Неверный шаг наверху может обрушить лавину. Роберт Карпач
"Большие хорошие глупости" российские политики уже давно не делают. И уж тем более в отношении федеральной власти. В последнее время это стало столь привычным, что позапрошлонедельное письмо дальневосточных губернаторов главе государства, вызвало, несмотря на свою своевременность, закономерность и даже неизбежность, немалое удивление.
Напомним, десять из тринадцати региональных лидеров, входящих в Ассоциацию "Дальний Восток и Забайкалье", подписались тогда под посланием Президенту, в котором говорилось об антиконституционности принимаемых с кремлевской подачи поправок к 155 социальным законопроектам.
Закон "максимально концентрирует полномочия в области финансово-экономической деятельности в федеральном центре с минимизацией его ответственности и обязательств в социальной сфере и не оставляет за субъектами властных полномочий и ресурсов, необходимых для управления территориями и обеспечения жизнедеятельности населения, перекладывая на их плечи всю тяжесть решения социальных проблем и последствий прогнозируемой миграции населения с Дальнего Востока и Забайкалья ", отмечалось в письме.
После этого "пробного шара", на который, кстати, никакого официального ответа из-за краснокирпичных стен главного здания российской власти не последовало, на некое подобие протеста решилась еще одна партия /не в смысле партия как общественное объединение, а в смысле некий круг единомышленников/ губернаторов, на сей раз, правда, объединившихся не по территориальному признаку. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, мэр Москвы Юрий Лужков, глава Якутии Вячеслав Штыров, президенты Татарстана Минтимер Шаймиев и Башкортостана Муртаза Рахимов в конце прошлой недели также направили обращение Владимиру Путину.
Письмо губернаторов, выстроивших отношения с Кремлем так давно и крепко, что сомневаться в их лояльности не приходится, было выдержано в более сдержанных тонах. Коротко напомнив президенту в начале обращения про то, что он поддержал предложение глав субъектов РФ передать как можно больше полномочий с федерального на региональный уровень и обеспечить эти полномочия финансовыми источниками, далее подписанты фокусировали внимание главы государства исключительно на неадекватности в изменении федеральных законов в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Попытка протеста регионалов интересна не только и не столько сама по себе, сколько как часть тенденции и провокация реакции. То, что тенеденция то ли естественного развития, то ли искусственного подогревания протестных настроений налицо – очевидно. Пока ее двигают лишь крайне левые силы, левые настолько, что даже Жириновского на прошедшем в Москве на прошлой неделе митинге закидывали всякой валявшейся под ногами протестанов всячиной.
Трехтысячный митинг под лозунгом "Нет – упразднению социальных гарантий!" проходил на крыльце бывшего музея Ленина, зачинщиками его стали чернобыльцы, к которым присоединились ученые, инвалиды и партии, числящие себя в оппозиции. Звучали слова "антисоциальный переворот" и "перевыборы Госдумы и президента", однако ж вряд ли сие значило нечто большее, чем пиар тех самых местами оппозиционных партий.
На фоне этого пока что разового выступления, губернаторские письма выглядят чуть ли не махровой оппозицией. И именно так, наверное, и были восприняты наверху. Иначе чем еще можно объяснить продолжения "эпистолярной истории". Из в общей сложности четырнадцати подписавшихся под обеими письмами губернаторов пятеро /больше трети!/ уже отказались от своих автографов. Часть просто заявив, что письма липовые, часть, объясняя /опять же президенту и опять же в письменном виде/, что подпись ставил не я, а если и я, то не ведал под чем…
Итак опровергли свое согласие с протестными письмами ранее подписавшиеся Президент Бурятии Леонид Потапов, губернатор Читинской области Равиль Гениатулин, глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, президенты Татарии Минтимер Шаймиев и Башкирии Муртаза Рахимов.
Предположить, что, действительно, некий злодей письмо подделал и отправил президенту, конечно, можно. Но с большим трудом. Хотя бы в силу того, что отказались признать свои подписи действительными не все губернаторы, а большинство и вовсе до сих пор позицию по необходимости корректировки последних реформаторских телодвижений федеральной власти, по-прежнему, считают единственно верной.
Гораздо более вероятным выглядит вариант того, что "отказавшимся" отказаться помогли. Жаль вот, что не помогли придумать оправдание отказа, потому как в большинстве своем выглядят "отмазки" крайне нелепо. И еще более двусмысленным представляется будущее этих губернаторов, по всей видимости, и дальше собирающихся благодарить центр за полномочия без финансового обеспечения. Только вот к чему множить непоследовательность своих действий? Двойные стандарты – не лучший козырь для электората. Впрочем, Шаймиев и Рахимов побольше других прикрыты "снизу" – все тем же электоратом, а Матвиенко "сверху" - федеральным центром.
Но как бы то ни было, вряд ли даже им за беспредельную лояльность обещано отдельное матобеспечение розданных полномочий. И, как будут они закрывать финансовые "дыры" в своих бюджетах – вопрос открытый. Если центр может пустить на ту же прореху от монетаризации приватизационные доходы, например /по данным РБК, правительство собирается выручить за госпакеты ряда предприятий, в их числе Связьинвест, Аэрофлот и др. порядка 40 млрд рублей, тогда как монтаризация обойдется в 30 млрд рублей/, то губернаторам придется бегать в Кремль, демонстрируя лояльность рыбки, уже заглотившей крючок.
В связи с бурлящей в последние две недели губернаторской активностью, все более любопытно молчание остальных глав субъектов РФ. Оглянувшись на Уральский федеральный округ можно предположить, что региональные лидеры выжидают максимально удобного момента, либо, чтобы представить свою лояльность в нужное время в нужном месте и на нужных условиях, либо чтобы продемонстрировать нелояльность, но в компании побольше и посолиднее.
Если пройтись по персонам, то тюменский губернатор Собянин вряд ли "будет замечен" даже в одобрительном взгляде в оппозиционную сторону; лидеры ХМАО и ЯНАО озабочены проблемами более серьезными, чем социалка, которая выстроена у них так, что даже без льгот /а северные, к слову сказать, оставили/, жители автономных округов будут жить на порядок лучше прочих россиян; глава Курганской области Богомолов готов, вероятно, и в позицию, и в оппозицию, только бы выделяли субвенции и не мешали избраться; челябинский губернатор Сумин в подведомственной области бунта явно не допустит, хотя бы при помощи "группы поддержки" из промышленных предприятий, да и проблемы многих некоторых высокопоставленных чиновников не располагают к ссорам с федералами. Ну и, наконец, свердловский голова Россель, в прошлом любитель суверенитета и революций, нынче, по всей видимости, запасшись терпением и политической мудростью, ждет результатов от активности коллег.
В общем, если федеральная власть делает огромный шаг вперед, а потом слегка отступает назад, сохраняя при этом видимость стабильности и контроль над протестными настроениями, то губернаторы, взяв эту практику на вооружение, почему-то семенят вперед и отпрыгивают назад. Остается надеяться, что такую уверенность федералам придает четкое видение будущего, а неуверенность регионалов - лишь субъективная черта их личности…