не знаем.
Единственный вариант, если правительство все-таки признает свою ответственность перед миром, перед Европой, перед своим собственными гражданами, то оно, безусловно, сразу же, сегодня же должно подать в отставку. |
Это единственное, что спасет Эстонию от беспорядков, которые могут нахлынуть сегодня на нашу страну.
Вопрос: Уже звучат заявления России…
Андрей Заренков: Простите, я просто не знаю, что заявила Россия.
Вопрос: Председатель Совета Федерации РФ Сергей Миронов призвал прекратить дипломатические отношения с Эстонией.
Андрей Заренков: Знаете, сегодня любые меры по отрезвлению правых радикалов, которые провели этот закон, хороши. Я считаю, любые меры хороши.
Владимир Селезнев, ветеран, участник Великой отечественной войны, воевал в Литве и Латвии, житель город Сухой Лог Свердловской области: Я считаю, это кощунство. Так поступать нельзя, на Руси так никогда не поступали, в мире никто так не поступал. Человека похоронили, тем более защитника Родины, защитника Эстонии, а потом политики переносят останки на другое место, причем без согласия людей. Это делается не в угоду человеку, народу, а в угоду политики. И, по-моему, наши власти стоят на правильной точке, когда стараются не допустить такого. Этого нельзя допускать.
Прибалтийцы, как и люди всех национальностей, бывают разные. Мне приходилось воевать бок о бок с латышской 43-ей дивизией.
Мы стояли вместе, и выполняли одну и ту же задачу. Это были добросовестные, честные ребята, которые еще в 1941 году защищали Москву. У них девиз даже был – "Не кланяться пулям". У меня о них сложилось самое прекрасное мнение. |
Литовцы тоже замечательные люди, я ничего плохого о них не могу сказать. Были, конечно, и "лесные братья", но это ведь исключения, это не весь народ был.
Думаю, жители Прибалтики не поддержат такие вещи. Разве может честный, добропорядочный человек такие вещи поддерживать? Ни в коем случае! Будь он русский, латыш, эстонец – не поддержат. Это группа людей, которая сама не знает, чтобы сделать, лишь бы испортить отношения между Россией и Эстонией.
Накануне.RU начало акцию "Объявим бойкот стране-вандалу, глумящейся над памятью павших воинов-освободителей!". Вот отклик одного из наших читателей:
Сергей Грачев: Как-то плохо говорить не цивилизованно. Но, чтоб сдержаться, нужно приложить массу усилий. Очень это по-эстонски. Есть такая эстонская сказка и придумали её сами эстонцы. Про волка, который попал под дерево и слёзно всех умолял помочь ему вылезти, обещая никому больше не приносить вреда. Помог ему олень. Так этот волк и говорит: а теперь я тебя есть буду. Олень: как так, я ж тебя вытянул, жизнь тебе спас? А волк и говорит: я слово взял, я и забрал, пусть говорит нас кто-нибудь рассудит. Зайца ,барсука спросил: будете рассуждать? Те хвосты поджали, как делает сейчас Европа. Ну, тогда, говорит, волчица рассудит, какой был бы итог - понятно Хорошо медведь попался понятливый. А ты, говорит волку, залезь под дерево и покажи как было. А оленю говорит: положи дерево как было. Результат понятен - всё вернулось на круги своя.
Эту сказку придумали сами эстонцы. Но, видимо, они своих сказок не читают, либо с головой не дружат. Под бревно их, на место, и пусть сами выворачиваются. |
А то Евросоюз им голову вскружил, а у самих как не было ничего, так и нет. Как при союзе деньги вкачивались по более, чем другим, так и после распада живут за счёт транзита и поставок соседа.
P.S. В пятницу Совет Федерации РФ принял заявление с предложением разорвать дипломатические отношения с Эстонией за надругательство над памятником Воину-освободителю. С таким предложением выступил спикер Совета Федерации Сергей Миронов на заседании палаты. Это предложение было встречено аплодисментами в зале, сенаторы поддержали его единогласно. "Хватит издеваться над мертвыми, над памятником погибшим во Второй мировой войне", - сказал Миронов и предложил принять специальное заявление Совета Федерации в связи "с демонтажом и надругательством над памятником освободителям в Таллине". |