Аналитика


Нортгаз ищет защиту от Газпрома в кармане Ruhrgaz
Экономика | Портреты | Общество | Свердловская область | Свердловская область | Ханты-Мансийский АО - Югра | Курганская область | Челябинская область | Ямало-Ненецкий АО | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Экономика | Политика | телевидение | радио | Россия | Россия | Наука и техника | Центральный ФО | СЗФО | Южный ФО | Приволжский ФО | Сибирский ФО | Дальневосточный ФО | Уральский ФО | В России | В бывшем СССР | За рубежом | Уральский ФО | В мире

Газпром продолжает собирать активы, утраченные при прежнем руководстве. Разобравшись с более крупными "кусками" собственности, концерн принялся за "остатки", при этом весьма лакомые. Одним из таких объектов стала компания "Нортгаз", которая в прошлом году на Северо-Уренгойском газоконденсатном месторождении добыла 4 млрд кубов газа, а в нынешнем увеличит добычу еще на 1 млрд кубометров.
Как известно, перед Газпромом еще в 2002 году стояла задача увеличить добычу газа с 512 млрд кубометров в год до 520. По итогам года г-н Миллер с гордостью отрапортовал, что требуемый показатель был достигнут. Правда, стоит уточнить, что 13 млрд кубометров /при почти 9 млрд приращенных/ концерн получил от возвращенных активов – "Пургаза" и "Востокгазпрома". На ближайшие годы перед российским газовым монополистом стоит задача закрепить добычу как минимум на отметке 530 млрд кубов. В этой связи "Нортгаз", а это, напомним, 4-5 млрд кубометров в год, закрыл бы примерно половину от необходимого роста добычи... Так или иначе, но стремление во что бы то ни стало вернуть себе ранее утраченный контроль над этим активом для Газпрома стало делом принципа. Отказавшись от предложений по мирному урегулированию спора, монополист активизировал судебное давление.

"Нортгаз" же тем временем начал поиски инвесторов для продажи компании и, похоже, уже нашел реальную защиту от притязаний Газпрома. Накануне информационный ресурс компании "Northgas News" распространил сенсационное сообщение, объявив, что союзником "Нортгаза" может стать немецкий концерн "Ruhrgas" - крупнейший западный партнер российского монополиста, с которым он судиться и портить отношения, скорее всего, не станет.

Как известно, в начале нортгазовского проекта Газпром через свое дочернее предприятие "Уренгойгазпром" был его главным собственником. ЗАО "Нортгаз" /до 7.12.99 г. ЗАО "Нортгаз Лимитед"/ создано Постановлением Правления РАО Газпром от 04.10.93 г. в целях разработки неокомских залежей Северо Уренгойского месторождения, эксплуатация которого с 1987 г. осуществлялась ПО "Уренгойгазпром". Учредителями ЗАО "Нортгаз" выступили:
- "Уренгойгазпром" - 51%
- Фарко Груп /Farco Group, правопреемник Tansley Trading Limited/ - 5%
- Бектел Энерджи Рисорсиз Корпорейшн /Bechtel Energy Resources Corporation, далее - БЭРК/ - 44%.
Присутствие иностранных компаний было обусловлено необходимостью привлечения значительного объема инвестиций для разработки месторождения и внедрения высоких технологий для разработки трудноизвлекаемых запасов.
БЭРК /США/ - одна из самых влиятельных частных инженерно-строительных компаний в мире. После военных действий в Ираке в 1990 г. американские компании были чрезвычайно заинтересованы в проектах по добыче углеводородов в России, как альтернативных Ближнему Востоку. Вопрос об участии БЭРК в разработке месторождений в России был политическим решением, актом сотрудничества между Россией и США.
Фарко Груп /Великобритания/ была приглашена в состав учредителей по обоюдному решению Газпрома и БЭРК в качестве оператора проекта.
Руководитель проекта, а вскоре и президентом "Нортгаза", стал Фархад Ахмедов.

Начальный размер уставного капитала "Нортгаз" составлял 1,84 млрд. неденоминированных рублей или $ 5 млн.
"Уренгойгазпром" в оплату своих 51% внес 12 документов, стоимость которых была оценена советом директоров в $ 2,55 млн.
БЭРК оплатил свои 44% в форме ТЭО, организационных затрат и затрат на бурение, стоимость которых совет директоров оценил в $ 2,2 млн.
Фарко Груп внесла $ 250 000 в оплату своих 5%
В качестве приложения к учредительному договору и уставу "Нортгаза" был утвержден специальный график внесения дополнительных вкладов /График Внесения Вкладов/, по которому "Уренгойгазпром" был обязан внести в уставный капитал общества вклад на сумму $ 41 млн в период с 1993 по 1996 годы.
Предполагалось, что капитальные затраты на первый этап разработки Северо-Уренгойского месторождения полностью возьмет на себя компания БЭРК. Газпром, в свою очередь, подписал в сентябре 1995 года с "Нортгазом" Протокол "О мерах по повышению экономической эффективности проекта по разработке Северо Уренгойского месторождения". Он обязался профинансировать деятельность "Нортгаза" в объеме до $ 80 млн., в том числе оплатить свою 51% долю в форме услуг по бурению на сумму $ 40 млн, и обеспечить поставку газового конденсата в обмен на природный газ, добываемый "Нортгазом", /получаемый от Газпрома газовый конденсат планировалось реализовывать, в том числе на экспорт, выручка от его реализации могла быть использована в качестве эффективного и приемлемого для кредитных организаций обеспечения по привлекаемым кредитам/.

Однако Газпром, почему-то, свои обязательства по "Графику Внесения Вкладов" и "Протокола" ни в установленные сроки, ни позже не выполнил. По уверениям пресс-службы "Нортгаа", неоднократные обращения "Нортгаза" к руководству Газпрома по этому поводу, якобы, были проигнорированы. Безрезультатно закончились и попытки БЭРК заручиться поручительством российского монополиста перед кредитными организациями.
Возможно, Газпром тогда был занят другими проектами, а "Уренгойгазпром" просто не имел финансовой самостоятельности. Так или иначе, в декабре 96-го БЭРК выходит из состава акционеров "Нортгаза", официально заявив: "по причине политической нестабильности в России и нежелания Газпрома поддерживать проект". Принадлежавшие БЭРК акции "Нортгаза" /44%/ приобрел второй иностранный акционер - Фарко Групп, так как "Уренгойгазпром" тогда от покупки отказался.
Далее финансирование деятельности "Нортгаза" осуществлялось Фарко Групп. Для получения кредитов велись переговоры с банками в России и за рубежом - предоставить финансирование кредитные организации были готовы опять же при условии предоставления поручительства со стороны Газпрома. Последний снова почему-то отказался. И для дальнейшего ведения переговоров с кредитными организациями "Нортгаз" решил увеличить размер собственных средств за счет дополнительной эмиссии акций.
Летом 1999 года допэмиссия акций была произведена и зарегистрирована Омским региональным отделением ФКЦБ 25.08.99 г. Акции между учредителями "Нортгаз" распределились в том же процентном соотношении: 51% принадлежал "Уренгойгазпрому" и 49% - Фарко Групп. В соответствии с решением о выпуске акций второй эмиссии акционеры оплатили уставный капитал следующим образом: Фарко Груп – денежными средствами в размере 82 млн. рублей по договору купли-продажи акций, "Уренгойгазпром" – двумя скважинами, по договору мены.

Однако Фарко Групп, поставив под сомнение правомерность сформированного уставного капитала /при внесении вклада со стороны "Уренгойгазпрома" стоимость скважин не была утверждена Советом директоров/, вскоре решает обратиться в суд. В октябре 2001 года Арбитражный суд ЯНАО удовлетворил иск Фарко Групп и признал ничтожной сделкой договор мены акций на скважины. По решению суда "Уренгойгазпрому" был возвращен его вклад в уставный капитал "Нортгаза", а принадлежавшие ему акции приобрел Фарко Групп. Следовательно, доля Фарко Групп выросла до 95,5%, а "Уренгойгазпрома" снизилась до 0,5%.
Одновременно "Уренгойгазпрому" было предложено выкупить контрольный пакет, но руководство предприятия то ли денег пожалело, то ли сильно обиделось на партнера и решило начать судебную тяжбу.

Пока же "Уренгойгазпром" искал справедливость в судах, оспаривая незаконность второй допэмиссии, "Нортгаз" и Фарко Групп получили решение суда, по которому "Уренгойгазпром" вообще лишился доли участия в ЗАО "Нортгаз" в связи с неоплатой своих акций первой эмиссии по "Графику Внесения Вкладов". 
Уже в 2002 году Фарко Групп продает свои акции нескольким иностранным компаниям, контрольный пакет "Нортгаза" достался английской компании REDI Limited, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Сама же Фарко Групп была ликвидирована. А в 2003 году на внеочередном общем собрании акционеров ЗАО "Нортгаз" принято решение о реорганизации в ООО.

"Уренгойгазпром" объединенными с Газпромом усилиями уже два года безуспешно добиваются восстановления прав на контроль над этим активом, так легко утраченным при прежнем руководстве. Надо сказать, что в бесконечных судебных разбирательствах в позициях и аргументах Газпрома ничего нового так и не появилось, даже несмотря на безуспешность тяжбы, отзывать иски он не намерен. Точка зрения монополиста была и остается на сегодняшний день таковой: акции ЗАО "Нортгаз" списаны с лицевого счета "Уренгойгазпром" и присвоены прочими акционерами - оффшорными компаниями - с грубейшими нарушениями российского законодательства и прав акционеров. Учредительный договор ООО "Нортгаз" подготовлен и принят представителями акционеров ЗАО "Нортгаз" на внеочередном собрании акционеров без участия "Уренгойгазпром", который не был уведомлен и не давал согласия на произведенную реорганизацию.

Изрядно вымотав нервы в судах, в 2003 году стороны сели за стол переговоров: иностранные инвесторы, контролирующие 100% долей ООО "Нортгаз", предложили российскому газовому монополисту в качестве мирного урегулирования спора выкупить 99,5% акций компании за $ 1,2 млрд. Газпром, поставив заявленную цену независимых оценщиков под сомнение, от сделки отказался. Затем, в феврале этого года, Газпрому было предложено урегулировать ситуацию другим путем. Речь шла уже о создании зарубежной холдинговой компании, куда перешли бы 100% доли в ООО "Нортгаз". Газпрому, либо одной из его дочерних компаний, предлагалось передать 50% акций этой холдинговой компании при условии получения иностранными инвесторами справедливой компенсации. Учитывая  высокую квалификацию менеджеров "Нортгаза", оперативное управление проектом должно было быть сохранено за действующей командой. Газпром, в свою очередь, должен был предоставить гарантии по кредитам для финансирования 50% работ по разработке и вводу в эксплуатацию Восточного купола Северо-Уренгойского месторождения, а также обеспечить внутрикорпоративные тарифы и доступ к своей инфраструктуре по транспортировке и переработке продукции "Нортгаза". Наконец, стороны отзывают ранее поданные судебные иски.

Газпром, придерживаясь жесткой позиции, естественно, заявил, что в таком виде предложение считает не приемлемым: на заключение сделки он пойдет только при условии продажи контрольного пакета акций именно в компании "Нортгаз", а не в иностранном оффшорном  холдинге. Более того, отзывать судебные иски он не намерен.

29 марта этого года в Арбитражном суде Ямало-Ненецкого автономного округа состоялось очередное слушание дело по иску "Уренгойгазпрома" "О признании недействительным внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Нортгаз" и его решения от 03.04.2003 г. о реорганизации общества". В тот день "Нортгаз" предъявил суду документы, подтверждающие, что на момент проведения реорганизации - "Уренгойгазпром" уже не являлся акционером, так как в свое время не оплатил соответствующим образом ни одной акции. Для рассмотрения этого вопроса суд отложил слушание дела на 22 сентября.

В Департаменте по информационной политике ОАО "Газпром" прокомментировать нам причины неоплаты "Уренгойгазпромом" своей доли акций в ЗАО "Нортгаз", выпущенных в ходе первой и второй эмиссий, затруднились. Подчеркнув лишь намерение Газпрома "и далее в судебном порядке обжаловать списание акций и продолжать все действия, направленные на возврат ЗАО "Нортгаз". На что пресс-служба "Нортгаза" парировала: "в любом случае само по себе решение о судьбе акций ЗАО "Нортгаз" уже не имеет никакого правового значения для участников и распределения долей в ООО "Нортгаз". Непонятно, почему Газпром с такой настойчивостью добивается перераспределения акций, которых уже давно нет".
И теперь информационный ресурс компании "Northgas News" накануне распространил сообщение, объявив, что "у владельцев "Нортгаза" появился реальный шанс защитить компанию от притязаний Газпрома". Неожиданным союзником "Нортгаза" может стать немецкий концерн "Ruhrgaz", который уже ведет с компанией переговоры о сотрудничестве.

Не секрет, что "Ruhrgaz" является крупнейшим стратегическим западным партнером российского газового монополиста, в частности, по поставкам газа в ФРГ. Кроме того, Газпром имеет совместные с "Ruhrgaz" предприятия в республиках СНГ и за рубежом, а глава немецкого концерна Буркхард Бергман, кстати, единственный иностранец в Совете директоров Газпрома.

Как пишет "Northgas News" со ссылкой на слова Буркхарда Бергмана, "его компания, конечно, отдает предпочтение совместным проектам с Газпромом, но есть и независимые производители, заслуживающие внимания". Когда акционеры "Нортгаза" поняли, что монополист не отступит, пока не отсудит себе компанию назад, они начали вести переговоры с различными инвесторами о продаже "Нортгаза". Однако, несмотря на его привлекательность /запасы Северо-Уренгойского месторождения оцениваются в 332,7 млрд кубометров газа/ ни одна крупная российская компания так и не решилась его купить по той одной простой причине, что дело придется иметь с Газпромом, который ни за что не пустит их "в трубу".
Однако "Ruhrgaz" - иное дело, и. Со своим крупнейшим западным партнером Газпром, скорее всего, судиться и портить отношения не станет. Для "Ruhrgaz", в свою очередь, покупка "Нортгаза" это, безусловно, сделка выгодная. Немецкая компания тем самым воплотит в жизнь свою давнюю мечту о добыче газа в России. Как известно, однажды "Ruhrgaz" уже пытался купить в России газовый актив - контрольный пакет "Севернефтегазпрома", принадлежащий тогда структурам "Итеры", однако российский монополист такой возможности ему не дал. Теперь у немецкой компании, похоже, есть шанс взять реванш, а у владельцев "Нортгаза" - защитить компанию, укрывшись в его кармане.
Газпром же от каких-либо комментариев на этот счет пока решил воздержаться.   



Оксана Короткова